В конце минувшего года народный депутат Украины Виктор Балога прибегнул к резонансному шагу — сделал публичное обращение к представителям зарубежных государств, руководителям дипломатических представительств и призвал их предоставить информацию о двойном гражданстве украинских коррупционеров из числа правительственных чиновников, народных депутатов, губернаторов, которые незаконно имеют двойное гражданство и получают паспорта других стан с целью легализации незаконных состояний и избежания ответственности за свои преступления на территории Украины. О мотивах этого поступка и других актуальных вопросах украинской политики мы беседовали с Виктором БАЛОГОЙ в первые дни нового года.
— Что побудило вас, пан Виктор, сделать такое обращение?
— Я глубоко убежден, что в воюющей стране у представителей власти не должно быть другого гражданства, кроме украинского. Что касается моего публичного обращения, то это следствие отсутствия какой-либо реакции власти на все публичные скандалы, связанные с наличием двойного гражданства у чиновников и депутатов разных уровней.
Когда у политика есть два паспорта, то не понятно, в чьих интересах он реально работает. Скорее всего, Украина для него — лишь территория для зарабатывания денег. Ни он, ни его дети жить здесь не собираются. Он — потенциальный предатель. Я уже не говорю о том, что его мало волнуют качество нашего образования и медицины, состояние дорог, уровень жизни людей и в целом — будущее Украины. Поэтому я очень хочу, чтобы украинцы получили полную информацию, как говорят, из первоисточников, с какой страной связывают свою личную благополучную будущность конкретные представители правящей элиты.
— Ваше отношение к протестным акциям в центре Киева и роли Михеила Саакашвили в них?
— Я бы не преувеличивал роль ни одного представителя так называемой оппозиции, которые пытаются представить из себя лидеров протестного движения. Люди относятся к ним так же скептически, как и к действующей власти.
Но не надо приуменьшать желания людей отстранить от власти Петра Порошенко и его компанию. Вопрос лишь в том, что украинцы хотят сделать это мирным путем, а Саакашвили провоцирует насилие, что само по себе маргинализирует уличные протесты. Из-за этого я склонен допускать, что он работает в связке с Банковой. Я бы не отвергал того, что он, по заказу власти, помогает обществу выпускать пар и одновременно делает протест маргинальной темой, чтобы на улицу не выходил средний класс, который является настоящим двигателем перемен и которого на самом деле власть боится.
— Появилась информация по отсрочке голосования по законопроекту о деоккупации. Как тогда решать проблему, если у нас до сих пор законодательно АТО, а не война?
— Так называемый закон о деоккупации был лишь прикрытием продолжения особого статуса для ОРДЛО. А в сущности данный закон Украине ничего не дает. Это просто набор лозунгов и тезисов, которые ничего не изменят на Донбассе. Этот конфликт нельзя решить законами нашего государства. К сожалению, для нас его решение в руках других государств, которые без нашего участия договариваются о нашем будущем.
— Ваша оценка ситуации, сложившейся с принятием Закона «Об образовании». Как вы как опытный политик оцениваете рост напряжения вокруг вопроса использования языков национальных меньшинств в Украине?
— В Украине должен быть один государственный язык. И точка. В законе нет ничего, что притесняет права других национальностей. Все проблемы вокруг него искусственные.
Просто все привыкли, что языковой вопрос — это быстрый путь к дешевой популярности, и всегда находятся любители сыграть на этой теме ради собственной пользы. Это касается и венгерских политиков не меньше, чем наших.
— Имеют ли, с вашей точки зрения, основания венгерские политики для таких заявлений, к которым они прибегают, о ситуации с использованием венгерского языка в образовательной сфере Закарпатья?
— В том-то и дело, что больше всего ситуацию нагнетают именно политики, и именно из Будапешта, которые на Закарпатье не живут. А украинские венгры, в частности и те, кто представлен в украинской власти, проблемы не видят. Никаких протестов или политических акций они не устраивали и, более того, остаются частью действующей власти. Поэтому реальных оснований для таких действий венгерской власти нет. Это чистая политика. Проблемы есть в организации образовательного процесса по изучению украинского языка в школах национальных меньшинств. Но к этому политики и политика не должны иметь никакого отношения. Этим должны заниматься специалисты-педагоги и соответствующие государственные институты, которые должны создать для этого все соответствующие условия.
— Появились выводы Венецианской комиссии относительно статьи 7 нашего Закона «Об образовании». Как нам следует их воспринимать?
— Насколько я знаю, рекомендации Венецианской комиссии нужно обязательно учитывать. Вопрос, что это нужно делать разумно, чтобы украинский язык не оказался в еще худшем положении, чем до принятия закона «Об образовании».
— Сегодня в Украине на главном месте вопрос децентрализации власти. Ваше отношение к этой проблеме.
— По моему мнению, вопрос децентрализации власти в Украине следует рассматривать в двух плоскостях — передача значительной части полномочий и финансов из столицы на региональный уровень и образование объединенных громад как основы местного самоуправления. А на такой шаг у нынешнего Президента нет политической воли. Единственным из всех украинских президентов, признававшим необходимость таких изменений и предпринимавшим шаги для того, чтобы страна строилась не по вертикали, а по горизонтали, был Леонид Кравчук. При его каденции в Украине состоялись единственные за 26 лет прямые выборы глав областных рад. При всех следующих президентах, особенно при Леониде Кучме и Викторе Януковиче, выстраивалась жесткая властная вертикаль. Нынешний Президент, несмотря на его заявления, также является сторонником такой модели. Единственный позитивный момент нынешней децентрализации я вижу в создании объединенных территориальных громад по примеру Польши. Однако и в этом процессе есть две существенных проблемы, которые центральная власть устранять не спешит. Первое — это финансы. Нынешним Бюджетным кодексом на места переданы те налоги, которые трудно администрировать. Второе — значительная растянутость процесса создания ОТГ во времени. Следовало очень взвешенно отнестись к разработке перспективных планов создания ОТГ, зато после их утверждения сразу объявлять внеочередные выборы и формировать новую систему власти на местах, ликвидировав райгосадминистрации и районные рады как рудименты вчерашнего дня. Этого нет только потому, что у Президента Порошенко отсутствует политическая воля проводить в стране коренные изменения, потому что ключевым моментом создания ОТГ является выборность и ликвидация управления и распределения финансов в «ручном режиме». Лишать себя этого искушения Президент не хочет, поэтому процесс создания ОТГ чиновники госадминистраций всячески блокируют, заранее зная, что ответственности за это не понесут.