Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О шансах третьей кандидатуры

Валерий ГОНЧАРУК: «У Тимошенко и Порошенко — высокие антирейтинги, поэтому другой, кто попадет во второй тур, может победить»
17 апреля, 2018 - 19:26
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

До предстоящей президентской гонки немного меньше года. Но активная перегруппировка сил и подготовка кандидатов уже началась. Об особенности будущих выборов говорим с руководителем Департамента избирательных технологий Агентства моделирования ситуаций Валерием ГОНЧАРУКОМ. 

***

Валерий, как бы вы охарактеризовали основных игроков, кандидатов перед выборами нового президента?

— Президентские выборы однозначно будут определять характер последующих парламентских выборов, которые состоятся осенью 2019-го. И думаю, основные политические силы (парламентские и внепарламентские) будут выдвигать своих кандидатов. Но сегодняшние рейтинги кандидатов пока не являются показательными, потому свидетельствуют лишь об одном: явного фаворита или фаворитов нет. По всем опросам лидируют Тимошенко и Порошенко, но у них рейтинг настолько низкий, что любой третий кандидат может попасть во второй тур. Также следует отметить, что и у Тимошенко, и у Порошенко — высокие антирейтинги, поэтому другой, кто попадет во второй тур, теоретически может победить.

Разумеется, уже началась очень серьезная игра относительно подбора партнера на второй тур голосования, что говорит о возможности появления третьей кандидатуры. Поэтому не удивительно, что сейчас в социологических опросах мы видим фамилии достаточно сложных с точки зрения политики фигур, как, скажем, Вакарчука или даже Зеленского. Это говорит о том, что ниша есть, тем более существует высокий процент тех, кто не определился.

Думаю, основные игроки, которые представлены в парламенте, будут вести себя осторожно. Показателен здесь «Народный фронт», который устами Авакова говорит о том, что они не определились, кого будут поддерживать на выборах: возможно, у них появится свой кандидат, возможно, это будет действующий Президент, возможно, они будут выдвигать третью альтернативную кандидатуру. Поэтому торги только начинаются.

Кроме того, мы видим, что в самой системе власти тоже не все гладко. Например, есть конфликт на уровне правоохранительных, антикоррупционных структур, в частности между Луценко, Сытником, Холодницким. С другой стороны, есть разговоры о том, что и должность Гройсмана не вечна, соответственно — вокруг нее тоже происходят определенные игрища. Также на выборы обязательно будет влиять ситуация на востоке, возможность эскалации военных действий и так далее. Разумеется, большое значение будет иметь экономическая ситуация в стране. Итак, за год до выборов вряд ли кто-то сделает точный долговременный прогноз. 

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

На днях исполнилось два года правительства Гройсмана, о котором все чаще говорят, что он давно ушел в самостоятельное плавание. Можно ли ожидать его участие в выборах в каких-то комбинациях?

— Для Гройсмана важно, чтобы принимались решения на уровне парламента, потому он ситуативно вступает в союзы с разными политическими игроками. Часто мы видим, что его даже больше поддерживает «Народный фронт», чем сам «Блок Петра Порошенко», который очень сложен в своем составе. Там треть уже откровенно заявляет об антипрезидентской позиции. Но я бы пока не делал прогнозов по поводу того, сможет ли Гройсман выйти на президентские выборы как самостоятельный игрок. Все-таки нужно учитывать, что у него нет мощной поддержки какой-то парламентской силы. Соответственно для того, чтобы на что-то претендовать, ему нужно пройти другие электоральные соревнования. Вместе с тем мне кажется, что сегодня нет голосов для того, чтобы отправить Гройсмана в отставку. Так же не будет голосов и за любого нового премьер-министра.

Вы вспомнили две фамилии «не от политики» — Вакарчука и Зеленского. Какие они имеют шансы и чья это может быть игра?

— Вакарчук, в отличие от Зеленского, имеет небольшой политический опыт. Мы знаем, что в свое время он был народным депутатом от «Нашої України». Но это был негативный опыт, потому стать настоящим парламентарием он так и не смог. Я не исключаю, что часть демократического лагеря, который пребывает в оппозиции к Президенту, сделает ставку на Вакарчука. Но тут возникает вопрос: а кто его команда? И здесь могут возникнуть проблемы. Например, за Вакарчуком может появиться тень Пинчука, а за тем же Зеленским — Коломойского. В таких условиях Вакарчуку сложно будет вести избирательную кампанию.

Недавно Егор Фирсов написал статью, в которой призывал демократическую оппозицию объединиться вокруг единого кандидата. Это реально?

— В этом плане в свое время была знаковая встреча Садового, Гриценко, Саакашвили, Гацько, на которой они говорили о возможном союзе. Такой альянс теоретически мог бы возглавить Саакашвили, когда он начал проводить свои форумы, но не «сложился» он как большой организатор политиков. Здесь отдельная история, начиная с предоставления гражданства и вообще его роли в украинский политике. Также не следует забывать, что все из них очень амбициозные. Тот же Гриценко говорит о том, что его рейтинг уже даже не третий, а второй или чуть ли не первый. Очень амбициозный Садовый, который является мэром и имеет свою фракцию в Верховной Раде, чего нет у Гриценко. Относительно Фирсова, Наливайченко, Гацько или Чумака, то они пока не дотягивают в плане электоральных симпатий. Поэтому им будет очень сложно. Мне кажется, что значительная часть политиков, которых мы упомянули, все-таки будет ориентироваться на Тимошенко. Единого кандидата, о котором пишет Фирсов, вряд ли они выдвинут и вряд ли смогут объединиться вокруг Гриценко или Садового.

Стоит ли рассматривать кандидатуру Юрия Луценко в определенных конфигурациях от власти?

— Луценко пытается играть свою игру: он уже имеет достаточный политический опыт. Но в чем его проблема? Он так и не показал реальный результат на должности генерального прокурора. И я не думаю, что в течение следующего года произойдут какие-то мощные сдвиги в плане борьбы с коррупцией в Украине. Вроде бы какие-то там средства Януковича и возвращены в бюджет, однако есть большое недовольство, например, по делам Майдана. Нет триумфа и по делу госпредательства Януковича, здесь вообще пока никто не знает, чем может завершиться это дело. Возможно, Луценко достаточно сильный партийный игрок, но когда речь идет о реальном результате, например, хозяйственника, то здесь проблема.

Каковы шансы у Олега Ляшко?

— Ляшко будет пытаться играть свою игру и, безусловно, будет баллотироваться на пост президента.  Причем может рассчитывать на пятое, четвертое или третье место. Исли вдруг если он выйдет во второй тур, то подавляющее большинство избирателей будет голосовать не столько «за», сколько «против» него. Потому что Ляшко достаточно экстравагантная и одиозная фигура, которая имеет своих избирателей, но этого недостаточно для победы на выборах.

Недавно националистические силы («Свобода», «Национальный корпус», «Правый сектор») провели объединенный марш против олигархов. Известно, что они имеют свою нишу, но достаточна ли она, чтобы претендовать на серьезные позиции на выборах?

— Я думаю, что все эти марши больше нацелены на парламентские выборы. И здесь также нужно понимать, что националистические силы имеют свою ограниченную нишу и поддержку. Мы знаем, что на предыдущих выборах при президентстве Януковича «Свобода» набрала 10,5%, а на выборах уже после Евромайдана они не преодолели проходной барьер (4,7%). Правда, в 2014-м у них были конкуренты — «Правый сектор» и другие. Если они объединятся перед следующими парламентскими выборами, то, конечно, они имеют шанс преодолеть проходной барьер. Что касается президентских выборов, то рейтинг того же Тягнибока ниже, чем самой партии, то есть он далеко недостаточен для победы. Что касается других лидеров, например Билецкого, то у него рейтинг еще ниже. В целом же не исключено, что ключевые игроки могут использовать националистические силы в своей игре, потому что сами по себе они активны, мобильны, могут быть агрессивными и т.д.

Проанализируем противоположный лагерь — избиратели бывшей Партии регионов. Здесь борьба идет между Юрием Бойко и Вадимом Рабиновичем. Насколько это серьезные претенденты?

— Феномен партии «За життя» Рабиновича и Мураева близок к партии Прогрессивной социалистической партии Украины Наталии Витренко. Такой проект может претендовать на определенный процент избирателей в пределах 10%: это достаточно радикальный пророссийски настроенный электорат. Но у них абсолютно нет потенциала для роста, учитывая, что самые большие их сторонники остались на оккупированной территории. В свою очередь, Бойко рассчитывает на более умеренный электорат, но эта умеренность может сыграть не в его пользу, потому что такие избиратели более пассивны. Проблема «Оппозиционного бока» еще и в том, что там нет единства. Думаю, на президентских выборах Бойко будет делать ставку не на победу, а на надежный результат под парламентские выборы. На них он уже может набрать более солидный результат, что открывает возможность попадания в коалицию с перспективой определенных министерских должностей.

На прошлой неделе в СМИ была новость о том, что олигархи Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов тайно встретились в Женеве с экс-главой АП Борисом Ложкиным. «Конечно, говорили об украинских реалиях, о политике говорили, о перспективах, о том, что Петр Алексеевич никогда не будет президентом больше...» — позже заявил Коломойский (radiosvoboda.org). По вашему мнению, кем и как играют украинские олигархи перед будущими выборами?

— В Украине нет единого олигархата, все они скептически относятся друг к другу, а следовательно, конкурируют между собой. Соответственно олигархи не будут играть в одном лагере. Понятно, что Коломойский ни при каких обстоятельствах не будет поддерживать Порошенко, а с помощью своих ресурсов будет помогать другим игрокам выиграть. Тот же Ахметов, Пинчук скорее будут раскладывать яйца в разные корзины. Так обычно они себя ведут. Также мы должны учитывать, что подтянулись и другие олигархи — Косюк, Бахматюк, Живаго, которые также будут вести свою игру, так как ресурсов у них достаточно. У действующего же Президента также есть свои возможности полноценно проводить избирательную кампанию.

— Если оценивать выборы с точки зрения использования политтехнологий, админресурса, подкупа, фальсификаций и так далее, нас опять ждет весь этот «букет»?

— У меня есть опасение, что в этот раз помимо всего этого «букета», могут еще добавиться и более радикальные действия с использованием оружия или каких-то вооруженных людей. Если в течение года не стабилизируется ситуация в плане криминала, то нас ждут опасные выборы. И это напряжение вызывается не только тем, что есть война на востоке или наличием оружия, но и тем, что у нас нет явного лидера. Это значит, что могут использоваться разные методы как по линии «кандидаты — избиратели», так и по линии «кандидат — кандидат».

Почему, по вашему мнению, несмотря на все трагические события в Украине, которые должны были бы изменить систему, избирателям снова придется выбирать из того,что есть? Почему не работают социальные лифты?

— К сожалению, у нас до сих пор не произошло эволюционное изменение и обновление политической элиты. Вроде бы после Евромайдана в парламент и попало много молодых людей (общественные деятели, атошники, журналисты), которые не имели большого багажа, опыта и ответственности, но они так и не смогли проявить себя положительно, не смогли превратиться в полноценных лидеров, привнести конструктивные проекты. Система их поглотила. А потому вчерашние «кумиры» дискредитировали не только себя, но и сами идеи. Пока основными игроками  из кандидатов остаются Тимошенко и Порошенко.    

 

 

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ