Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О силе печатного слова

Так кто и как «продвигал» в Одессе российскую культуру и язык?
4 сентября, 2012 - 11:44

Когда 31 августа в интернет-СМИ появилась информация, что на Дне города в Одессе известный украинский музыкант Олег Скрипка выступит в поддержку русского языка, сеть забурлила комментариями о моральном облике солиста легендарной группы «ВВ». Хотя уже к концу дня выяснилось, что Скрипка действительно будет петь в Одессе 2 сентября, в день рождения Южной Пальмиры, но на ином концерте. Опроверг скандальную политико-культурную информацию сам Скрипка. Однако, как говорят во все том же солнечном городе, «неприятный осадок остался».

СОВМЕСТИМЫ ЛИ «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО»?

История о предполагаемом выступлении Олега Скрипки в поддержку русского языка имеет несколько аспектов, каждый из которых заслуживает рассмотрения. Первый — заключается в сакраментальном и вечном вопросе: «С кем вы, мастера культуры?», который становится все более актуальным в свете текущей избирательной кампании, когда в нардепы, причем нардепы-фронтмены, подались и актеры, и музыканты, и писатели. Совместимы ли «гений и злодейство», если под вторым однозначно разуметь политику? Должен ли деятель культуры высказывать свою точку зрения путем обозначения политической позиции?

На сей счет существуют два противоположных мнения. Сторонники моральной чистоты призывают деятелей искусства не мараться о грязное политическое белье, вспоминая неудачное хождение во власть тех же Русланы и Святослава Вакарчука. Другие восклицают, что политический момент требует жертв и пророков, ждать более нельзя, и представители искусства как граждане, причем авторитетные, просто обязаны бороться за души и убеждения своих соотечественников. Мол, если ситуация в стране такова, что уже и артисты пошли в депутаты, то дело пахнет серьезной политической поляризацией.

Обе стороны исповедуют столь крайние точки зрения, что нет возможности примирить их. В среде самих деятелей искусства мнения аналогичны: одни демонстративно отстраняются от политики и предпочитают о ней даже не говорить, иные же считают своим долгом просвещать народ. И примеры под каждое мнение можно найти соответствующие. В конце концов, в мировой истории актеры не только были и есть депутатами — они занимали посты и повыше. Пример Рональда Рейгана здесь — хрестоматийный. Конечно, тут же вспоминаются и Арнольд Шварценеггер, и российские коллеги наших Таисии Повалий, Михаила Поплавского и Остапа Ступки — те же Иосиф Кобзон и Лариса Долина, не говоря уже о вступлении тамошних звезд эстрады типа Димы Билана в «Единую Россию». И эти примеры, хотя и кажутся кому-то примерами продажности и профанации, ничего удивительного не содержат. Актеры, писатели и певцы имеют полное право высказывать свою политическую позицию. Особенно в периоды, которые они считают трудными, переломными для страны. В самом участии таких людей во власти нет ничего крамольного. В СССР лояльных деятелей культуры делали депутатами Верховного Совета и позволяли им даже занимать и иные, формально значимые, посты. Так почему сейчас актерам и певцам нельзя высказаться на политические темы, своим примером вдохновлять своих сторонников? На это обычно отвечают следующее, особенно основываясь на украинских реалиях: мол, страна и так расколота на Восток и Запад, на русско- и украиноязычных, так зачем еще и актеры с певцами будут вносить свою лепту в этот раскол вместо того, чтобы своим искусством примирять людей? Да и время, потраченное на политику, деятели искусства могли бы посвятить очередным ролям и книгам.

Эти аргументы имеют право на существование, однако возражения им столь же равноценны. Выбор каждого человека, включая и деятеля искусства, — защищать свои взгляды любым удобным и законным образом, в том числе путем политической агитации, используя свой авторитет у населения. Все равно идеологические воззрения противников «Свободы» не поменяются оттого, что за нее будет агитировать Богдан Бенюк. Равно как и наличие в списке ПР Таисии Повалий вряд ли придаст партии дополнительного рейтинга. Если чей-то имидж и пострадает, так это самой певицы. Как и Остапа Ступки, и того же Андрея Шевченко, который за один день из народного героя стал объектом насмешек и интернет-мемов. Актеры, певцы и спортсмены только усиливают образ той или иной партии, но не особенно повышают число ее поклонников. Очень многие украинцы, наоборот, рады увидеть в рядах привлекательной для них политсилы известных персон. Так среди деятелей искусства появляются «наши» и «не наши», и «звезды», пошедшие тяжкой политической тропой, обрекают себя на однозначное осуждение одних и похвалу со стороны других.

«ТЫ СВЕТИШЬ СЕБЕ, СЕБЕ И ТОЛЬКО...»

И здесь мы подходим ко второму аспекту вопроса «искусство и политика» — последовательность политической позиции и ее честность. Вот тут сложнее. Наших «митців» оценивают именно по этому критерию, и более строго, чем обычных политиков. Именно потому, что от деятелей культуры ждут более честного, открытого и принципиального отношения к идеологическим вопросам, чем от всех прочих депутатов и бюрократов, им же менее других склонны прощать «перемену флага». Если такое случается, артист, спортсмен или писатель теряет добрую половину своей популярности, становясь таким же, как «они», то есть «продажными депутатами».

Нынешние выборы обострили ситуацию в этом плане впервые с 2004 года. Во время оранжевой революции оказалось, что практически все популярные деятели культуры защищали Виктора Ющенко. Однако те же Таисия Повалий или Ани Лорак оставались с «бело-синими» — и не прогадали в исторической перспективе. Они не пошли за конъюнктурой и остались верны своим убеждениям. Так же, как до сих пор верен своим взглядам Богдан Бенюк. А с иными возникают вопросы. И Олег Скрипка — среди тех, кого, увы, с недавнего времени не числят в принципиальных борцах.

Если под принципиальностью понимать неизменность взглядов, то Скрипка уже испортил свою репутацию, заявив в этом году минимум дважды о необходимости и желании сотрудничать с властью. Вначале он сказал следующее: «Украина поднимается из руин, причем с точки зрения истории и хронологии все произошло правильно: сначала нас надо было освободить морально — и Ющенко это сделал, но был не в состоянии провести экономический менеджмент. А теперь команда Януковича проводит экономический менеджмент». Затем признался, что давно хотел сотрудничать с властью, и тут же показал пример, проведя «Країну Мрій» в июне этого года под патронатом киевской мэрии. Это явно не нравится строгим защитникам идеологической чистоты мастеров украинской культуры. Есть у Скрипки и защитники — например, политологи Михаил Погребинский и Константин Бондаренко, которым явно нравится «трезвая оценка» Скрипки менеджерских качеств нынешней власти. Так что информация о том, что музыкант выступит в поддержку русского языка, была воспринята в контексте его предшествующих хвалебных заявлений о власти. Даже после опровержения со стороны Скрипки ему не особо верят. Слишком красиво была вписана его фамилия в контекст фестиваля «в поддержку русской культуры».

На фоне морального избиения Скрипки как-то выпала из-под града критики иная национальная героиня страны — Руслана, которая действительно пела на указанном одесском фестивале 2 сентября. И вот ей-то точно надо было знать, под чем она тем самым подписывается. Сейчас нужно быть очень бдительным. Заявления в стиле «Я несу искусство в массы, а искусство — вне политики» в конкретный исторический момент не проходят. Руслана оказалась соучастницей продвижения русской культуры, что дискредитирует ее как героиню национально сознательной части населения Украины, в том числе в глазах земляков с Запада страны. На каком бы языке Руслана не пела, свою роль ее участие в этом концерте, безусловно, сыграет. На фоне откровенных заявлений таких наших «зірок», как Маричка Яремчук, неуклюже хвалившей в своих интервью Партию регионов, поверить в «предательство» Русланы тоже можно. И «зарубка» в душе поклонников певицы останется.

ПРОПАГАНДА УДАЛАСЬ

Наконец, третий аспект, связанный со все той же информацией об участии звезд украинской эстрады в одесском концерте «во славу» русского языка, — это аспект политических технологий, в т. ч. технологий грязных. Сообщение, в котором имя Олега Скрипки упоминалось в числе пропагандистов русской культуры, появилось в российском РИА Новости. Агентство сообщило, что с 1 по 3 сентября в Одессе пройдет II Международный фестиваль культуры и искусства «Встречи друзей», где «целью является продвижение русской культуры и языка в Украине». РИА Новости вполне уважаемое, почему бы ему не поверить? Вот и перепечатали наши СМИ это сообщение, и раздули информационную волну. Чем не повод для еще большей дискредитации того же Скрипки? После заявлений о сотрудничестве с властью ему можно приписывать любой формат соучастия в мероприятиях, организуемых ПР, или рассказывать, как регионалы спонсируют проводимые им фестивали.

Пресс-служба Одесского горсовета также опубликовала план мероприятий на День города, из которого не было ясно, где и когда выступит Олег Скрипка. Кстати, в местном совете нам сообщили, что фестиваль «Встречи друзей» проводится при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран-участников СНГ. Также было сказано: «Это фестиваль русских театров в Одессе. Организаторами выступают как российская, так и украинская сторона. Что касается подаваемой информации, то каждый подает ее так, как ему это выгодно».

При мэре Алексее Костусеве Одесса является городом, где русский продвигают едва ли не более яро, чем в Крыму и на Донбассе. Одесщина — это регион, где первым в стране русский язык стал региональным. Одесса — это город, где действует небезызвестная партия «Родина» с радикально пророссийской риторикой, лидер которой Игорь Марков ныне баллотируется в Верховную Раду и организует концерты при участии обласканных Путиным православных байкеров. Одесса — это город, где который год голосуют за подлинного автора закона об основах языковой политики — Сергея Кивалова. Одесса вся завешена плакатами с призывами защищать «родной русский язык». Украиноязычное и украинокультурное пространства в Южной Пальмире уже сужены до критических размеров и грозят исчезнуть вообще, даже быстрее, чем на Донбассе, куда традиционно прикованы взоры наших украинофилов. Одесса и Юг Украины в целом ныне — центры пропаганды «Русского мира» в Украине, а в «борьбе за это» все средства хороши. Потому и традиционный концерт ко Дню города оказывается внезапно украшенным «шапкой» в честь поддержки русского языка, и его приветствуют министры культуры России и Беларуси, и потому на этой «Встрече друзей» (так именуется концерт) отплясывают фольклорные коллективы бывших союзных республик. Все должно напоминать электорату старые добрые времена СССР.

Олег Скрипка и Руслана в этих условиях играют роли то ли свадебных генералов, то ли просто, извините, пешек. И первая, и вторая роли больше говорят не об организаторах фестиваля — они-то свою идеологическую задачу отрабатывают — а о самих наших «властителях дум». Скрипка теперь вынужден оправдываться, тем более, что даже на рок-фестивале «Пикейные жилеты», где он действительно выступал, он был вынужден петь на той же сцене, что и любимые нынешним одесским руководством православные байкеры «Ночные волки» — лучшие друзья Путина. Все-таки «не мытьем, так катанием» Скрипка оказывается причастным к продвижению идей «Русского мира», пропаганде «Родины», Партии регионов и прочим акциям, не вызывающим энтузиазма у поклонников украинского языка и национальной идентичности.

Руслана же, если попала на концерт во славу русского языка по незнанию и пела рядом с Ани Лорак, давно известной симпатиями к регионалам, будет теперь также подвергнута неприятию со стороны поклонников. Осмотрительней нужно быть в зарабатывании денег.

Вот так из одной-единственной информации о концерте можно сделать далеко идущие выводы о моральном облике, принципиальности и политической гибкости наших деятелей культуры и о том, как, оступившись однажды, можно оказаться на крючке провокаторов и пиарщиков. А так недалеко и совсем репутацию потерять, что означает в нашей политизированной стране лишиться денег от поклонников. Тогда уж точно придется нашим мастерам культуры идти за деньгами на корпоративы к тем политсилам, службу и дружбу с которыми им приписывают «уже сегодня». В таких вещах если коготок увяз — то всей птичке пропасть. Даже таким голосистым, как наши эстрадные исполнители.

Павел КОВАЛЕВ, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ