Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О Соловках забыли?

27 марта, 2002 - 00:00

Так увещевал свою многомиллионную паству патриарх Алексий: «Примириться друг с другом, простить все обиды, забыть вражду и взаимную неприязнь». О чем говорит Московский патриарх — кому простить обиды, чью неприязнь и вражду должен, обязан забыть народ православный? Не может того быть, чтобы речь шла только о взаимном прощении членов одной религии, одной конфессии, одной церкви. Ведь сказано в Великой книге: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас ... И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любять. И делаете если добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то ласка? Ибо и грешники то же делают».

Как быть с этими словами? Как очерчивает границу прощения и великодушия предстоятель самой большой православной церкви мира? Для нас, для Украины это совсем не риторический вопрос. Если бы хотя один раз в году, в Прощеное воскресенье все православные — независимо от принадлежности к той или иной церкви — простили друг друга, то в остальные дни они — может быть! — начали бы общаться и договариваться.

Увы! Сегодня все обстоит совершенно иначе. Православные СМИ первой недели Поста производят странное впечатление — там значительно больше материалов, посвященных политике, чем чисто церковным делам. Ниже приводим только несколько заголовков с интернет-сайтов Московского патриархата (В Украине и в России). ИТАР-ТАСС/Радонеж: «Встреча Петра Симоненко с президентом России и с Московским патриархом»; «Наталья Витренко: «Наша партия, и я в частности, давно протестовали против создания такой структуры, как УПЦ-КП»; «Единое Отечество»: «Украинские власти накануне выборов демонстративно поддерживают раскольников»; ИТАР- ТАСС/Радонеж: «Украинское правительство заявило о «законном статусе «Украинской православной церкви Киевского патриархата». Конфликт вокруг ее регистрации можно считать исчерпанным», заявил госсекретарь Министерства юстиции Украины Александр Лавринович. Он сообщил 18 марта журналистам, что коллегия Госкомитета по вопросам религий отклонила протест Генеральной прокуратуры, которая требовала пересмотреть регистрационные документы УПЦ КП». Обрываем перечень, чтобы не утомлять читателя. Добавим только, что общий тон публикаций — весьма воинственный и категорический, отнюдь не отражающий настроения примирения и прощения в околоцерковной среде.

Во всех высказываниях как политиков, так и церковных журналистов, речь идет, в явном или скрытом виде, об одном и том же — об украинских выборах. Выборах, исходом которых Москва обеспокоена не меньше Киева и которые странным образом объединили две, казалось бы, антагонистические силы — значительную часть духовенства УПЦ Московского патриархата, с одной стороны, и коммунистические и социалистические партии Украины. Можно ли было предположить что-либо подобное еще 10 лет назад?

Первой — еще накануне предыдущих выборов — начала заигрывать с Московской православной церковью Коммунистическая партия Украины в лице ее лидера Петра Симоненко. Именно он предложил те совершенно алогичные, можно даже сказать — смехотворные — формулы, которые якобы примиряют непримиримое — коммунистическую идеологию с религией и церковью. Не со всеми, конечно, а только с одной — с московским православием. Причина прозрачна — эта церковь имеет наибольший потенциальный электорат. Теряя своих старых приверженцев, Коммунистическая партия лихорадочно ищет выхода, ищет новых попутчиков «в светлое будущее».

И нашла. Все так хорошо складывается. Одна сторона — Компартия — обещает полную и эксклюзивную (вопреки Конституции Украины) поддержку УПЦ МП и декларирует свое непримиримое отношение к неканоническому православию. Наиболее яркий пример поддержки — попытка 65 депутатов Верховной Ради от КПУ отменить регистрацию УПЦ Киевского патриархаты, т.е. покончить с ее легальным существованием. Другая сторона — УПЦ МП в лице ее иерархов и священников — агитирует с экранов ТВ и с амвонов свою паству голосовать за коммунистов. Многомудрой КПУ как раз это и нужно — превращение православных храмов по всей Украине в агитационные пункты.

Смычка коммунистов и канонических (читай — «московских») православных не является местечковой самодеятельностью — она одобрена ( а может быть — и спроектирована) на самом высоком уровне. Так, 18 марта тов. Симоненко посетил «столицу нашей Родины Москву», где встретился как с президентом России, так и с Московским патриархом. Как пишет ИТАР-ТАСС/Радонеж (Москва), «Обсуждались межгосударственные отношения Украины и России, проблемы экономического сотрудничества и интеграции. Очень заинтересованной была встреча лидера крупнейшей партии Украины со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Святейший Патриарх особо отметил позицию Компартии Украины, касающуюся вопросов гражданского мира и общественного согласия … П.Н. Симоненко проинформировал Его Святейшество о нынешней конфессиональной и общественной ситуации в Украине. Он, в частности, сообщил, что Генеральная Прокуратура Украины, реагируя на запрос 65 депутатов Верховной Рады, инициированный членами фракции КПУ, опротестовала незаконную регистрацию неканонической группы, именующей себя «УПЦ Киевский патриархат» (Что, безусловно, способствовало «общественному согласию» в Украине. — К.Г. ) … Святейший Патриарх одобрил позицию Компартии и ее лидера, поддерживающих тысячелетнюю каноническую Православную Церковь в Украине».

Как видим, было продемонстрировано полное единение взглядов (не собирается ли тов. Симоненко принять духовный сан?). При всей фантастичности такого альянса, он имеет свою логику и зиждется на общих политических интересах. Ибо как Московская патриархия, так и Компартия Украины мечтают восстановить — в каком угодно виде — распавшийся Союз (или, если вам угодно, — Великую Россию). В этом — они действительные искренние союзники. Обе стороны испытывают ностальгию за теми незабвенными временами, когда они занимали в обществе эксклюзивное положение. Из коммунистов комплектовалась, как известно, политическая элита всех уровней и во всех сферах жизни Союза. А Православная церковь, хотя и разгромленная, осмеянная, угнетенная и ограбленная, фактически была единственно признанной (скорее — терпимой) церковью страны, т.е. не имела конкурентов, не должна была соперничать с инославными, иноверцами и с многочисленными «сектами», как сейчас. ЦК КПСС периодически использовал Православную церковь как политический инструмент на международной арене, а Сталин даже вынашивал амбиционный план создания «православного Ватикана» с центром в Москве, т.е. полного подчинения Вселенского православия воле ЦК КПСС. Что не могло не льстить честолюбивым иерархам церкви, — тем, конечно, которые сумели выжить в своем сане.

Все это общеизвестные вещи, но тем более удивляет короткая память нашего православного канонического духовенства — они, очевидно, совершенно забыли то унизительное бессильное бесправное состояние, в котором прозябала Православная церковь на протяжении всего советского периода. Напомним, что перед войной РПЦ имела на территории СССР всего около 100 приходов, а ее малочисленные епископы принуждались — просто по роду занимаемой должности — к сотрудничеству с «компетентными органами». Может ли быть большее унижение для духовной особы? Забыли также о репрессиях, Соловках, о конюшнях в старинных храмах, о взорванном Храме Христа Спасителя о дискриминации детей священников? И уж совершенно забыли о том, что борьба с «опиумом для народа» — это один из основополагающих постулатов любой коммунистической партии. «Малая Советская энциклопедия» (1959 год) в статье под названием «Православная церковь» пишет: «Православная религия, как и др. религии, является вредным пережитком в сознании советских людей. Компартия воспитывает сов. людей в духе научного мировоззрения, в духе марксизма-ленинизма, ведет научно- атеистическую пропаганду и идейную борьбу с религиозной идеологией».

Конечно, можно возразить в том духе, что времена изменились, что коммунисты имеют сегодня совсем другую программу и что они клятвенно обещают уважать и даже охранять каноническую православную церковь. Но что такое коммунистические клятвы? Не обещал ли Ленин «Землю крестьянам!» в стратегически важный для новой власти момент? Не шел ли он на союз с другими партиями, а потом, достигнув своей цели, не уничтожал ли (физически) союзников? Не использовали ли большевики ненавистную им рыночную экономику (НЭП) в безвыходном положении? И что случилось через несколько лет с «нэпманами»? Берегитесь коммунистов, господа! А еще обращаем внимание легковерных, что от определения «Религия — это опиум для народа» Компартия Украины не отказалась и сегодня. Именно этот «опиум» она и использует на выборах.

Ухаживают за нашими каноническими православными также социалисты — как просто социалисты, так и прогрессивные. Наталья Витренко недавно заявила: «Наша партия, и я в частности, давно протестовали против создания такой структуры как УПЦ КП … А государственное ведомство, тот же Госкомрелигий, всегда занимал антиобщественную позицию, — кто бы ни захотел у нас создать любую секту, кто бы к нам с антиправославной миссией не приехал, — для них все равны, всех принимают и регистрируют». Так грубо социалисты «подлаживаются» под антисектантские православные настроения, разжигая тем самым межрелигиозную вражду и проявляя полное неуважение к Конституции Украины, провозгласившей полную свободу вероисповедания. Некоторым людям трудно отказаться от старых сладких привычек, таких, как «тащить и не пущать». И это в обществе, которое уже стало, нравится нам это или нет, многоконфессионным — по самым оптимистическим подсчетам сегодня среди верующих Украины православных не более 60%. (Это давно поняли более дальновидные политики.)

Жизнь большинства украинцев все еще весьма далека от нормального устройства, от обеспеченности, от уверенности в будущем. К тому же мы мало склонны замечать достигнутое, положительное. А оно есть. Вот хотя бы светлый праздник Пасхи. Вспоминаю, каким многочисленным отрядом милиции бывал всегда окружен Владимирский собор во время Всенощной и как нам, студентам, хотелось туда попасть. Но тщетно — через кордон, после тщательного осмотра, пропускали только старушек. Сегодня каждый отмечает Воскресение, как хочет — одни в соответствии с новым, другие — со старым стилем. Верующие идут в храмы (каждый — в свой), а неверующие наслаждаются дополнительными днями отдыха и куличами. Хорошо бы достигнуть еще того, чтобы люди разных конфессий считали своим приятным долгом именно в этот день поздравить друг друга, сделать или хотя бы сказать друг другу что-то приятное, дружеское. Будем надеяться.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ