Правительства Украины и Беларуси подписали соглашение о транзите нефти из Одессы по железной дороге на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Документ подписали первый вице-премьер Украины Андрей Клюев и первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко. В ходе переговоров стороны проработали все вопросы, зафиксированные в плане двустороннего сотрудничества, а также обсудили выполнение договоренностей, достигнутых во время последних встреч президентов Виктора Януковича и Александра Лукашенко. Андрей Клюев и Владимир Семашко договорились провести очередную встречу в начале сентября.
В этом году Венесуэла поставит своим белорусским партнерам 4 млн т нефти. При этом все продукты переработки предназначены для экспорта. Для этого создано совместное предприятие «Петройл ВБ.С.А». В уставном фонде принадлежит Беларуси 25%, Венесуэле — 75%.
Четыре танкера с венесуэльской нефтью уже прибыли в Одессу, теперь белорусская сторона осваивает новый — северный маршрут через эстонский порт Мууга. Прибытие танкера с 80 тыс. т нефти туда ожидается в конце июля. Из эстонского порта нефть по железной дороге будет доставляться на завод ОАО «Нафтан» в Новополоцке.
Подписание соглашения о транзите нефти через Украину и будущего такого же через Эстонию вызвало взрыв негативных комментариев в российской прессе. До недавнего времени большинство московских экспертов уверенно говорили, что соглашение с Украиной достигнуто не будет, так как стороны не могут договориться как по стоимости транзита, так и в отношении долгов украинских предприятий белорусским времен СССР. Даже делимитация границы двух стран из-за этого откладывается. Как-то само собой предполагалось, что, учитывая новый характер отношений между Москвой и Киевом, последний не станет идти на явно недружественный шаг. Ведь начало транзита нефти с дальнейшим его увеличением до 10 млн т означает диверсификацию источников энергоснабжения Беларуси, что не совсем совпадает с планами России. Однако в украинской столице посчитали иначе и нашли с белорусскими коллегами совместное решение. И не только из-за очевидной коммерческой выгоды в виде получения платы за транзит. Гораздо значительней будет то, что нефтепродукты из Мозыря будут по большей части реализовываться в нашей стране через дочернюю компанию «БНК-Украина» ЗАО «Белорусская нефтяная компания». А это увеличивает конкуренцию на нашем излишне монополизированном внутреннем рынке.
В украинских условиях любые коммерческие решения, в том числе и международные, имеют вполне очевидную политическую составляющую. Транзитные соглашения с Беларусью и их продолжение в виде поставок сельскохозяйственной техники и т.д. отражают не только подход к отношениям с Россией, но и рост внутреннего напряжения в Партии регионов. Казалось бы, какая связь между транзитом нефти в Мозырь и отставками в украинском правительстве? Непосредственной нет, но все перечисленные события связаны общей цепью перегруппировок во властных коридорах Киева.
Началось все с отставки Владимира Семиноженко, своего рода сигнала того, что внешне монолитное здание партии раздирают внутренние противоречия. И до отставки Семиноженко это секретом не было, однако до столь острого и откровенного противостояния дело не доходило. Более того, закулисные режиссеры отставки позаботились о ее максимальной публичности. До общественности довели, что у группы Фирташа есть сильные оппоненты и они тоже кое-что могут.
Последовавшая вскоре отставка Нестора Шуфрича рассматривалась в двух ракурсах. Во-первых, с подачи самого Нестора Ивановича, изобразившего себя жертвой сговора по приобретению голосов «Единого центра» и передачи его министерского поста Виктору Балоге. Во-вторых, как ответ группы Фирташа на отставку Семиноженко. Вполне допускаем, что последние мотивы где-то и присутствовали, но не они являлись главными. Отставки зримо отражают византийские нравы украинской политической элиты независимо от раскраски ее знамен, а также разнонаправленность ее финансовых и политических интересов. В том числе и на внешней арене.
Интересы группы Фирташа сосредоточены вокруг газа, и она кровно заинтересована в тесных отношениях с Россией и «Газпромом», основным поставщиком этого топлива. Ее частный интерес состоял в возврате того газа, который она потеряла из-за проблем вокруг «РосУкрЭнерго». Действия группы в Стокгольмском суде от имени Украины были настолько неуклюжи, что вызвали раздражение не только у Юлии Тимошенко, что понятно по определению, а и у многих в Партии регионов. Проблема также состоит в том, что есть и чисто местнические точки напряжения: между донецкими и не-донецкими. Это обстоятельство, не очень важное в других условиях, приобретает вполне конкретный политический и финансовый смысл. Обратим внимание, что жертвами разборок стали Семиноженко, представляющий харьковских, и Шуфрич, выбранный по региональному принципу. Желание донецких доминировать везде и во всем, естественно, рано или поздно должно было вызвать активное сопротивление.
Президент, который уже некоторое время демонстрирует желание удалиться от групп влияния на равную дистанцию, должен был принять меры по выравниванию некоторого перекоса в пользу группы Фирташа.
Соглашение с Беларусью во внешней политике должно было обеспечить определенную свободу действий по отношению к Москве и заодно, что на наш взгляд еще более важно, показать предел возможного для аппетитов Фирташа и Ко. Некоторые сентенции Шуфрича по адресу председателя СБУ Валерия Хорошковского и руководителя Администрации Президента Сергея Левочкина, помимо чисто личных моментов, отражают возрастающее недовольство засильем людей Фирташа на властных этажах.
Есть вполне очевидные расхождения между группой Колесникова-Клюева и стоящего за ними Рината Ахметова с нынешними руководителями «Нафтогаза». Для последних следование в фарватере российской политики — элемент не только получения сверхприбылей, но и фактор политического выживания. Поэтому за командные должности в секторе газа они будут бороться с использованием всех доступных средств. Кадровая составляющая в этом противостоянии является важнейшей. Соответственно, все усилия их оппонентов также сосредоточатся на ней. Далее, сейчас наиболее удобная площадка для внутренней борьбы во властных коридорах — внешняя. Отношения между Москвой и Минском близки к точке замерзания. После вызывающего фильма, показанного по российскому телеканалу НТВ, в котором бацька Лукашенко предстал в виде исчадия ада, по Первому каналу белорусского телевидения показали интервью Михаила Саакашвили. Понятно, что в нем грузинский президент сказал все, что он думает о российской политике, Путине, Медведеве и т.д. В такой ситуации заключение любого соглашения Украины и Беларуси, даже чисто коммерческое, для России носит вызывающий характер. Москва счет обидам ведет скрупулезно и не замедлит с ответом. И пострадают от этого в первую очередь те, кто больше всего ориентируется на Первопрестольную.
Как следствие развертывается борьба за направление внешнеполитического курса. Отсюда согласие на проведение маневров в Крыму с участием воинских контингентов стран НАТО и пропагандистское оформление европейского направления в украинской политике. На данном этапе такое противостояние в своем окружении выгодно Президенту Януковичу. Как мастер аппаратных игр он использует его для усиления собственного контроля над всеми ветвями властной вертикали. В том числе и для объяснения своим российским партнерам зигзагов украинской политики. И в Москве вынуждены с этим считаться.
Новый курс Кремля в отношении Запада, провозглашенный президентом Дмитрием Медведевым на недавнем совещании с российскими дипломатами, как нельзя кстати именно оппонентам Фирташа. Он дает формальные возможности дальнейшего заигрывания с Европой и США, а также попыток накануне местных выборов несколько приглушить антироссийский настрой значительных групп избирателей. Правда, есть один настораживающий сигнал.
Неистовая Наталия Витренко уже обвинила Партию регионов в «неонацизме». На первый взгляд, это сродни анекдоту и не очень серьезно. Просто эта политическая дама использует момент для напоминания о себе, ведь ее основательно подзабыли. Но с другой стороны, не все так смешно, как кажется. Учитывая довольно тесные связи Наталии Витренко в известной столице, к ее последним демаршам следует внимательно присмотреться. Тем более что они сопровождаются сильным пропагандистским залпом со стороны СМИ, известных безусловным отражением взглядов администрации российского президента. Достаточно одиозное информагентство Regnum уже длительное время ведет пропагандистскую кампанию против политики Виктора Януковича и Партии регионов, начиная с русского языка и заканчивая последними соглашениями с Беларусью. Комментируя их, эксперты агентства прямо Украину не называют, но между строк вполне можно понять, что от Киева такого не ожидали. Нас «по-дружески» предупреждают, что сделка по поставкам венесуэльской нефти невыгодна всем ее участникам, от Уго Чавеса до народа братской Беларуси. Александр Лукашенко пошел на нее из-за своего упрямого желания уколоть Москву, а вот Украина, с которой вроде бы все стало хорошо, ему в этом помогает. Эстония — понятно, она самая антироссийская из стран Балтии, а Киев...
Москва пока сдерживается, но выходками Наталии Витренко и материалами в некоторых российских СМИ указывает, что такое украинское своеволие долго терпеть не намерена. Пока у нее слишком много проблем в Центральной Азии и с Беларусью, чтобы открывать новый фронт на юго-западе. Но это не означает, что Киеву позволят хоть в малейшей степени быть похожим на Минск. И прямым проводником этой политики внутри Украины на данном этапе выбрана группа Фирташа. Не факт, что так будет всегда. Один раз Москва от него отвернулась, потом чуть приоткрыла личико. Но надолго ли?..
К тому, что происходит в окружении Президента Януковича и в Партии регионов, вполне подходит пословица: милые бранятся — только тешатся. Пока центростремительные силы преобладают над центробежными. Поэтому основные игроки ситуацию до точки кипения в данный момент доводить не собираются. Но есть два фактора, которые расшатывают эту конструкцию. Во-первых, парламентские выборы 2012 г. Борьба за места в списке для своих людей будет обостряться по объективным причинам. Если парламент будет выбираться по смешанной системе, а генеральную репетицию этого действа мы увидим 31 октября нынешнего года, то партийный список сократится в два раза, а на мажоритарном округе риск не попасть в парламент возрастает многократно. Второй фактор — президентские выборы 2015 г. Какова к тому времени будет расстановка политических сил внутри страны и вне ее, сейчас предугадать просто невозможно. Тем не менее, многие среди ведущих украинских политиков уже задумываются над этим сложнейшим вопросом. Кто поставит не на ту лошадь, может проиграть не только конкретный забег, но нечто более существенное. Тому есть множество примеров. Так что следует ожидать продолжения — таймер уже запущен...