Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «военной культуре»

Игорь КАБАНЕНКО: «Лидерство должно прийти на смену командованию советского стиля, позитивная мотивация заменит негативную»
4 октября, 2016 - 10:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Корни у меня украинские: отец и мать с Украины, все родные здесь. Но родился я в Североморске Мурманской области, — рассказывает во время встречи со студентами Летней школы журналистики «Дня»-2015 адмирал Военно-Морских сил ВС Украины Игорь Кабаненко. — Там служил мой отец в морской авиации после окончания авиационного училища. Это была дальняя морская авиация — самолеты Ту-16, которые летали до самых берегов Америки, потому что тогда был серьезный этап холодной войны. Жизнь была непростой. Почему выбор пал на военную службу? У нас семья военная: много поколений были военными моряками. Прадед был военным моряком, потерял сына — моего деда — на войне и не хотел умирать, пока не увидит, что кто-то из семьи стал военным моряком. А когда узнал, что я выбрал эту профессию, сказал, что свою миссию на этом свете выполнил. Потом отец вернулся в Украину, перевелся на другое место службы, я поступил на учебу в Киевское суворовское военное училище. А дальше уже воля и доля выстраивали — стал военным моряком».

Обидно, но власть — как прошлая, так и нынешняя, боится людей с позицией, профессионалов и патриотов. В декабре 2013 г. указом тогдашнего президента Виктора Януковича Кабаненко был уволен с военной службы — занимал должность первого заместителя начальника Генштаба ВСУ. После событий Евромайдана в апреле 2014-го его назначили заместителем министра обороны, но уже в октябре того же года, когда президентом уже был Петр Порошенко, Кабаненко уволили с должности в связи с так называемой люстрацией. Как показала практика, закон «Об очистке власти» фактически стал инструментом для отстранения неугодных, а не реальной очисткой властного механизма. Сегодня Игорь Кабаненко занимается развитием компании, которая готовит высокотехнологические решения для сектора безопасности и обороны.

4 октября у Игоря КАБАНЕНКО День рождения, мы позвонили по телефону, чтобы поздравить и поговорить на актуальные темы.

«В ХХІ ВЕКЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ВОЙНА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПОЛИТИКИ, НО ДРУГИМИ, СИЛОВЫМИ СРЕДСТВАМИ»

— Недавно в России окончились стратегические командно-штабные учения ВС РФ «Кавказ-2016», которое фактически были «репетицией» полномасштабной войны со США/НАТО и Украиной с применением ядерного оружия. На ваш взгляд, о чем это свидетельствует — какие опасности существуют для Украины и мира?

— Наращивание ударных группировок одной страны вокруг границ другой, их подготовка к наступательным действиям всегда формирует пул угроз, потому что нет смысла тратить огромные ресурсы для того, чтобы просто поиграть мускулами. У таких действий всегда есть стратегическая цель — начиная от запугивания противоположной стороны для получения каких-то политико-экономических преференций до угрозы применения военной силы и ее прямого применения.

В ХХІ веке по-прежнему война является продолжением политики, но другими, силовыми средствами. В то же время, содержание и способы ведения войны кардинально изменились. Опыт последних лет свидетельствует, что основным полем битвы стало общественное сознание. В отличие от открытого противостояния советских времен, в современной «гибридной войне» многое происходят в скрытой среде, на своеобразной темной стороне противостояния с использованием современных технологий. Например, мы являемся свидетелями, как новейшие информационные технологии позволяют довольно быстро манипулировать общественным мнением через искажение фактов и использовать результаты массовых ментальных изменений для достижения собственных геостратегических целей.

Не думаю, что по состоянию на сегодняшний день масштабная война России против Украины возможна, в Кремле хорошо понимают негативные последствия масштабного вторжения, которое с высокой вероятностью может перерасти в региональную и даже глобальную войну.

Вместе с тем, кремлевское балансирование на волнах «гибридного формата» (запугивание, шантажирование, манипулирование общественным сознанием через введение в заблуждение, прощупывание обороны, неожиданные и точечные военные и невоенные действия) скорее всего, будут продолжаться. Все это сваливается на рядового гражданина в виде информационного потока с большим количеством искажений, полутонов и оттенков — времена идеологических баталий «белого и черного» ушли в прошлое. Не просто разобраться в том, что разное и не разделенное на свой-чужой. Следует заметил, что это поле стимулирует определенные эмоции, которые при соответствующем направлении довольно успешно работают на кризис.

На основании анализа «гибридной войны» в ряде стран Запада уже пришли к выводу, что для обеспечения устойчивого развития общество должно выработать механизмы живучести — возможность противостоять деструктивным влияниям как извне, так и внутри страны. Не будет успеха деструктивных акций в начале их активации — не будет формирования и распространения среды нестабильности/опасности. Понимание этого и соответствующая стратегия формирования живучести украинского общества, на мой взгляд, является крайне важным вопросом для Украины. Потому что стабильность и развитие — близнецы-братья.

«В АЛЬЯНСЕ СЕРЬЕЗНО ИЗУЧАЮТ УРОКИ «ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ»

— Вы бываете на Западе, где встречаетесь с представителями Североатлантического альянса и экспертной средой. Насколько все-таки они осознают угрозу, нарастающую на Востоке в виде России? Вырабатывают ли в НАТО контрдействия, готовы ли они отвечать в случае заострения ситуации?

— В Альянсе серьезно изучают уроки «гибридной войны». Западные эксперты часто называют ее войной новой генерации, учитывая формы, приемы и способы, а также технологии ее ведения. Так, на недавно состоявшемся Варшавском саммите НАТО вопрос выработки контрмер в связи с аннексией Крыма и агрессией на востоке Украины был одним из ключевых. Саммитом была одобрена стратегия НАТО в отношении России, которая в общем виде имеет три D: Deterrence, Defense, Dialog — сдерживание, оборона, диалог.

Также в итоговом документе саммита определены также практические конкретные меры — от формирования интернациональных бригад в восточных странах Альянса и усиления системы раннего наблюдения до делегирования полномочий военному командованию и проведения совместных учений по возможным сценариям развития ситуации.

Важным решением саммита стало одобрение комплексного плана помощи Украине в реформировании сектора безопасности и обороны. Украина приняла на себя амбициозные обязательства по переходу Вооруженных сил Украины до 2020 года на стандарты НАТО, и страны Альянса готовы помочь в этом.

«ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ»

— Сегодня со стороны власти и не только мы часто слышим, что украинская армия изменилась — она стала намного сильнее и в случае необходимости сможет дать отпор российскому агрессору. И действительно, Вооруженные силы Украины не те, что были раньше. У нас также постоянно проходят военные учения. Однако как вы оцениваете способность Украины защитить себя в случае полномасштабной войны — на суше, на море, в воздухе?

— Конечно, за последние два года Вооруженные силы Украины стали мощнее, они приобрели реальный боевой опыт, есть системные сдвиги в оснастке войск и их подготовке.

Вместе с этим, все то, что мы видели в Крыму и что происходит на востоке Украины, — это другая война по сравнению с классическим пониманием боевых действий прошлого, в ней ключевую роль играют новейшие технологии. Не следует понимать слово «технологии» как исключительно то, что реализовывается инженером или технологом в каком-то изделии, компьютере или софте. Это значительно шире, технологии  начинаются с нестандартных и необычных идей — именно они являются движущими силами побед и поражений этой «гибридной войны». За идеями идут высокотехнологические средства их реализации — в военном измерении это дроны и другие высокомобильные автоматизированные системы, средства наблюдения, распознавания и целеуказания, высокоточные средства поражения и многое другое. Указанные средства создают технологическое преимущество на поле боя — именно они являются залогом успеха в современной войне.

Не секрет, что Украина имеет недостаточные возможности для защиты собственного суверенитета на море — именно современные технологии могут помочь в минимальные сроки и с минимальными затратами создать необходимый потенциал сдерживания vs адекватное реагирование на угрозы с моря.

Государству следует больше внимания уделять современным технологиям.

«ЧЕЛОВЕК (СОЛДАТ, ОФИЦЕР) ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ СИСТЕМЫ»

— Как считаете, почему в нашей стране, особенно в такое трудное время, патриоты и профи не востребованы, что показывает ваш пример? Как сломать эту практику?

— Необходимы изменения военной культуры. То есть лидерство должно прийти на смену командованию советского стиля, позитивная мотивация заменить негативную, человек (солдат, офицер) должен быть главной ценностью системы, а мерилом деятельности — не количество бумаг или слов, а конкретный результат, который достигнут. Это кропотливая работа, в которой многое зависит от кадров — носителей западных знаний и опыта.

Опять же, все начинается и заканчивается убеждениями. Если ты веришь в перспективу западного вектора развития Вооруженных сил — на своем месте создай команду единомышленников, выучи английский, осознай стандарты НАТО и в короткие сроки имплементируй их в свою деятельность. Если не веришь — годами и десятилетиями будешь их «имплементировать» с результатом ноль. Кстати, я многократно встречал ошибку тех, кто не верит, — она называется «промежуточная структура» — это что-то среднее  между советской моделью и западной. По сути, гибрид ежа и ужа. Это как ехать из Киева в Одессу через Львов или Харьков — долго, дорого и не имеет смысла. Не хотелось бы дежавю.

«МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ТЕСНЫЕ СВЯЗИ С КОЛЛЕГАМИ ИЗ СТРАН НАТО И ШТАБ-КВАРТИРОЙ АЛЬЯНСА»

— Интересно узнать, чем вы заняты сегодня. Какие творческие цели ставите перед собой? Какие планы?

— Приоритетом является развитие нашей компании UA.RPA («Украинская компания по перспективным научно-техническим разработкам») — мы предлагаем ряд высокотехнологических решений для сектора безопасности и обороны. У нас прекрасный коллектив ученых, инженеров-технологов и менеджеров, которые успешно работают по развитию ряда современных технологий. Мы поддерживаем тесные связи с коллегами из стран НАТО и штаб-квартирой Альянса, принимаем участие в нескольких совместных научных исследованиях с западными коллегами.

Интересной частью является работа в качестве эксперта в разных структурах и форматах, как в Украине, так и за рубежом.

Творческие цели вмещаются в довольно простую формулировку: на своем месте и в своем деле делать профессиональные вещи ради положительных изменений в государстве.

Пользуясь случаем, хочу искренне поздравить творческий коллектив «Дня» с двадцатилетием газеты — благодарю за активную жизненную позицию, всегда актуальные материалы и высокий уровень издательской культуры, желаю семь футов под килем и полных парусов!

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ