Николаевский тур акции объединенной оппозиции «Вставай, Украина!» на первый взгляд прошел живо и многолюдно. Но... На акции автор находился в компании с польскими журналистами, которые приехали по обмену опытом и с утра тянули меня на улицу Советскую (!), где будет проходить митинг. К нам присоединились коллеги из Запорожья и Одессы.
Рабочий период суток компенсировало большое количество пенсионеров, в том числе с внуками, которым было обещано мороженое и партийные сувениры. К традиционным флагам и перетяжкам в ходе митинга очень к месту появились крупные бумажные куклы лидеров правящей партии, правительства и области на воздушных шариках, которые оживили народные массы. Было очень много рукописной «наглядки», в том числе и с предъявлением претензий к самим оппозиционерам. Был и свой «тролль»! Да еще какой!
На митинг пожаловал народный депутат-коммунист Николай Дзарданов. Пытался пробраться на сцену и вступить в полемику с лидерами объединенной оппозиции прямо с импровизированной трибуны. Охрана его не пропустила. Тогда Дзарданов уселся за столиком кафе, прямо подле и, взяв бутылочку пива, стал слушать оппонентов, отпуская колкости.
Хотя вряд ли он и николаевцы услышали что-то новое. Арсений Яценюк вообще удивил, когда закончил спич «надеждой на восстановление судостроения в Николаеве...».
Ну, а корабелов, собственно, на митинге не было. Их просто нет сегодня в городе Николаеве. Есть ветераны судостроительной отрасли, а вот людей, задействованных в сооружений кораблей и судов, нет. Как и нет судостроительных заказов. А вот смогут ли их обеспечить оппозиционеры? Об этом на митинге, понятное дело, не говорили. Были эмоции о соперниках, об оппонентах, угрозы и заклинания...
Поляки-журналисты, получив перевод лозунгов, только почмокали: у вас еще политики говорят с народом такими общими фразами?!
Ухмылялись, прогуливались то тут, то там вокруг митинга участники минувших «майданов», хорошо знающие цены экзальтации и очаровывания лидерами двух прошлых президентских избирательных кампаний. Кто как не вчерашние партийные работники знают правила, принятые в украинской оппозиционной среде?
На Николаевщине всегда была большая проблема сформировать филиал оппозиционной партии. Только «насобирали» на одну, начинается «почкование». Были примеры, когда один и тот же районный активист представлял две-три партии оппозиционного толка. В одной записан сам, во второй — жена на девичьей фамилии, в третьей — сестра. А симпатиков черпать приходится из протестного населения, которое колеблется в рамках 14—18%. Это и есть электорат оппозиции. 30% голосующих прочно остаются преданными Партии регионов.
Вождистские партии оппозиции здесь не имеют ярких харизматичных лидеров, хотя бы таких, как многолетний вождь регионалов Николай Круглов. Избиратели, не нашедшие симпатии в существующих политкомандах, очень плохо ходят голосовать.
Причина?
Кадры.
Оппозиция на Николаевщине находится в состоянии маргинализации. Очень не хочется возбуждать внимания к себе, чтобы не привлекать внимания большинства. В каждой местной партячейке регулярно ропщут, что вводные из столичных офисов совсем не учитывают местных условий. Оппозиционеры замерли и ждут: вот во время выборов отыграемся — все припомним своим оппонентам! Незаметны объединенные усилия партий оппозиционного толка.
А если взять во внимание, что работы над ошибками прошлого оппозиционные деятели не сделали, то грабли, разбросанные по степи, ждут новых «жертв». Агитация регулярно ведется лишь в одной руховской газете. Работы с завтрашним избирателем в современном информационном формате, кроме блогов нескольких депутатов-журналистов, не заметно.
«Нам не хватает финансирования, — считает один из лидеров оппозиционной партии на Николаевщине. — Все бизнесмены, кто нам помогал, разорились, или после того, как Тимошенко проиграла выборы, прекратили нам помогать!».
Оппозиция похожа на спринтера, а местные власти — на марафонца, готового наматывать километр за километром. Есть ради чего!
А кто видел планы на перспективу?
К сожалению, не только с кадрами, но и с перспективными планами у оппозиции туго. В публичной сфере — их не выявить! Что будет делать в случае победы исполнитель Х в Н-ском районе, чтобы люди прекратили уезжать из этого уголка причерноморской степи? Как заработает программно-целевой метод после выборов 2015 года? Об этом — молчок!