Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обмен портфелями

Вариант компромисса для выхода из кризиса
31 июля, 2006 - 19:29
ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Премьер-министр не назначен, правительство не сформировано, парламент не распущен… Опять патовая ситуация. Снова возникает вопрос, кто виноват и что делать?

Начнем с первого. Представителями различных политических сил, а также независимыми экспертами неоднократно отмечалось, что изменения в Основной Закон, принятые в начале зимы 2004 года, разрушили старую систему власти, но это не пошло на пользу государству и обществу.

Внесение изменений в Конституцию требовали представители Социалистической партии, обосновывая свою позицию тем, что президентская форма правления ведет к узурпации власти одним лицом. В результате проведенной реформы произошло изменение системы власти, и Украина перешла от президентской к парламентской форме правления. О недостатках президентского правления Леонида Кучмы уже было сказано много, теперь посмотрим, какие проблемы могут возникнуть и которые уже возникли в условиях действия новой Конституции.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ИДЕАЛЕ...

В идеале парламентская форма правления выглядит так. Граждане выбирают представителей политических партий и блоков для того, чтобы они отстаивали их интересы в высшем законодательном органе. Партия или несколько партий, которые получили большинство депутатских мест в парламенте, создают коалицию, которая выбирает премьер-министра и формирует правительство. Почему именно парламентское большинство получает право формировать правительство? Потому что оно является политической силой, которая получила доверие большинства избирателей, а правительство, которое будет опираться на поддержку большинства граждан страны, будет достаточно стабильным и сможет эффективно управлять государством.

Если правительство формирует парламентское большинство, то логичным является и то, что за свои действия оно несет ответственность перед парламентом. Контроль за деятельностью такого правительства осуществляет и парламентское большинство, и парламентское меньшинство, т.е. оппозиция. В странах с развитой демократией для обеспечения эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти оппозиция получает контроль над самыми влиятельными парламентскими комитетами, в первую очередь теми, которые занимаются вопросами государственного бюджета, свободы слова и правоохранительных органов.

За деятельность своего правительства парламентское большинство несет политическую ответственность перед избирателями. Такая система обеспечивает стабильное развитие государства и общества. Классический пример парламентской формы правления — Великобритания.

Теперь посмотрим, что произошло в Украине. После введения в действие изменений к Конституции основные рычаги управления государством переданы в парламент, но в Украине остался всенародно избранный Президент, который, кстати, является самой легитимной политической фигурой в государстве, поскольку за него проголосовало болeе 15 млн. избирателей. В парламенте расклад политических сил также свидетельствует о том, что большинство граждан нашей страны поддерживает политический курс, декларируемый Президентом Украины Виктором Ющенко. Подтверждением этому является то, что БЮТ, НУ и СПУ в сумме набрали около 11 млн. голосов избирателей, а Партия регионов — приблизительно 8 млн. голосов. Следует также учесть и то, что значительную часть голосов, которые могли быть отданы за БЮТ и НУ, оттянули на себя блоки при участии партий «Пора» и УНП. Это значит, что реальная поддержка пропрезидентских партий в обществе выше, чем это отражено в парламенте. При таких обстоятельствах выглядело логичным формирование парламентской коалиции, в которую входили Блок Юлии Тимошенко, «Наша Украина» и социалисты. Смогло ли бы действовать эффективно правительство, сформированное этими партиями, — это другой вопрос, но такое правительство было бы вполне легитимным, поскольку оно опиралось бы на политические силы в парламенте, которые получили большинство голосов избирателей.

... НО НА ПРАКТИКЕ

Но, как говорят юристы, «практика пошла другим путем». Фракция социалистов во главе с Александром Морозом переметнулась на сторону Партии регионов и вместе с коммунистами создала новую коалицию, которая предложила Президенту Украины внести кандидатуру лидера Партии регионов Виктора Януковича на должность премьер-министра. Свое поведение Александр Мороз объяснял тем, что он хотел разблокировать работу парламента и содействовать консолидации украинского общества. Очевидно, что ни о какой консолидации общества Александр Мороз не думал. Такое поведение лидера социалистов наоборот создало еще большую напряженность и в парламенте, и в обществе. Абсолютное большинство избирателей, которые голосовали за социалистов, считают Александра Мороза предателем и именно поэтому коалицию Партии регионов, СПУ и КПУ нельзя считать опирающейся на поддержку большинства граждан Украины. С правовой точки зрения такая коалиция является нелегитимной, хотя говорить о том, что эта коалиция не может предлагать премьер-министра и формировать правительство, оснований нет. В данном случае можно утверждать только то, что это будет правительство, которое имеет поддержку меньшинства граждан Украины, а это значит, что оно будет более уязвимым и недостаточно стабильным, а если Виктор Янукович на должности премьер-министра попробует применить противоправные методы управления, то это может вызвать еще большие акции протеста, чем те, которые были в 2004 году. Попытка антикризисной коалиции во что бы то ни стало протолкнуть на должность премьер-министра именно Виктора Януковича является ошибкой, поскольку для большинства наших сограждан он является одиозной фигурой, против которой в свое время на майданах Украины собрались сотни тысяч людей. Конечно, если бы коалиция выдвинула на пост премьера не Виктора Януковича, а любую другую кандидатуру, то это воспринималось бы не так болезненно.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сегодня в Украине затяжной социально-политический кризис, а представители Партии регионов, КПУ и СПУ делают вид, что ничего не произошло, хотя для всех является очевидным, что это не так. Как исправить эту ситуацию и вывести общество из кризиса?

В первую очередь, необходимо признать тот факт, что значительная часть избирателей в западной и центральной Украине поддерживает политику, декларируемую Президентом Украины Виктором Ющенко, а восточная и южная части нашего государства поддерживают политический курс, провозглашенный лидером Партии регионов Виктором Януковичем. Кто бы там что ни говорил, но взгляды жителей Западной и Восточной Украины во многом отличаются, что и подтвердили результаты последних парламентских выборов, а поэтому для того, чтобы урегулировать конфликт, следует найти такое решение, которое будет устраивать избирателей и Запада и Востока. Сегодня Президент получил право распустить парламент, поскольку последний в течение 60 дней со дня отставки Кабинета Министров не смог сформировать правительство. Но если подойти к этому вопросу формально и издать указ о роспуске Верховной Рады, то против этого решения будут протестовать избиратели восточных и южных областей Украины. За Партию регионов здесь проголосовало довольно много граждан, которые хотят видеть на должности премьер-министра Виктора Януковича, и по всей вероятности, они не согласятся с решением главы государства о роспуске Верховной Рады. Кроме того, коалиция в составе фракции Регионов, СПУ и КПУ подала кандидатуру премьера до окончания 60 дневного срока, т.е. можно считать, что они не пропустили предусмотренный Конституцией срок. Следует заметить, что в любом случае для того, чтобы урегулировать конфликт следует учитывать не только юридические, но и политические факторы. Если предложение о внесении кандидатуры премьер-министра было представлено Президенту без нарушений закона, то он не может проигнорировать решения коалиции и не внести кандидатуру премьер-министра на рассмотрение Верховной Рады. Если Президент не внесет на рассмотрение парламента предложенную депутатским большинством кандидатуру премьера, то это можно расценивать как злоупотребление властью, что может быть основанием для начала процедуры импичмента. С другой стороны, Президент не может игнорировать и мнения тех избирателей, которые не хотят видеть на должности премьер-министра Украины Виктора Януковича.

Как можно выйти из этой ситуации, не нарушая Конституции и законов Украины? В нынешних условиях языком ультиматумов ничего не решишь, и «сине-белые» и «оранжевые» имеют достаточную поддержку в обществе и поэтому преодолеть кризис можно только путем переговоров. Следует искать компромиссные решения и при желании их можно найти.

Конституция требует, чтобы в течение 60 дней со дня отставки правительства было сформировано новое правительство, а сформировать полноценное правительство без участия Президента парламентское большинство не может. Кроме кандидатуры премьер-министра Президент должен подать еще и кандидатуры двух членов Кабинета Министров Украины. В соответствии с п. 10 статьи 106 Основного Закона Президент вносит в парламент представление о назначении министра обороны Украины и министра иностранных дел. Кроме того, Президент имеет право назначать генерального прокурора Украины и вносить представление на назначение председателя СБУ. Если исходить из того, что Президент не может безосновательно отклонить предложенную парламентом кандидатуру премьер-министра, то и парламент также не может безосновательно отклонить предложенные Президентом кандидатуры. В таком случае коалиция и Президент могут договориться о том, что Президент вносит на рассмотрение Верховной Рады представление о назначении на должность премьер-министра любую кандидатуру, предложенную коалицией, а коалиция, в свою очередь, соглашается с предложенными Президентом кандидатурами на должности генерального прокурора, министра обороны, министра иностранных дел и председателя СБУ. Следует отметить, что всенародно избранный Президент не может быть «английской королевой». Он должен иметь реальные полномочия для того, чтобы выполнять возложенные на него Конституцией обязанности. Через назначения на соответствующие должности собственных кадров Президент сможет обеспечивать территориальную целостность государства, проводить внешнюю политику, осуществлять контроль за соблюдением законности органами исполнительной власти и обеспечивать соблюдение Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Такой подход даст возможность учесть интересы избирателей как Запада, так и Востока, и таким образом стабилизировать ситуацию в стране. Будем надеяться, что у политиков хватит мудрости найти взаимоприемлемые решения и вывести Украину из кризиса.

Олег БЕРЕЗЮК, председатель Киевского юридического общества
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ