«Украинцы не доверяют ни Президенту, ни правительству, ни Верховной Раде! Никакие реформы в Украине невозможны! Нужны немедленные досрочные выборы, на которых власть получат другие политические силы и лидеры!». Такие или приблизительно такие эмоциональные записи появились в социальных сетях и на некоторых сайтах после обнародования результатов всеукраинского опроса, проведенного в конце июля Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и социологической службой Центра Разумкова.
Что ж, основания для эмоций действительно имеются. Ведь, скажем, баланс доверия (это показатель, строящийся на соотношении тех, кто полностью или частично доверяет политическому деятелю или социальной институции, и тех, кто не доверяет) к главе Украинского государства составлял значительную отрицательную величину, а именно —33%, к Верховной Раде — 63%, а к Кабмину — 56% (при этом полностью доверяют президенту 4% опрошенных, правительству и Раде — приблизительно по 2%). Плохи дела с доверием к милиции (баланс доверия — 57%), к судам и прокуратуре (по — 67%, причем совсем не доверяют им более 51% опрошенных). Чуть лучше дела у местных властей (22%), но здесь речь идет о территориально «размазанных» структурах власти: в одних селах, городах и областях они работают лучше, в других — хуже, но так или иначе накануне местных выборов все они пытаются сделать что-то позитивное, и это улучшает их рейтинг.
Но если «вынести за скобки» эмоции, то выводы будут несколько иными. Ведь демократия имеет то бесспорное преимущество перед авторитарным режимом или перед клептократическим правлением, что рядовые граждане не боятся выражать свои мнения вслух и ругать власть на чем свет стоит. Поэтому социологические исследования при демократии — даже несовершенной — никогда не дают заоблачные рейтинги президентам и премьерам, мэрам и парламентам. Максимум, на что они могут надеяться, — это на доверие к себе со стороны подавляющего большинства избирателей и положительный (от 10% до 25%) баланс на шкале «доверие-недоверие».
А к тому же есть общее правило, установленное социологическими исследованиями во всем мире: выше всего доверие к государственным деятелям и институтам сразу после выборов, дальше резко идет на спад, а затем может либо выровняться, либо еще больше упасть, в зависимости от эффективности деятельности этих деятелей и институций.
В этом плане показательна динамика баланса доверия-недоверия украинцев к Виктору Януковичу, исследованная Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива в прошлые годы. В июне 2010 года она составляла +22%, в августе 2012 года — 12%, а в мае 2013 года — 43%. Реально же недоверие к нему было еще больше, но из-за автократическо-клептократического характера режима далеко не все осмеливались его высказать социологам...
Выводы из этой динамики Янукович не сделал; результат общеизвестен.
А теперь давайте посмотрим на динамику баланса доверия нынешних властей. Президент Петр Порошенко в декабре 2014 года имел баланс доверия в +5%, сейчас он упал до — 33%; Верховная Рада в декабре 2014-го имела баланс доверия в — 26%, а в июле 2015 года — 63%; Кабмин имел — 18%, а имеет — 56%. Замечу, что в прошлом году в декабре речь шла о только что избранной и структурированной Раде и переформатированном правительстве; то, что они сразу имели ощутимый отрицательный баланс доверия, свидетельствует о том, что в самом начале их работы были допущены серьезные ошибки. И если в ближайшее время обе эти государственные институции не возьмутся за ум, то отношение со стороны граждан к ним будет все ухудшаться, пока не достигнет уровня недоверия к судам и прокуратуре. А если правительству и парламенту не доверяет более 50% граждан, то им нужно будет сходить с политической арены. Небольшой запас у них еще есть — полностью не доверяют этим институциям 44—45% опрошенных...
У Президента дела получше. Совсем не доверяет ему треть опрошенных, и среди этих украинских граждан люди разных политических ориентаций: для одних все добродетели мира сосредоточены в Москве, для вторых — на Западе, для третьих — в Украине; и это даже хорошо, когда некоторая часть респондентов совсем не доверяет главе Украинского государства. В то же время для Петра Порошенко наступает критическое время, чтобы переломить негативные тенденции, опереться на те сегменты общественных институций, которые пользуются народным доверием, и произвести реальную очистку властных структур и государственных органов, например, милиции, судов, прокуратуры. О чем и о ком идет речь? О тех, баланс доверия к кому положительный, а иногда — и очень положительный.
Сейчас лидерами общественного доверия являются волонтеры (доверяют 67%, не доверяют 23%, баланс доверия-недоверия составляет +44%). Другой лидер доверия — церковь (баланс доверия-недоверия составляет +34%). Преобладает доверие над недоверием в отношении населения к Вооруженным силам Украины (+18%) и к добровольческим батальонам (+16%). Положителен и баланс доверия-недоверия к общественным организациям (+13%) и к средствам массовой информации Украины (+2%).
Впрочем, здесь тоже есть проблемы. Так, с декабря 2014-го заметно уменьшился баланс доверия-недоверия к Вооруженным Силам — с +25% до +18%. Причиной этого, скорее всего, является неэффективность Министерства обороны в плане обеспечения ВСУ и совершенно провальные действия командования во время боев за Дебальцево (тогда, воспользовавшись сосредоточением почти всех российских сил и местных террористов вокруг этого населенного пункта, можно было серией быстрых тактических ударов разгромить отряды противника на целом ряде направлений и освободить десяток-другой населенных пунктов). Существенно ухудшился за это же время баланс доверия к церкви (с +45% до +34%), и здесь, кажется, главной причиной стала информация, что так и не состоится объединение УПЦ КП и УАПЦ; однако и эту ситуацию можно исправить. Ну, а падение доверия к СМИ Украины (с +13% до +2%) тоже объясняется просто: во-первых, активной антиукраинской деятельностью некоторых номинально «украинских» масс-медиа, во-вторых, сведением счетов владельцев некоторых телеканалов между собой с помощью «телекиллеров». И опять же ситуацию можно исправить...
Так или иначе, всеукраинский опрос, проведенный такими авторитетными центрами, как Фонд «Демократические инициативы» имени Илько Кучерива» и социологическая служба Центра Разумкова, — это не повод для разного рода истерик, а основание для трезвой оценки ситуации как администрацией главы государства, так и способными рационально мыслить депутатами и правительственными чиновниками. А прежде всего — лидерами общественного доверия, на взвешенные и решительные действия которых общество возлагает свои надежды. Те, кто на это способен, должны исправить допущенные ошибки, возобновить уровень доверия к себе и скоординировать действия с другими лидерами общественного мнения. А те структуры, которые безнадежно себя скомпрометировали в глазах общества, должны стать объектами эффективной и быстрой очистки — ведь о каких реформах можно говорить, когда милиция, суд и прокуратура опустили себя в глазах людей, как говорится, ниже плинтуса?