Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Общественные активисты и политики договорились...

Единственным требованием протеста 15 мая будет введение пропорциональной системы с открытыми списками на выборах в парламент
11 мая, 2018 - 12:14
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1996 г.

Уже совсем скоро — 15 мая во всех областных центрах, а 17 мая в Киеве под стенами Верховной Рады — состоятся акции «Нет! Выборам по закону Януковича». Общественные активисты и политики договорились, что единственным требованием протеста будет введение пропорциональной системы с открытыми региональными списками на выборах в Верховную Раду Украины. Соответствующий меморандум 10 мая подписали Общественное движение «ЧЕСНО», ОО «Батьківщина», движение «Звільнення», политическая партия «Громадянська позиція», политическая партия «Демократичний Альянс», «Європейська партія України», политическая партия «Народний контроль», политическая партия «Національний корпус», Объединение «Самопоміч», ВО «Свобода», «Сила людей», Общественное движение «Хвиля». Что же такое пропорциональная система с открытыми региональными списками и чем она отличается от системы с закрытыми списками, по которой украинцы выбирали половину парламента на выборах 2012-го и 2014-го?

ВИНЕГРЕТ ИЗ ОТБРОСОВ ПОД СОУСОМ ИЗ НАРОДНЫХ ЛЮБИМЦЕВ

В конце 2011-го поэт Сергей Жадан очень удачно описал политическую борьбу, в основе которой заложена украинская традиция формирования так называемых закрытых списков на выборах в Верховную Раду: «Главное — попасть в проходную часть списка, а там что хочешь делай, можешь прямо в сессионном зале курить свои грибы». Так исторически сложилось, что рейтинг политической силы или совокупный рейтинг симпатий кандидатов первой пятерки или десятки становится локомотивом, который позволяет протянуть во власть недобропорядочных кандидатов с откровенно подмоченной репутацией и криминальным прошлым. Инвестиционный банкир Томаш Фиала описывал эту ситуацию достаточно обстоятельно относительно выборов 2014-го: «На первые места в списке политические партии поставили хороших людей: героев войны и активистов с хорошей репутацией. Дальше в списке было много бизнесменов. По моей информации, места в парламенте покупались по цене от 3 до 10 миллионов долларов за мандат».

Причиной такой ситуации стали избирательные правила, при которых украинский избиратель вынужден отдавать свой голос за весь список и не влияет на его формирование, ведь списки формируются кулуарно. Возьмем примеры двух самых популярных политических сил, которые получили наибольшее количество мандатов по партийным спискам на прошлых выборах. Фигурант «дела Онищенко — Насирова», бывший председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров, которого все узнают по клетчатому одеялу, в 2014-м попал в украинскую политику в списке партии Блок Петра Порошенко вместе с проводником крымско-татарского народа Мустафой Джемилевым и полковником Юлием Мамчуром. По списку другой политической силы — Народный Фронт — вместе с представителями «правительства камикадзе» народным избранником стал фигурант янтарного дела Максим Поляков. Учитывая результаты тех выборов, можно смело сказать, что за депутата Насирова тогда проголосовал каждый пятый украинский избиратель, равно как и за депутата Полякова тогда проголосовал другой «каждый пятый». Чисто статистически, если ехать в переполненной маршрутке, то там есть десять избирателей Насирова и еще десять избирателей Полякова, причиной этому — избирательная система.

РАЙ ДЛЯ ПАРТИЙ ИЗ «ТЕЛЕВИЗОРА»

Поскольку избиратель не влияет на порядок прохождения кандидатов в списках политических партий, то в Украине преимущественно попадали во власть партии двух типов: вождистские структуры, или телевизионные бренды. Наличие электоральной поддержки у лидера партии или политического бренда, с одной стороны, позволяет укомплектовывать списки на свой страх и риск, а с другой стороны — никоим образом не заниматься партийным строительством и не работать с избирателями. Ярким примером стала уже упоминавшаяся партия «Народный Фронт», которая, заручившись поддержкой более чем 20% голосов избирателей, не развернула сеть ячеек партии в регионах, постепенно обваливая свой рейтинг до предела статистической погрешности.

Отсутствие партийной структуры в регионах в предвыборный период может заменить телевизионная картинка. Говорящие головы на телевизионных шоу, а также массированная дорогостоящая политическая реклама привлекают внимание тех избирателей, которые часто разочарованы в действующей власти, но не несут ничего позитивного даже в короткой перспективе. Партии телевизора не только являются деревьями без корней, которые засыхают в межизбирательный период, своими плодами они часто показывают, кто же является их садовником. К примеру, известный борец с олигархами, который является плодом украинского телепространства, Олег Ляшко, глава «Радикальной партии», был неоднократно замечен в лоббизме в пользу самого богатого украинского олигарха Рината Ахметова (детально это описано, в частности и в материале журналистов «Радио Свобода»). Это и не удивительно, ведь расходы на политическую рекламу составляют значительную часть бюджетов предвыборных кампаний политических партий, потому большое влияние на избирательный процесс имеют олигархи, которые владеют СМИ.

ЗАБУДЬТЕ О РЕГИОНАХ

Если же говорить о представительстве интересов избирателей, то депутаты, которые проходили в Верховную Раду по партийным спискам, не представляют регионы. Каждый четвертый депутат-списочник в предыдущих составах парламента, на момент своего избрания, проживал в городе Киеве. Даже депутаты Партии Регионов, которые по логике своего названия должны были эти регионы представлять во власти, никогда не презентовали позицию этих самых регионов даже по своему местожительству. Такие условия, учитывая большой размер нашего государства, создают пропасть между избирателями и парламентскими партиями, и именно поэтому как результат Верховная Рада имеет самый низкий рейтинг доверия среди всех институций. Это то, о чем эксперт по вопросам избирательного законодательства Евгений Радченко говорит, описывая украинскую традицию закрытых списков: «Партии стали, по сути, закрытыми клубами, причем для очень состоятельных людей».

ЧЕМ ПОМОЖЕТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА С ОТКРЫТЫМИ СПИСКАМИ?

В проекте избирательного кодекса, который профильный комитет парламента готовит сейчас ко второму чтению, прописана пропорциональная система с открытыми региональными списками. Чем она отличается от действующей?

Во-первых, избиратели будут голосовать в региональных округах, которые по площади будут совпадать с областями. Каждая партия сможет выставить в таком округе региональный список от пяти до двадцати кандидатов. В таких условиях избиратель сможет увидеть всех, за кого партия предлагает отдать свой голос, таким образом замаскировать отбросов под соусом из правозащитников, общественных деятелей и волонтеров будет тяжелее, ведь все будут на виду.

Во-вторых, избиратель будет выбирать и партию, и кандидата в списке этой партии в своем региональном округе. Даже если добропорядочные кандидаты попадут в один список с негодяями и коррупционерами, то избиратели своими голосами смогут поднять в списке партии самых достойных, не учитывая предыдущие внутрипартийные кулуарные «договорняки».

В-третьих, партии вынуждены будут выставить списки в двух третях округов и преодолеть проходной барьер. Это отсечет из политического спектра маргинальные проекты, которые живут только в телевизоре, ведь нужно будет набрать кандидатов в регионах и развернуть штабы. С другой стороны, такая система не будет давать шансы тем силам, которые запускают центробежные силы в стране, обещая федерализацию или соревнуясь с помощью  откровенно антигосударственной риторики.

Украинские избиратели достаточно внимательны к деятельности политических партий и умеют указывать место тем политсилам, которые дискредитировали себя в Верховной Раде. В свое время именно следующие парламентские выборы вынесли приговор «Социалистической партии» и «Блоку Литвина», которые предали интересы своих избирателей. В то же время региональные открытые списки отучат граждан от бездумного отношения галочек за телевизионные бренды, ведь нужно будет определяться с кандидатами в региональном списке. Владыка Борис Гудзяк называет это важным эволюционным шагом в развитии украинской демократии: «Не нужно считать избирателя инфантильным или забитым. Ведь если дать разъяснение, если коммуницировать перемены, то избиратель поймет все процессы. При условии, что не будет усилий отдельных политиков баламутить избирателя, им манипулировать, его использовать».

Остается надеяться, что Избирательный кодекс будет принят уже до конца текущей сессии Верховной Рады, тогда и у политических партий, и у избирателей будет достаточно времени, чтобы разобраться с новыми правилами и выбрать парламент, который достоин страны, пережившей Революцию Достоинства.

Андрей АНДРУШКИВ, «Центр.UA», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ