Военная операция Соединенных Штатов Америки и их союзников против Афганистана продолжается. Президент Буш ясно дал понять, что эта схватка с терроризмом будет долгой. Война с терроризмом необходима, однако только бомбовых ударов по базам террористов и сбрасывания помощи для беженцев недостаточно. Не менее важно разработать конструктивную программу по преодолению несправедливостей глобализаци — несправедливостей, которые позволяют таким, как Осама бен Ладен, находить новых и новых последователей. Задолго до 11 сентября, в мыслях об этой долгосрочной цели, я начал работу над серией конкретных предложений. Рассмотрение этих предложений сейчас стало еще неотложнее.
Мы живем в мире общих рынков, где политические установки, однако, по-прежнему исходят из суверенитета отдельного государства. Некоторые международные организации поддерживают глобальные рынки, однако они далеки от совершенства. Международные организации же, специализирующиеся на обеспечении общественных благ, таких как поддержание мира, охрана окружающей среды, облегчение положения бедных слоев населения, улучшение условий труда и системы здравоохранения, а так же защита прав человека, еще менее эффективны и получают меньшее финансирование.
Неравное положение международных финансовых и торговых организаций и международных организаций, служащих социальным целям, привело к неравномерному развитию современного общества. Торговые и финансовые рынки действуют превосходно в области наращивания капиталов, но не способны решать социальные проблемы.
До глобализации финансовых рынков, обеспечение большей части общественных благ было заботой правительства каждого отдельного государства. Сейчас же, в условиях свободного перемещения капитала, отдельным странам очень сложно устанавливать свои правила и вводить свои налоги, потому что капитал может просто уйти из страны. Более того, во многих странах просто нет хорошего правительства. Репрессивные и коррумпированные режимы, а также слабые государства являются, пожалуй, самыми главными причинами нищеты и страданий на сегодняшний день. Таким образом, выработка эффективных способов обеспечения общественных благ в глобальном масштабе оказывается недостаточной. Мы должны найти способы содействия появлению эффективного правительства во главе отдельных государств.
Общественные блага, такие как здравоохранение или охрана окружающей среды, невозможно обеспечить посредством установления санкций против стран, ситуация в которых не соответствует международным стандартам, поскольку у многих стран просто нет достаточных ресурсов. Скорее наоборот, посредством международной поддержки надо поощрять добровольное соблюдение норм в этих странах и дать, таким образом, возможность бедным государствам приблизиться к международным стандартам.
Международная поддержка требует перемещения ресурсов из богатых стран в бедные. К сожалению, такая поддержка заслужила себе плохую репутацию. Зарубежная помощь, в том виде, в каком она осуществляется сейчас, редко бывает эффективной и очень часто дает совершенно противоположные результаты. В общих чертах я могу назвать пять основных причин происходящего:
Зарубежная помощь сейчас служит интересам предоставляющей, а не получающей стороны. Государства-доноры обычно делают это, исходя из своих интересов национальной безопасности и геополитических соображений, часто не обращая ни малейшего внимания на уровень бедности и характер правительства страны- получателя.
Предоставляя помощь стране- получателю, государства-доноры предпочитают использовать своих собственных граждан, а международные организации направляют иностранных экспертов вместо того, чтобы создавать внутренние кадры. Поэтому получатели часто не имеют возможности в полной мере воспользоваться предоставленной помощью. А поскольку проекты по развитию разрабатываются и осуществляются иностранцами, то мало что остается после отъезда экспертов.
Зарубежная помощь в большинстве случаев носит межправительственный характер, и правительства, получающие помощь, распределяют ресурсы согласно своей собственной выгоде.
Государства-доноры настаивают на сохранении государственного контроля над помощью, которую они предоставляют, результатом чего становится отсутствие координации при ее распределении.
Международная поддержка — это рискованное предприятие. И преуспеть в этой области сложнее, чем управлять предприятием, приносящим доход, так как не существует ни одного мерила общественной пользы. Помощь распределяется бюрократами, и здесь можно много потерять и мало приобрести при постоянном наличии риска.
Должны быть найдены лучшие способы финансирования и предоставления международной помощи для того, чтобы исправить хоть некоторую долю несправедливости, привнесенной глобализацией.
Что касается финансирования, мое предложение состоит в том, что МВФ должен выпустить Специальные Права Заимствования (СДР), а богатые страны передать в дар свою долю СДР. Специальные Права Заимствования, созданные в 1969 году и последний раз выпускавшиеся в 1981, являются международным резервным активом и используются в качестве счетной и учетной единицы, а также для расчетов, странами-членами МВФ и некоторыми международными организациями.
По моему мнению, использование СДР нового выпуска предпочтительнее налогу Тобина (предложенный налог на международные валютные сделки) по целому ряду причин, самая главная из которых заключается в том, что специальный выпуск СДР уже был утвержден в 1997 году и ратифицирован 71% стран-членов МВФ. Он мог бы быть немедленно задействован для оказания международной помощи, если бы его ратифицировал Конгресс США, а развитые страны пожертвовали своими долями для этой цели.
Поскольку СДР является процентным финансовым активом, государства-доноры понесут затраты на выплату процентов. Но суммы здесь будут незначительными: передача своей доли в $3,69 миллиарда от общей суммы выпуска СДР в $27,5 миллиардов обойдется США приблизительно в $124 миллиона в год.
Еще более важным, чем нахождение источника финансирования является улучшение механизма доставки международной помощи до объекта назначения. Я предлагаю создать некий рынок, где различные проекты начнут соперничество за благотворительные фонды. И вот как это будет работать.
Будет создана международная комиссия, действующая под покровительством МВФ, но независимая от него. Членами этой комиссии станут выдающиеся люди, получившие должности сообразно своим заслугам. Комиссия будет не только принимать решения о приемлемости программ и проектов, но и заниматься как контролем над их выполнением, так и оценкой. Однако комиссия не будет иметь права распоряжаться фондами. Вместо этого у государств- доноров будет возможность свободно выбирать, какие из программ, признанных приемлемыми комиссией, поддержать своими СДР, что приведет к созданию взаимодействия, наподобие рыночного, между финансирующими организациями и претендентами на получение благотворительных фондов.
Ниже приведены три типа программ, соответствующих поставленным критериям:
Трастовые фонды для обеспечения общественных благ в глобальном масштабе, например, для борьбы с ВИЧ и СПИДом. Такие трастовые фонды должны находиться под управлением международной комиссии, состоящей из выдающихся личностей. Они могут действовать через международную организацию, такую как, например, Всемирная Организация Здравоохранения, или создать национальные организации, или же использовать оба варианта. Национальные учреждения должны работать в тесном взаимодействии с правительством, но быть независимыми от него, при этом состав комиссий на местах должен быть одобрен международной комиссией. Во избежание повторений, необходимо наличие только одного всемирного трастового фонда, занимающегося определенной проблемой, как, скажем, проблемой ВИЧ/ СПИДа, в регионе, однако за право управлять им могут бороться сразу несколько организаций.
Спонсируемые правительством программы развития, целью которых является облегчение положения бедных слоев населения. Такие программы должны предлагаться на рассмотрение правительствами нуждающихся в помощи стран, и субсидироваться правительствами стран, предоставляющих помощь. При этом, если правительства стран-получателей не смогут выполнить данные ими обещания, государства-доноры будут иметь право лишить их своей поддержки.
Международным финансовым организациям будет отведена двойная роль: они смогут оказывать содействие при разработке программ и предоставлять персонал для их выполнения, а также действовать как главный источник изыскания ресурсов для финансирования. Однако сами программы субсидироваться международными финансовыми организациями не будут. В отличие от займов Всемирного банка, программы будут являться собственностью правительства тех стран, в которых они будут осуществляться.
Неправительственные программы. Такие программы будут особенно полезны в странах с репрессивными или коррумпированными режимами. Вместо того чтобы укреплять плохое правительство, международная помощь будет использована в виде источника поддержки для гражданского общества, компенсирующего плохое управление. Репрессивные режимы, конечно, могут запретить неправительственную деятельность, однако, в таком случае, под давлением мирового сообщества им придется обосновать свой запрет на деятельность благотворительных организаций перед собственным населением.
Более того, многие виды деятельности приносят наилучшие плоды, когда проводятся вне правительственных каналов. Микрофинансирование как раз одно из них. Существует огромное количество доказательств его эффективности. Самый впечатляющий пример Бангладеш. Но успешные операции по микрозаймам, хоть в большинстве случаев и не требующие внешней поддержки, не могут взять начало в чистой прибыли компаний; не могут они мобилизовать капитал и на финансовых рынках. Для того чтобы превратить микрозаймы в крупный фактор экономического и политического прогресса, необходимо значительно увеличить масштабы операций. А для этого потребуется как общая поддержка промышленности, так и капитал для частного предпринимательства.
Поддержка, оказываемая финансовой индустрией микрофинансовым начинаниям, должна включать разработку программного обеспечения для решения управленческих задач и широкое ее распространение как общественного товара, подготовку менеджеров, учреждение агентства по оценке финансового положения и кредитоспособности и создание программы гарантий по кредитам. Задачей агентства будет содействие в привлечении филантропически настроенных лиц, готовых вложить в акции свой капитал, которые были бы согласны на прибыль ниже средних рыночных показателей, либо на отсутствие прибыли вообще. Программа гарантий по кредитам должна дать возможность соответствующим организациям, занимающимися операциями по микрозаймам, выдавать коммерческие бумаги с рейтингом ААА. (гарантийный фонд Всемирного Банка может быть использован в качестве поручительства). Сочетание стипендий на получение образования с улучшением системы здравоохранения и микрозаймов может помочь вывести из состояния нищеты большую часть населения.
Многообразие и плюрализм должны поощряться в процессе оказания неправительственной помощи. Как предоставление, так и получение гранта должно происходить на конкурентной основе. Например, можно создать целый ряд фондов венчурного капитала, которые бы осуществляли инвестиции в операции по микрозаймам.
Использование неправительственных каналов является одним из главных преимуществ такой программы. Устав Всемирного банка заставляет его проводить большую часть своей деятельности через правительственные организации, оказывая, таким образом, поддержку репрессивным и коррумпированным режимам. Джеймс Вулфенсон, президент Всемирного Банка, попытался было более тесно сотрудничать с неправительственными организациями, но подвергся за это нападкам со всех сторон.
Если эта программа окажется успешной, за первым выпуском СДР последуют ежегодные выпуски, размер которых будет доведен до уровня, способного дать существенные результаты. Ибо в мире суверенных государств проведение в жизнь идей, дающих положительные результаты, — лучший способ обеспечить более высокое качество управления страной.
При оценке данной программы очень важно понимать, что «рынок» зарубежной помощи будет менее эффективным, чем обычный рынок. В погоне за индивидуальным благосостоянием существует один простой оценочный критерий — практический результат. Общественные блага же оцениваются по их воздействию на различные сегменты общества, а поэтому очень трудно определить долю, приходящуюся на отдельных лиц. И все же я полагаю, что предложенная мною программа позволит уменьшить каждый из пяти перечисленных выше недостатков.
Вопрос повышения качества и количества международной помощи стал еще более актуальным после террористических актов, совершенных 11 сентября в Соединенных Штатах. Мы должны сделать все возможное для сопротивления терроризму и полного его искоренения, но мы не должны позволить, чтобы это стало для нас единственным всепоглощающим усилием. Если мы допустим подобное, мы только сыграем на руку террористам: в этом случае они будут направлять наши действия, а не наоборот. Мы должны выработать позитивный взгляд на улучшение мира, в котором живем, если хотим завоевать сердца и умы людей, страдающих от несправедливостей глобализации.