Днями мы представили вниманию наших читателей результаты опроса, в котором эксперты оценивали будущий сценарий в Украине: откуда могут прийти качественные изменения? Сегодня вашему вниманию предлагается размышления профессора кафедры философии Житомирского государственного университета имени Ивана Франко, доктора философских наук Николая КОЗЛОВЦА, который изложил свою точку зрения по данному вопросу.
Оценивая возможные сценарии будущего в Украине, скорее, можно констатировать: «Перспектива, которой нет». В конце любого тоннеля должно засверкать солнце. К сожалению, реформы в Украине — это бесконечный тоннель без света. Опыт реализации курса на развитие рыночных отношений в Украине свидетельствует в большей степени о потерях, неудачах, ошибках, чем об успехах или достижениях. Есть основания утверждать, что нынешняя относительная социально-экономическая стабильность приобрела черты застоя. Весьма неэффективно функционируют внутренние источники саморазвития, самоусовершенствования общества, а отсюда состояние, которое скорее можно охарактеризовать как топтание на месте. Нынешнее украинское общество можно назвать, по терминологии В. Бяка, «обществом риска», которое характеризуются процессами прогрессирующей демодернизации, разрушением своего творческого потенциала, неспособностью к позитивным качественным социальным изменениям. Инерционность кризисных процессов во всех областях общественной жизни, противоречивость становления рыночных отношений, социальная напряженность и дезориентация массового сознания, трудности в создании новой управленческой инфраструктуры являются серьезными препятствиями на пути качественных изменений, построения демократического общества и правового государства.
Совершенно верно в послании в Верховную Раду Украины Президент Украины Виктор Янукович осуществление системной модернизации всего комплекса отношений и институтов — государства, экономики, общества — назвал стратегическим направлением, интегральной характеристикой всех изменений и реформ. Совершенно верно поставлено задание. Однако оно требует и исполнителей, и значительных финансовых инвестиций. Причем нужны не десятки, а сотни миллиардов долларов. Запад помочь не в состоянии, поскольку он занят своими кризисными явлениями. Инвестиции из России с ее технической и технологической отсталостью и политическими претензиями никоим образом не будут способствовать модернизации украинской экономики. При определенных условиях можно воспользоваться и кредитами МВФ, финансовыми кредитами Китая. В проведении качественных изменений в обществе следует опираться в первую очередь на внутренние резервы и собственные силы. По большому счету, никто в мире особенно не заинтересован в том, чтобы Украина стала сильной, процветающей, конкурентоспособной страной. Поэтому самый действенный механизм привлечения инвестиций — это создать благоприятные условия, чтобы капитал спокойно мог работать. На Западе он не может получить такие прибыли, как в Украине. Капиталы «убегают» за границу из-за несовершенной работы налоговой и таможенной служб, судебной системы, незавершенной дерегуляции. Большинство проблем Украины предопределено одним — дефицитом реформ в течение последних 20 лет.
Украинская экономика сегодня нуждается в мощном платежеспособном спросе, как внутри страны, так и за рубежом на продукцию отечественного производства. Чтобы не допустить кризиса, следует искать дополнительных финансовых резервов, одалживая за рубежом и на внутреннем рынке. Необходимо проводить взвешенную внутреннюю экономическую политику, стимулировать капитальные инвестиции, упрощать условия ведения бизнеса, и в первую очередь поощрять внутреннего инвестора посредством повышения заработной платы в разы (а не проценты), допуская как «оправданное зло» на этом этапе и значительный процент инфляции. Целесообразнее искать способы возвращения в Украину финансовых «беглецов», как это делают, например, Россия и США (недавно подписали соглашение со Швейцарией об открытии банковской тайны, чтобы найти в швейцарских банках необлагаемые средства своих граждан).
Сегодня наблюдается диффузия поддержки существующей власти со стороны большинства украинцев. Поскольку идеального нормативного согласия достичь никак не удастся, то нужно идти путем инструментального согласия, когда данный режим может служить инструментом реализации общего совместного блага.
Качественные изменения в обществе невозможны без конструктивного внутриполитического диалога, который способствует публичной наработке общественно-политических позиций, взглядов, мнений, оценок, стилей мышления субъектов политического процесса, достижению ими согласия, консенсуса или компромисса, а также агрегации и артикуляции взаимосогласованных программ развития социума и путей воплощения их в практику. Такая диалоговая коммуникация — самое важное условие дальнейшей трансформации украинского общества. Диалог между общественными структурами и государственной властью должен приобрести институциональный характер и постепенно трансформироваться в социальный институт (в широком смысле) гражданского общества. Сегодня прослеживаются признаки неуправляемости, которая находит свое проявление в первую очередь в том, что, с одной стороны, правительство перегружено требованиями со стороны сообщества со сложной структурой и принимает на себя много обязательств, как это имеет место в государствах с большим количеством социальных программ, а с другой — государство в ситуации экономического кризиса (а точнее — экономической недоразвитости) просто не обладает необходимыми ресурсами для оказания позитивного влияния на общество.
Нынешняя ситуация в Украине требует решительных и быстрых перемен. Нынешнее правительство вовсе не является правительством реформаторов, способным проводить системные преобразования буквально во всех областях общественной жизни. Сегодня у нас нет задекларированной цели, хотя реформы как средство ее достижения проводятся. В таких условиях это движение не то что бессистемно, а отсутствует как таковое. К тому же над правительственными чиновниками «тяготеют» следующие парламентские выборы, и как следствие популистская составляющая довольно значительна в их деятельности. Надеяться на качественные изменения в работе правительства не приходится. Поэтому, на мой взгляд, необходимо срочно произвести «перезагрузку» власти. Провести в первую очередь досрочные (а точнее, срочные) в марте 2012 г. выборы в Верховную Раду Украины. Ждать до октября 2012 г. — терять время и ухудшать ситуацию в Украине. Идя на выборы, политические партии должны иметь не набор популистских лозунгов, а четкие программы качественных изменений в Украине. При этом только при условии свободного волеизъявления избирателей, без использования финансового и административного ресурсов парламентские выборы выполнят функцию не только трансформации волеизъявления электората путем голосования в определенные результаты выборов, но и качественного обновления состава парламента, политической элиты в целом, станут предпосылкой роста доверия к власти. Ведь без поддержки, понимания содержания реформ не только самими реформаторами, но и широкой общественностью, невозможны никакие общественные преобразования. На основе результатов выборов создать широкую демократическую коалицию, сформировать широкое коалиционное правительство с привлечением представителей как разных парламентских партий, так и не прошедших в парламент, в том числе и беспартийных, за которыми бы не тянулся шлейф предыдущего негатива. Мы должны научиться ценить и правильно расставлять умных людей, ученых, аналитиков, мыслителей, прогнозистов.
Украинцам, если они хотят качественных перемен (а это императив сегодняшнего дня!), занять достойное место в глобализованном мире, нужно смело идти навстречу новациям, адаптируя их к своей ментальности. Путь к цивилизованному миру лежит через возвращение к интеллектуальным смыслам современной эпохи. Именно в этом Европа больше всего нам может помочь, ведь она стремится иметь на своих границах не феодальную страну в руках мафии, а модерное коммуникативное государство. И только такое государство будет иметь перспективу стать не декларативно, а реально частью европейской цивилизации.
Сегодня место страны в мировой экономике, а, значит, и в системе мирового порядка определяет уровень ее технологического развития, развития демократических институций, духовности и культуры. Мировым трендом последнего десятилетия является формирование новых технологических укладов, формирование национальных инновационных систем. Правительства передовых стран вкладывали средства преимущественно в высокие технологии, образование и науку, демократическое развитие. В результате этого внедрение результатов научных разработок обеспечило 90% экономического роста высокоразвитых стран, а открытость национальных экономик способствовала экспорту такого эффекта в другие страны мира. Из-за отсутствия национальной инновационной системы Украина впала в затяжной финансовый кризис более критично, чем другие страны. Украина не смогла противопоставить мировому финансовому кризису стойкую инновационную систему, а значит — конкурентоспособную экономику.
Чрезвычайно велика роль в решении противоречия между стихийной трансформацией предыдущего этапа украинского общества и сознательной современной его трансформацией и модернизацией принадлежит ведущему обществу — элите, и в первую очередь — политической. Нашему обществу присущ сегодня высокий уровень нечувствительности и цинизма.
Но представители нынешней власти «инструментально» не доносят до общественности свои идеи, потому вопросы, которые они поднимают, не становятся объектом обсуждения широкой общественности. Такое положение связано с тем, что украинское общество до сих пор не решило проблему собственной инертности, пассивности, нерефлексивности — как общественности, так и политических институтов. У нас пока нет общественного мнения, а есть лишь общественные настроения.
Интеллектуальная и трудовая энергичность отдельных людей еще не гарантирует нам могучую и цветущую страну. Нужны также высокая энергетика и ответственный индивидуализм, самоутверждение через подчинение другим. Осознание и убеждение в справедливости уклада государства и его действий. И желание коллективного лидерства в мире, и уверенность в его возможности. И патриотизм, и многое еще. Разумеется, в соответствующих пропорциях относительно конкретной переменчивой исторической ситуации. Нужны и известная сдержанность, самоограничение, умение ценить общее благо выше личного, способность совмещать усилия многих людей и вверять управление лидерам.
Сущность новой парадигмы в развитии общества, которая может быть предложена украинцам (и человечеству), как раз и заключается в том, чтобы в центре исторических процессов «разместить» не капитал, богатство, деньги, обладание властью ради власти, а развитие человека, видя в нем не только средство, а в первую очередь цель, результат, смысл существования самого человечества. Принципы справедливости, либеральная демократия — все в человеческом социуме приобретает настоящий смысл и высшую рациональность, если направлено на благо человека.
Гуманитарная сфера продолжает оставаться хаотической, бессистемной и неорганизованной. Из режима целеустремленной работы мы перешли в режим нескончаемого перекручивания, шумихи, криков, ненужных дискуссий. Гуманитарная политика государства должна быть такой, чтобы не унижать общество до выяснений на криминальном уровне, а подносить его к высоким образцам мировой культуры. Эта важная составляющая государственной политики в любом случае не должна стать очередной «формой без содержания». Необходимо обеспечить системную работу над отдельными программами по реализации гуманитарной политики, в частности образовательной реформы, реформы в области культуры, науки, оплаты труда, пенсионного обеспечения, системы социальных льгот и т.п.
К сожалению, нынешняя элита не выполняет функцию «интегратора общества» (Э. Тоффлер). Она состоит из людей, воспитанных в условиях советского режима, который породил определенную ментальность и стереотипы поведения. Корпоративизм и патримониальные связи, сложная сеть клиентальных отношений и сейчас присущи отечественному элитотворению как на государственном, так и местном уровнях.
Успешная реализация политической элитой функции субъекта социальных трансформаций, качественных изменений возможна лишь при определенных условиях, а именно: а) наличии политического плюрализма, свободной конкуренции потенциальных элит; б) обеспечении определенного равновесия, компромисса, баланса разных социальных сил, то есть формировании консенсусно-объединенного типажа политической элиты; в) максимальной открытости элит на всех уровнях, постоянном пополнении их профессионально подготовленными и функционально способными людьми; г) обновлении менталитета политической элиты, осознании того, что общественные изменения нуждаются в серьезном информационном сопровождении, а также учете мнения народа, институций гражданского общества; д) наличии постоянного демократического контроля за деятельностью властных структур со стороны общественности, СМИ, партий и организаций; е) сплоченности разных слоев общества, гармонизации их социальных интересов, достижении сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе; ж) четком соблюдении законности, демократических норм и процедур, необходимых и обязательных для нормального функционирования правового государства и гражданского общества.
Требует повышения социального статуса и интеллигенция. Нация с дезориентированной, деградированной и обнищалой интеллигенцией не может иметь ни будущего, ни политической культуры, ни построенной на ней собственной государственной жизни. Интеллигенция должна занимать более существенное, более важное место в обществе, потому что многое в стране зависит от ее инициативы. Это должны быть наиболее уважаемые люди в обществе, к мнению которых, к тому, как они оценивают ситуацию в стране, должны прислушиваться политики, даже те, кто владеет экономической составляющей страны, привлекать ее лучших представителей к управлению гуманитарной сферой. И я очень рад, что интеллектуалы все больше проникаются современными болями украинского общества. Интеллигенция должна брать на себя функцию определенной духовной подпоры, интеллектуального сопротивления.