Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оккупированные территории: кристаллизация позиций

Что несет в себе реинтеграционный законопроект, вызвавший массу противоречивых обсуждений?
4 октября, 2017 - 18:52
НИКОЛАЕВКА. 2016 Г. / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В среду Президент внес в парламент законопроект, который среди общественности получил название «о реинтеграции оккупированных территорий». До того представители оппозиционной фракции «Самопоміч» предлагали собственный законопроект «об оккупированных территориях», получивший неоднозначную оценку. По мнению экспертов, предложения «Самопомочі» лишь констатировали факт оккупации, но не предлагали алгоритм процесса восстановления территориальной целостности и суверенитета страны. Администрация Президента и СНБО разработали собственную версию законопроекта, не будучи официально обнародованным, привел к массе иногда очень горячих дискуссий, которые базировались на не всегда проверенной информации. Во вторник вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроед, которая входит во фракцию «Самопомощи», обнародовала один из вариантов законопроекта «про реинтеграцию» и высказала ряд беспокойств, в частности по «легализации Минских соглашений и необходимости их выполнения; объединенного оперативного штаб Донецкой и Луганской областей, будет заниматься разрешениями на торговлю; применения вооруженных сил в мирное время». Но главным моментом критики законопроекта является признание Минских соглашений, в конце концов, по мнению некоторых экспертов, может быть прологом к согласию с выборами на оккупированных территориях. Председатель комитета по вопросам свободы слова Виктория Сюмар при этом заявила, что «Народный фронт» может не поддержать президентский законопроект, если он будет предусматривать «особый статус Донбасса». Ирина Геращенко вечером того же дня заявила, что обнародованный Оксаной Сыроид законопроект не является окончательным вариантом, а следовательно, обсуждать его нет смысла.

Вместе с тем, Президент предложил «заморозить» действие закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который был принят на три года в сентябре 2014 года и срок которого истекает 18 октября. Представитель Украины в трехсторонней контактной группе Ольга Айвазовская так же заявила, что, если не будет продолжен закон об особом порядке местного самоуправления на Донбассе, то у Украины могут появляться «серьезные проблемы с санкционным пакетом в отношении РФ, проведением переговоров как в Минском формате, так и в Нормандском». По убеждению Айвазовской, закон «Об особом порядке местного самоуправления» является базой, от которой отталкиваясь можно вести любые переговоры. В частности, она заявила: «Мы можем его продолжить на год, чтобы обеспечить базу для коммуникации относительно миротворцев ООН, летального оружия, переговоров в разных форматах. Они сегодня в итоге заработали, особенно двусторонние Россия — США в нашу пользу». Во время регистрации президентского законопроекта Оксана Сыроед обнародовала критику попытки пролонгировать так называемый закон «об особом статусе».

ПО ПУНКТАМ...

Во вторник в ВР состоялось заседание «минской платформы», на котором заместитель председателя Администрации Президента Константин Елисеев представил виденье миротворческой миссии на Донбассе и концепцию закона о государственной политике по восстановлению государственного суверенитета на временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областях. Текст этого законопроекта не был распространен, но депутатам были изложены концептуальные моменты. То что текста законопроекта депутаты так и не увидели на этой встрече, опять же порождает вопрос: зачем такая таинственность при обсуждены очень важного документа? В то же время были озвучены мнения относительно законопроекта представителями разных фракций. Отметим, что формально присутствие представителя фракций на «минской платформе» не обязательно, поэтому не все представители присутствовали. Это форум для информирования депутатов о позиции Президента по тем или иным вопросам и на нем никаких решений не принимается. Но принципиальное отсутствие на обсуждены представителей, например, «Самопомощи» и параллельное обнародование неокончательный проекта закона в социальных сетях, как минимум, порождало еще больше недоразумений среди общественности и депутатов.

ФОТО АННЫ КУДРЯВЦЕВОЙ

На заседание «минской платформы» был приглашен юрист-международник Владимир Василенко, принимавший участие в подготовке проекта закона.

«Цель данного закона заключается в том, чтобы четко выделить основные элементы позиции Украины в вопросе отпора вооруженной агрессии РФ и для преодоления ее последствий, — комментирует «Дню» Владимир Василенко. — Главные элементы последней подготовленной версии проекта закона следующие: 1)     РФ четко определяется как государство, совершившее преступление вооруженной агрессии против Украины, нарушив свои международные обязательства по важным международным соглашениям. 2) Следствием этой агрессии РФ стала временная оккупация части территории Украины. 3) Непризнание захвата части территории Украины и подтверждение неотъемлемого суверенного права Украины на восстановление ее территориальной целостности. 4) Определение составляющих частей вооруженного компонента РФ, с помощью которых осуществляется ее агрессия против Украины. Причем такой составляющей частью признаются также и регулярные незаконные вооруженные формирования, вооруженные банды, группы наемников, которые созданы, подчиняются, контролируются и финансируются РФ. 5) Определение оккупационной администрации РФ, составляющими частями которой является ее государственные органы, действующие в пределах временно оккупированной территории, и подконтрольные РФ сампровозглашенные органы, узурпировавшие властные функции на временно оккупированных территориях Украины. 6) Подтверждение неотъемлемого суверенного права Украины на индивидуальную и коллективную самооборону от агрессии в соответствии со статьей 51-й Устава ООН и национального законодательства Украины. Это значит, что с термином «АТО» покончено, ведь Украина ведет войну в порядке самозащиты от вооруженной агрессии, а не борьбу с каким-то террористами».

ВЕРНУТЬ, А НЕ ОТТОРГНУТЬ

Продолжая мысль, Владимир Василенко отметил: «В законопроекте четко определяется правовой статус временно оккупированных территорий. Цель такого определения статуса временно оккупированных территорий заключается в следующем. Еще раз подчеркнуть, что эта временная оккупация является нелегитимной и не дает РФ никаких прав. Любые акты, совершенные вооруженными силами РФ и оккупационной администрацией, противоречат нормам международного гуманитарного права, являются незаконными и недействительными, то есть не создают правовых последствий. Это важная правовая констатация для того, чтобы мы могли потом  четко определяться с тем, что происходит. Подчеркивается, что в пределах оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей действует особый порядок обеспечения прав и свобод гражданского населения, которые определяются законами и нормами международного гуманитарного права. Этот момент имеет большое значение, ведь в соответствии с международным гуманитарным правом ответственность за обеспечение защиты прав человека и жизнедеятельности на оккупированной территории ложится на оккупанта, поскольку государство, часть территории которой оккупировано, лишено физических возможностей реализовывать эти задачи. Кроме того, концепция закона предусматривает рамочную модель поддержки гражданского населения оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и меры, направленные на обеспечение прав гражданского населения этих территорий».

«Таким образом в данном законопроекте мы четко сформулировали позицию Украины. В данном документе есть упоминание о нарушении РФ Минских договоренностей. Принципиально подчеркивается, что во время осуществления органами государственной власти Украины и должностными лицами политико-дипломатических мероприятий по восстановлению территориальной целостности, обеспечивается приоритетность выполнения положений по безопасности Минских соглашений. Таким образом, создаются основы для нормальной переговорной позиции Украины и защиты национальных интересов», — отметил наш собеседник.

О том, что подготовленный Администрацией Президента законопроект «о реинтеграции Донбасса» предусматривает четкое определение статуса временно оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей и страны-агрессора, заявила в эфире телеканала «112 Украина» и первый заместитель председателя Верховной Рады Ирина Геращенко. Она отметила, что важнейшей составляющей законопроекта является восстановление территориальной целостности Украины, и подчеркнула, что «страна-агрессор не может быть миротворцем, не может давать представителей в миротворческую миссию. Поэтому Украина настаивает, что в возможной миссии не может быть представителей РФ». Вице-спикер заверяет, что главным принципом, лежащим в проекте закона «о реинтеграции», является возвращение, а не отторжение территорий.

Важным аспектом является то, что законопроект не должен давать оснований для снятия санкции с РФ. Этот пункт, по словам Ирины Геращенко, прописан в законопроекте отдельно. Отдельно следует вспомнить, что существует постановление Верховной Рады от мая сего года, которым одобрены Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Актуальные вопросы внешней политики Украины», состоявшихся 7 декабря 2016 года. В этих рекомендациях четко даются соответствующие определения агрессии РФ и оккупации. В частности, в них сказано: «Противодействие вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, восстановление территориальной целостности Украины, а также защита и возобновление прав граждан Украины, которые пострадали в ходе международного вооруженного конфликта и/или находятся на временно оккупированных территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также отдельных районов Донецкой и Луганской областей являются приоритетными задачами Украинского государства в целом и украинской дипломатии в частности». Там также указано, что «вооруженная агрессия России против Украины не является случайностью и будет продолжаться по крайней мере до тех пор, пока Россия будет удерживать оккупированные ею территории», и официально акцентировано внимание на постоянном системном укреплении обороноспособности нашего государства и налаживании конструктивных отношений с НАТО и Европейским Союзом..

 В этих же рекомендациях существует перечень постановлений Верховной Рады, которые касаются вопроса вооруженной агрессии РФ против Украины. Парламент периодически принимал подобные постановления с учетом концептуальных разработок экспертов. В конце концов, в законопроекте «про реинтеграцию», который был подан Президентом в Верховную Раду, в концентрированном виде отражены принципиальные положения, которые уже были одобрены парламентом. Можно сказать, что этот законопроект является кристаллизацией уже принятых постановлений.

ОСНОВНАЯ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ, ВОЗНИКШАЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТА «О РЕИНТЕГРАЦИИ»:

• Легализация Минских соглашений и необходимость их выполнения;

• Объединенный оперативный штаб Донецкой и Луганской областей будет заниматься разрешениями на торговлю;

• Применение Вооруженных сил в мирное время без внедрения «военного положения».

Отдельная дискуссия идет по второму законопроекту «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который предусматривает продление на год особого порядка местного самоуправления на Донбассе.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ