В чем суть новой политической стратегии и тактики Блока Юлии Тимошенко? Об этом — в интервью с руководителем парламентской фракции БЮТ Олегом БИЛОРУСОМ. — Совсем недавно вашу политическую силу однозначно относили к власти. И БЮТ относился к ней по всем формальным и неформальным признакам. Где вы теперь?
— В парламенте наша фракция во власти. Законодательная — это высшая по статусу ветвь власти, которая обладает функциями контроля других ветвей. Мы действительно, вышли, а точнее — были вытеснены из правительства. Но оставив исполнительную, мы остаемся в государственной власти Украины.
— По такой логике вы и при Кучме были во власти.
— Да, мы во власти были и во времена кучмизма. Но тогда мы находились в парламентской оппозиции — прямой и жесткой. Сегодня мы переходим не в оппозицию, а в состояние собственной позиции, которая будет продиктована идеалами и ценностями оранжевой революции, а также — политической программой партии «Батьківщина».
— Как понимать нынешние отношения БЮТ с Президентом?
— Они характеризуются конфликтом, который носит односторонний характер. Мы этого конфликта не желали, не провоцировали, и не осуществляли. Юлия Тимошенко последовательно заявляла, что она с Президентом Виктором Ющенко, несмотря на все трудности. Хотя правительство сформировала не она, а Президент, она все делала для сотрудничества. Но по-видимому, позиция другой стороны с самого начала была противоположной. Слишком боялись некоторые господа конкуренции со стороны Юлии Владимировны, и эти страхи привели к тому, что они взялись подрывать деятельность правительства. Сначала дали 6 месяцев, чтобы правительство поработало, а далее решили распустить его с одной целью — вытеснить Тимошенко из исполнительной власти.
Но я не думаю, что нынешнее состояние является обреченным на консервацию. Стороны разошлись по японскому принципу — кровать одна, но сны разные. Во время избирательной кампании мы обратимся к украинскому народу, и пусть он оценит нашу деятельность — политическую, экономическую, социальную, гуманитарную. Пусть народ, а не президентское окружение, решает вопрос о дальнейшем месте и роли нашей политической силы. Если БЮТ, как нам пророчат политологи, в 2006 году получит от избирателей «большой билет», мы с партией Президента объединимся в парламенте и выдвинем кандидатуру премьера. Которой, без сомнения, будет Юлия Владимировна Тимошенко.
— Судя из того, что вы отказались подписать Меморандум стабильности, доверия к президентской стороне нет?
— Оно подорвано. Восстановить доверие может только Президент, вступив в переговоры со своим ближайшим соратником — Юлией Тимошенко.
— Юлия Тимошенко заявила, что ваш блок с партией Ющенко пойдет на выборы параллельными дорогами. Что это значит — у вас будут одни и те же лозунги и избиратели, но разные персоналии в списке?
— У нас будут не только разные персоналии. И их объединение, и наше, отдельно будут обращаться к украинским гражданам, предлагая им свои программы, идеологии и стратегии. Президент Виктор Ющенко не сможет возглавлять список, потому что как глава государства не имеет на это ни конституционного, ни морального права. А Юлия Тимошенко свой список возглавит, и будет непосредственно выходить на контакт с гражданами. В этом значительное отличие, но это — организационная сторона. Принципиальная разница — в подходах к социальным проблемам. Сегодня президентское окружение начало обвинять Юлию Тимошенко, которая закрыла «черную дыру» в бюджете на 30 млрд. грн., повысив зарплаты, пенсии и стипендии, в «люмпенизации бюджета». Что же, это их позиция. Мы же исходим из того, что социальное развитие, — высшая форма развития общества. Если у нас люди голодные, 80 % населения — за чертой бедности, нужно в первую очередь решать эти проблемы.
— Но слишком быстрый рост зарплат и пенсий дает большую нагрузку на бизнес, который душится налогами. Непропорционально большая социальная часть бюджета и дала предлог говорить о популизме в действиях правительства.
— Без зарплаты нет производства. От роста зарплат, социальных выплат бизнес только процветает, потому что это увеличивает покупательную способность населения. О том, что никакого популизма в повышении зарплат и пенсий, которое было осуществлено правительством Тимошенко, нет, говорит тот факт, что ранее предложенный бюджет кабинет во главе с и. о. премьера Юрием Ехануровым принял за один день. Среди достижений правительства Тимошенко — впервые во времена Независимости пенсии в Украине стали выше, чем в России. Если мы в дальнейшем темп не сбавим, и завтра у нас и зарплата станет выше, чем в России, это будет содействовать налаживанию между нашими странами действительно равноправных, братских отношений. Потому что магнит изменит силу. Рабочая сила будет не в Западную Сибирь стремиться, а останется здесь работать на Украину.
— Кого БЮТ видит потенциальным союзником на выборах?
— Партия «Батьківшина» прежде всего видит своими союзниками три блочных партии. Кроме того, мы будем тесно сотрудничать с ПРП, вырисовывается сотрудничество с партией «Единая Украина». Будут и те, кто сейчас не представлен в парламенте. До начала избирательной кампании БЮТ или расширится, или сформирует широкую коалицию демократических сил.
— Возможна ли, в принципе, блокировка с Партией регионов или СДПУ(О)?
— Я не очень большой оптимист в данном отношении. Мне кажется, пока что этот вопрос для идеологов-теоретиков. Было бы слишком поспешно говорить, что мы уже вступаем в какое-то сотрудничество, тем более — в блок.
— На прошлых выборах — и парламентских, и президентских, ваш электорат был прежде всего на западе страны. А теперь?
— Теперь он будет по всей Украине. Виктор Ющенко со своими политическими союзниками не сможет пойти на восток, север и юг. Мы же, в силу нашей идеологии, сможем работать везде, и надеемся, во всяком случае 30 % избирателей отдадут преимущество блоку Юлии Тимошенко.
— С самого начала Юлия Тимошенко была против проведения политреформы. А сразу после отставки она сказала, что поддерживает ее. Чем вызвано такое изменение позиции?
— Сегодня приходится выбирать между повышением роли парламента и авторитаризмом. При этом мы видим угрозы. Мы не закрываем глаза на то, что вместо авторитаризма единоличного может возникнуть ситуация парламентского авторитаризма. Когда группа лидеров фракций, взяв на себя высшую власть, начнут определять, кому быть премьером, кому — спикером, а может — и кому президентом. И мы осознаем, что возможно, нужно будет искать новые механизмы, новые балансы, новые противовесы и новые формы контроля — партийного, общественного, народного. В конечных положениях законопроекта № 4180, принятого 8 декабря прошлого года, было сказано, что этот документ вводится в действие с 1 сентября 2005 года, если до этого времени будет принят закон о реформе местного самоуправления, если нет, то тогда, когда будет принят этот закон, но не позже 1 января 2006 года. На днях Конституционный Суд принял вердикт о соответствии законопроекта о реформе местного самоуправления № 3207-1 Конституции Украины. Это значит, что он может быть проголосован уже на следующей неделе. Если это произойдет, это коренным образом изменит ситуацию в государстве. Политическая реформа, включая и законы № 4180 и № 3207-1, немедленно вступает в действие. Сразу другими становятся полномочия Президента, другими, а точнее — большими, полномочия правительства и парламента. И тогда формирование правительства Еханурова придется остановить. Парламент сможет предложить другую кандидатуру премьер-министра и представить ее Президенту. И Президент будет обязан эту кандидатуру в течение 15 дней представить в парламент. Если же он этого не сделает, тогда парламентское большинство само представит кандидатуру.
— Кто это, по вашему, может быть?
— Безусловно, это будет кандидатура ведущего политического лидера.
— Исполнилось пять лет со дня исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе. Надежды на быстрое раскрытие преступления при новой власти не оправдались. Как вы думаете, почему?
— Потому что некоторые очень влиятельные силы знают, чем это может закончиться для них. И делают все, чтобы затормозить расследование.
— Силы при власти?
— Силы, которые были при власти, стремятся объединиться с силами, которые теперь при власти. Если бы была политическая воля новой власти, этот вопрос уже достаточно расследован, чтобы рассмотреть его в справедливом суде. В случае, если украинская судебная власть избежит рассмотрения этого дела, по просьбе семьи Гонгадзе оно может быть рассмотрено международным судом. Но это будет еще одним большим позором для Украины...