С экс-председателем Секретариата Президента Олегом Рыбачуком корреспондент «Дня» случайно встретилась на презентации в отеле Hyatt. Недавно после одного резонансного интервью, в котором Олег Борисович позволил себе несколько критических реплик в адрес своего преемника, он лишился от статуса внештатного советника Президента. Сейчас он возглавляет фундацию «Общественность». Теперь он с руководителями топовых аналитических центров планирует посетить Берлин и Париж — наиболее проблематичные страны с точки зрения наших европейских перспектив. Но говорили мы в тот вечер с господином Рыбачуком преимущественно о внутренней политике.
— Олег Борисович, у нас «в верхах» сейчас стал очень модным эпистолярный жанр. Как вам эта переписка? И чем, по вашему мнению, может закончиться этот публичный раздор в команде власти?
— Все это должно закончится какими-то изменениями, потому что это является одним из препятствий для наших европейских планов. Публичные споры команды власти — это основной козырь для тех, кто не хотел бы видеть Украину ни ближе к НАТО, ни ближе к Европейскому Союзу. Возникает сомнение в способности команды выполнять свои обещания.
Еще раз скажу, что публичный раздор внутри коалиции вредит нам больше, чем все акции оппозиции. Потому что оппозиция с шариками просто смешна. А вот дискуссии, телеграммы, письма, обмены репликами между Банковой и Грушевского это очень серьезно. Об этом говорит каждый посол, об этом говорят на международных конференциях. Об этом публично говорят в Брюсселе и в других столицах. Поэтому с этим следует что-то делать.
Как это может закончится? Это может закончиться как какой- то весенний, детский период, или приведет к изменениям конструкций. Потому что придется определяться. Президент заявил, что он впервые счастлив оттого, что имеет идеологически близкое большинство в парламенте и имеет свое правительство. Возникает вопрос: если он так счастлив, зачем это счастье разрушать?
— Кстати, сейчас мы наблюдаем очередной конфликт между Банковой и Грушевского относительно Черновецкого. По вашему мнению, что будет с Киевом?
— Нужно посмотреть, как киевляне реагируют на мэра и на его деятельность. Вспомнить, что обещалось на выборах. Тема Киева была одной из программных целей, ведь «Наша Украина» обещала киевлянам поменять «чрезвычайно популярного» мэра. Они это обещали.
— Сейчас «Наша Украина» переживает не наилучшие времена. Каким Вы видите будущее этой политической силы? Не секрет, что сейчас рейтинг этого блока очень сильно упал.
— «Наша Украина» определяется со своим будущим. Не может быть такой идеологии — мы пропрезидентская партия. Я не понимаю, что это такое — пропрезидентская партия? Я не понимаю, как можно создавать более пропрезидентскую партию? Политическая сила, которая хочет сохраниться не может просто говорить: мы пропрезидентская партия.
Они должны помнить о том, что шли на выборы с лозунгом: «Изберите нас, и мы будем только в союзе с БЮТ. Поверьте нам в последний раз, мы не будем допускать разногласий. И если вы нас изберете, мы будем у власти одной командой». Это был основной месседж: поверьте нам в последний раз. Опыт Мороза показывает, что с избирателем, так нельзя шутить.
— Вы сказали, что не понимаете, как можно создавать более пропрезидентскую партию. Наверно имели в виду «Гарт». По вашему мнению, насколько реально, чтобы Ющенко второй раз избирался на Востоке, как когда-то Кучма?
— Я не политтехнолог, но я много общаюсь с людьми. Я думаю, что если даже Янукович упадет на колено и будет молить свой электорат проголосовать за Ющенко, ничего не выйдет. У нас не те люди.
А если говорить о технологии... Один человек, который заявил о выходе из «Нашей Украины» для создания нового еще более пропрезидентского проекта, сказал, что в этот проект должны войти наиболее богатые люди с Востока и Запада, влиятельные бизнесмены, успешные менеджеры... Потом я бы от себя добавил: губернаторы, руководители райгосадминистраций, военнослужащие... Я бы сказал, что мы уже такие проекты видели. Они не работают, они тогда не сработали, а сейчас тем более не сработают.
Технологически можно вообще без избирателей проводить выборы. Я хорошо помню, как один мой знакомый говорил: вот в стране есть три Виктора (Ющенко, Янукович, Медведчук). Пусть они договорятся между собой, кто будет президентом, кто спикером, кто премьером. Вот это мне напоминает эти проекты.
Якобы красиво получается — объединяются влиятельные люди Востока и Запада, а вот с избранием возникают проблемы.
— Вы вспомнили Медведчука. До вас доходили слухи, что он якобы работает в команде премьера?
— Чем сейчас интересна перспектива Медведчука? У него очень близкие отношения с Дмитрием Медведевым. Поэтому ему легче играть в геополитические игры как с точки зрения бизнеса, так и большой политики, но пока он никаких заявлений не делал. У меня нет сомнений , что он может вступить в игру.
— Относительно России. Как вы считаете, получится ли у них эта двуглавость, этот тандем. Не может такого быть, чтобы одна голова начала клевать другую?
— Россия для себя эту форму выбрала, и она ее придерживается. Выборов в России реально не было. Ведь все откровенно говорили о том, что это выборы президента Медведева. Даже такой термин был. В то же время россияне говорят, что это отвечает ожиданием их избирателей — чтобы Путин и Медведев были вместе.
Мне не понятны некоторые вопросы, на которые российские коллеги не смогли дать ответ. Например, зачем было снимать Касьянова с перегонов? Зачем было выпускать пять тысяч омоновцев против 300 участников «Марша несогласия». Для украинцев, для нас это шокирующее. Почему Медведев отказался от теледебатов? У него подвешен язык, он умеет говорить.
Я считаю, это говорит о слабости системы. С одной стороны, якобы все под контролем. А с другой, почему у них так зажаты неправительственные организации. Почему возникла проблема с British counsil. И так далее. Таких «почему» было очень много.
— Но большинство россиян (75%) такое состояние дел устраивает.
— Это еще раз свидетельствует о том, какие мы разные. Русский политолог Сергей Марков не смог ответить мне, зачем сняли Касьянова. Он сказал: «Мы считаем это дуростью». Начал как-то оправдываться, мол, Касьянов сам не хотел идти на выборы, сам себя снял. То есть, они не могут этого сами объяснить.
P.S. На днях «Украинской правде» удалось узнать о существовании неожиданного эпистолярного произведения. Виктор Балога написал спикеру Верховной Рады Арсению Яценюку. Письмо касалось... церкви, которая была открыта в одном из кабинетов парламента в январе 2008 года силами депутатов Игоря Рыбакова из БЮТ и Валерия Малышева из Партии регионов.
В стиле, не характерном для главы Секретариата Президента, Балога взялся давать оценки происходящему в парламенте. Слова «нездоровая возня» и рекомендация «не стоит создавать проблему там, где ее нет» звучали из его уст по меньшей мере политически некорректно.
Письмо могло бы выглядеть как личная переписка Балоги с Яценюком, если бы не было написано на бланке главы Секретариата Ющенко.
Уважаемый Арсений Петрович!
К Президенту Украины В.А. Ющенко обращаются народные депутаты Украины, православное духовенство, верующие по вопросу нездоровой возни, которую создают отдельные лица вокруг обустройства православной часовни в административном здании Верховной Рады Украины по ул. Садовой, 3а.
Понимаем, что среди народных депутатов Украины есть представители разных вероисповеданий и разной конфессионной принадлежности, но неоспоримым является факт, что свет христовой науки пошел с берегов нашего древнего Днепра.
Киев является признанным центром христиан Восточной Европы. Досадно, что накануне празднования 1020-летия крещения Киевской Руси часовня, где может помолиться каждый христианин, вызывает непонятное напряжение и даже сопротивление той культурной и религиозной традиции, которая среди украинцев передается из поколения в поколение, является духовной опорой государственности.
Просим Вас с пониманием отнестись к этой проблеме и учесть то, что упомянутая часовня уже освящена.
Убеждены, что не стоит создавать проблему там, где ее нет. Ведь все мы ходим под Богом. И давайте помнить наше исконное: «С нами Бог и Украина».
Как известно, это событие вызвало возмущение у части нардепов, в частности Народного Руха. Одной из причин было то, что парламентская часовня контролируется Украинской православной церковью Московского патриархата. Другая причина: по выводам регламентного комитета, переоборудование помещения под культовое произошло «самовольно», «с нарушением Конституции, Закона «О свободе совести и религиозных организациях», а также правил пожарной безопасности». В патронатной службе Виктора Балоги «Украинской правде» подтвердили, что он действительно отправил такое письмо Яценюку. Причем документу был присвоен в канцелярии соответствующий исходящий номер, что свидетельствует об официальном статусе этого послания.