Первым внепарламентским политическим объединением, заявившем месяц назад о своих оппозиционных планах, стала УНП, возглавляемая Юрием Костенко. В начале текущей недели о своем переходе в оппозицию к исполнительной власти заявил и лидер «ПРП», экс-министр финансов Виктор Пинзеник. А на днях оппозиционная копилка страны стала еще богаче: председатель «Народной партии», бывший спикер ВР Владимир Литвин озвучил и свои оппозиционные планы.
Если к вышеназванным партиям приплюсовать еще «Пору», которая время от времени посредством театрализированных акций протеста напоминает власти о себе и «вечно оппозиционный» блок Наталии Витренко, можно сделать вывод: надсмотрщиков за действиями власти у нас значительно больше, нежели самих чиновников. Однако все перечисленные оппозиционеры, являются, по сути, «беззубыми» потому как ни одна из этих партий не представлена в парламенте. Таким образом, главным законодателем оппозиционной моды в стране остается Юлия Тимошенко и возглавляемая ею парламентская оппозиция, состоящая из 125 депутатов-«бютовцев».
Следуя примеру Президента, который в последнее время неоднократно подчеркивал важность конструктивного сотрудничества с оппозицией, на днях и премьер выразил надежду на то, что оппозиция будет не врагом, а помощником власти, и не «лаять» ее будет, а конструктивно критиковать. В ответ на это Юлия Тимошенко иронично отмечает: «Мы бойцы и мы будем выводить страну из этой плановой зависимости и из этой тотальной коррупции! Надежды есть, и мы будем бороться». Борьба лидера БЮТ за свое место под тесным политическим солнцем пока что более-менее умеренна. Юлия Владимировна убрала флаг, лежащий ранее на месте «бютовцев» в ВР, попросила своих соратников спрятать подальше дудки и сирены и уже не вспоминает о том, о чем клятвенно обещала еще месяц назад: «Наши депутаты сдадут свои мандаты, и Президент должен будет распустить Раду». Словом, Юлия Тимошенко, оказавшаяся в оппозиции, прекрасно понимает, что эта ниша может быть весьма и весьма полезной — ответственности никакой, почвы для критики — масса. Но перед началом непосредственно «атаки», лидер блока своего имени решила защитить БЮТ на законодательном уровне и подала на рассмотрение парламента свой законопроект «Об оппозиции».
ИММУНИТЕТ ДЛЯ ОППОЗИЦИИ
Стараниями БЮТ и ПР в Верховной раде оказались сразу два проекта закона «Об оппозиции». В целом оба документа похожи, но если ПР призывает защитить права оппозиции, то БЮТ вместе с этим, предлагает наделить ее невиданными полномочиями. В частности, «теневое» (чит. оппозиционное) правительство должно иметь доступ к государственной тайне и получать еженедельный письменный отчет от Кабмина.
Все претензии к оппозиционерам со стороны правоохранительных органов члены Блока Тимошенко предлагают расценивать не иначе как политические репрессии. Парадоксально, но факт: при этом Юлия Владимировна с трибуны ВР продолжает настаивать на отмене депутатской неприкосновенности для парламентариев.
Свой проект закона «Об оппозиции» «сине-белые» подготовили еще в мае. Созданием данного документа, который на тот момент имел к Партии регионов самое прямое отношение, занималась нынешний лидер парламентской фракции ПР Раиса Богатырева. В итоге из-под ее пера вышел проект, состоящий из пяти частей и 19 параграфов.
А вот лидер БЮТ чернил не пожалела. Она подошла к разработке своего варианта «оппозиционной библии» непосредственно после создания антикризисной коалиции, когда блок ее имени оказался за бортом властного «Титаника». Другими словами, лидер блока своего имени разработала проект оппозиционного закона «под себя». Для того, чтобы обнародовать свое видение судьбы отечественной оппозиции, пани Тимошенко понадобились 54 статьи, скомпонованные в 11 глав. Кроме того, к данному законопроекту экс- премьер присоединила и список уже действующих нормативных актов, в которые надо будет внести изменения уже после утверждения в Раде ее варианта закона «Об оппозиции».
Несмотря на внушительную разницу в масштабах, по своей сути оба проекта не особо отличаются. И в документе Богатыревой, и в проекте Тимошенко права и обязанности оппозиции практически идентичны. Более того, авторы закона «Об оппозиции» от ПР и БЮТ предлагают ввести альтернативное официальному правительство (теневое), которое будет состоять из представителей противопоставляющих себя власти политических сил. А вот полномочия так называемого теневого правительства Раиса Богатырева и Юлия Тимошенко видят по-разному.
Разные, так сказать, запросы авторов законопроектов. Первая для оппозиции просила три комитета в ВР: бюджетный, свободы слова и правоохранительной деятельности. Оппозиция, по мнению руководителя парламентской фракции ПР, имеет право претендовать на пост первого вице-спикера (его, как известно, нынче занимает коммунист Адам Мартынюк).
Кроме этих кадровых преференций, соратники Виктора Януковича рассчитывали посадить оппозиционных замов к руководителям тех комитетов, которые возглавят члены правящей коалиции. И оставляли право отряжать своих представителей в парламентские комитеты и специальные комиссии, совет Нацбанка, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, Конституционный Суд, а также Высший совет юстиции.
А вот лидер БЮТ пошла дальше. К вышеназванным должностям она предложила приплюсовать комитет по регламенту, посты председателя и членов Госкомиссии по вопросам ценных бумаг и фондового рынка, руководство Госкомитетом финансового мониторинга и Госкомиссии по вопросам регулирования рынков финансовых услуг, а также должность начальника антимонопольного комитета.
За это и другие положения документу, призванному узаконить статус оппозиции БЮТ, придется поспорить с Партией регионов. Председатель ВР Александр Мороз уже заявил, что из представителей обеих партий будет создана рабочая группа, которая выработает единый текст закона «Об оппозиции» на основе двух представленных в парламент версий документа.
НЕПОМЕРНЫЙ АППЕТИТ «ТЕНЕВИКОВ»
Вместе с тем довольно интересно обстоит дело с положением о создании альтернативного официальному правительства. В своем проекте Раиса Богатырева отвела теневому Кабмину роль наблюдателя. По ее задумке, «теневики» должны постоянно контролировать деятельность своих «легальных» коллег и представителей других органов исполнительной власти посредством мониторинга.
А вот Юлию Тимошенко, судя по всему, не устраивает роль наблюдателя. Поэтому в ее варианте оппозиционного закона так называемое теневое правительство превратилось в рычаг, с помощью которого можно давить на официальный Кабинет Министров.
Лидер БЮТ считает, что в теневой Кабмин должны войти не менее15 человек.
Его руководителем назначается депутат той фракции, которая составляет оппозиционное большинство в ВР. При этом теневому премьер-министру не обязательно иметь депутатский мандат. Он может быть просто оппозиционером, представителем одной из внепарламентских политических объединений. В этом случае, по задумке Юлии Владимировны, в теневом правительстве ему станут платить министерскую зарплату.
Обеспечить «теневиков» всем необходимым для плодотворного труда должен официальный Кабмин. В частности, в своем проекте Юлия Тимошенко отмечает, что именно реальное правительство обязано выделить помещение для заседаний альтернативного Кабмина и бесплатно предоставлять в распоряжение теневых, или альтернативных, министров служебные автомобили.
Более того, «теневики», по мнению лидера БЮТ, должны иметь право доступа к государственной тайне, а также возможность накладывать вето на решения официального КМУ.
Кроме этих преференций, Юлия Тимошенко считает: если альтернативные министры заподозрят представителя официального Кабмина в нарушениях, то Генпрокуратура обязана в течение 10 дней завести дело на проштрафившегося чиновника. А вот интерес правоохранительных органов к представителям оппозиции леди Ю трактует не иначе как преследованием по политическим мотивам.
Учитывая то, с каким азартом лидер БЮТ продолжает добиваться отмены депутатской неприкосновенности, можно допустить, что во вступлении в силу данной нормы она не сомневается. В таком случае даже если депутатский иммунитет все же отменят, Юлия Владимировна и 125 ее партийных сподвижников все равно будут защищены от посягательств правоохранителей законом «Об оппозиции».
Следует отметить, что институт теневого правительства — явление в мировой практике далеко не новое. Авторство идеи теневого Кабмина принадлежит обитателям туманного Альбиона. Согласно британской традиции, партия, проигравшая выборы (в условиях двухпартийной системы), формирует правительство, которое практически полностью повторяет конфигурацию правящего, однако не обладает властными полномочиями. Основная функция теневого правительства — контроль за действиями официального, а также преемственность власти — в случае победы оппозиции на следующих выборах именно из членов теневого кабинета формируется новое правительство.
В отличие от Великобритании, где институт теневого правительства базируется на многовековой политической традиции, для Украины это относительно новое явление.
В нашей стране теневой Кабинет Министров до сих пор являлся любимой «страшилкой» всех партий, которые по тем или иным причинам были отстранены от непосредственного участия в формировании главного исполнительного органа страны. Еще в 1998 году Юлия Тимошенко создала так называемое теневое правительство. Идея теневого кабинета обрела новое дыхание после выборов 2004 года. В марте 2005 года проигравший президентские выборы Виктор Янукович грозился создать теневой орган под названием «Общественный кабинет министров» для контроля премьера Юлии Тимошенко. Тогда же с инициативой создания альтернативного «Трудового Кабмина» выступал и лидер «Трудовой Украины» Валерий Коновалюк. Да и сама пани Тимошенко после своей отставки вновь заговорила о возможном создании теневой альтернативы правительству Еханурова.
ПЕРСПЕКТИВА МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ ОППОЗИЦИИ
Нынче лидер БЮТ Юлия Тимошенко прогнозирует расширение межфракционной оппозиции в парламенте. Лидер блока своего имени на днях подтвердила тот факт, что ведет переговоры со всеми, без исключения, народными депутатами из разных фракций, которые готовы войти в межфракционное парламентское объединение. По ее словам, такие встречи носят публичный характер, и БЮТ никогда не скрывает, что хочет создать сильную оппозицию, которая не даст злоупотреблять властью новому правительству.
Вместе с тем, Юлия Владимировна отказывается прогнозировать, какое число депутатов от других фракций войдет в данное оппозиционное объединение, однако делает, без преувеличения, сенсационные заявления по данной теме. Так, вчера в кулуарах ВР пани Тимошенко заявила, что в состав межфракционного оппозиционного объединения, кроме так называемых раскольников из НУ и СПУ, могут войти коммунисты и даже «сознательные регионалы». В целом, для того чтобы лишить правящую коалицию возможности создать конституционное большинство в ВР (300 депутатов), необходимое для внесения поправок в Конституцию или преодоления президентского вето на законопроекты, Юлии Владимировне необходимо привлечь на свою сторону как минимум 26 парламентариев (сейчас БЮТ насчитывает 125 членов) из других фракций.
Между тем политологи сходятся во мнении, что межфракционное оппозиционное объединение, создание которого инициирует ЮВТ, будет носить скорее символический характер — Тимошенко хочет показать, что не только БЮТ находится нынче в оппозиции. Да и, очевидно, что необходимого количества депутатов, решившихся на вхождение в межфракционную оппозицию, БЮТ вряд ли соберет.
Вместе с тем народный депутат от «Нашей Украины» Павел Жебривский заявил, что если программа «НУ» не будет поддержана членами «антикризисной» коалиции, нашеукраинцы готовы работать и в оппозиции. «Возможно, там нам было бы даже комфортнее, ведь контролировать легче, чем отвечать. Мы к этому готовы, но все же, при условии выполнения коалиционного соглашения, базирующегося на нормах Универсала, мы будем работать в коалиции», — резюмировал пан Жебривский.
По его словам, в новых конституционных условиях полномочия Президента несколько сужены, именно поэтому сейчас большую ответственность за реализацию его программы будет нести фракция «НУ». Потому сейчас нашеукраинцы не могут оставить Президента своими силами выполнять свою программу, а самим в стороне работать в оппозиции.
КАРМАННАЯ ОППОЗИЦИЯ
Нынче двум политическим силам, а точнее, их лидерам Викторам — Януковичу и Ющенко — необходима партия, которая могла бы держать в тонусе соответственно «сине-белый» и «оранжевый» электорат. Регионалам, только что закрепившим перемирье с Президентом, невыгодно от себя критиковать его, а вот некое «левое» партобъединение вполне могло бы зарабатывать дивиденды ПР с помощью привычной «антиоранжевой» демагогии. Несколько ранее эту роль играла партия, возглавляемая Натальей Витренко, однако нынче, как известно, прогрессивные социалисты разругались с регионалами, «которые предали народ, подписав Универсал». Долго гадать, а кому же соратники действующего премьера предоставят эту роль, не пришлось. До недавнего времени член ПР, а нынче председатель партии-аутсайдера «Трудовая Украина» Валерий Коновалюк заявил недавно о том, что будет за пределами парламента поддерживать правительство Виктора Федоровича, которое, по его словам, пришло всерьез и надолго, и намерен выступать оппозицией к «оранжевой» оппозиции — то есть БЮТ и, возможно НУ. Кроме того, быть своего рода псевдооппозицией только уже непосредственно в зале ВР, «Партия регионов» может поручить коммунистам. Право на оппозиционные спичи лидер КПУ Петр Симоненко получил в день ратификации Универсала, когда он не поставил свой автограф под шестью пунктами этого документа. Подчеркну — шестью самыми спорными пунктами, ради которых собственно и создавался документ. Таким образом, соратники Петра Алексеевича, являющиеся вместе с тем участниками коалиции, вполне могут активизировать антинатовские лозунги.
Глава государства также, судя по всему, весьма заинтересован в создании новой, альтернативной исчерпавшей себя «Нашей Украине» оппозиционной партии. Касательно новой, «неооранжевой» партии, информация поступает разная. Одни источники уверяют, что новый проект возглавит министр МВД Юрий Луценко, по другой — лидер так называемой патриотической составляющей НУ Николай Катеринчук. Первый категорически отрицает свое причастие к каким-либо политическим проектам, а второй в своих комментариях неоднократно подтверждал эти слухи и даже называл фамилии людей, которые причастны к разработке нового «оранжевого» проекта. Если «Наша Украина-2» таки реализуется, несложно предсказать, что ее представители будут выступать оппозицией к правительству Виктора Януковича. Поводов для критики у них может быть масса, начиная от «неправомерного» повышения цен, скажем, на газ, бензин или хлеб, заканчивая нарушением «сине-белыми» норм Универсала.
А КАК У НИХ?
В европейских странах права парламентского меньшинства законодательно гарантируются такими нормами: представительство оппозиции в руководстве законодательного органа; контроль за деятельностью парламентского большинства и правительства; право на парламентское обнародование политической позиции.
Самой старой является британская — «вестминстрерская» модель, принятая также в Ирландии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этой модели оппозиция играет роль так называемой функциональной триады — контроль, критика, альтернатива. В Британии парламентская оппозиционная партия, набравшая наибольшее количество голосов и потенциально способная сформировать правительство, имеет статус «Оппозиции Ее Величества», а ее лидера формально утверждает королева Великобритании. Такая оппозиционная партия формирует теневой кабинет министров». Все это происходит без каких-либо специальных законов, а просто потому, что так принято.
В конституции Германии и регламенте бундестага также нет специально выписанных понятий парламентского большинства или оппозиции. Тем не менее меньшинство, составляющее не менее трети парламента, может требовать внеочередного заседания бундестага, четверть парламента — создания следственных комиссий, десятая часть — закрытого заседания бундестага.
В Польше также существует ряд норм и механизмов гарантии прав оппозиции: к примеру, Конвент сеньоров в сейме, в состав которых входят председатели всех фракций парламента (аналог украинского координационного совета). Этот польский Конвент собирается по требованию любого из его членов, в том числе оппозиционного.
Во Франции права парламентского меньшинства закреплены в конституции, также там существует традиция регулярных встреч президента с оппозицией. В Норвегии и Литве права оппозиции закреплены в регламентах работы парламента.
В законодательстве США вообще нет понятия «права партии (фракции)»: там оперируют понятием «права депутата». Президент же может не иметь гарантированной поддержки ни в сенате, ни в Конгрессе. Более того, он вообще может быть избран от партии меньшинства и, таким образом, оказаться в оппозиции к парламенту. Кроме прочего, в США существует правило, согласно которому в каждый комитет Конгресса входят не только представители большинства и меньшинства, но и независимые конгрессмены и представители мелких партий.
Отдельный закон об оппозиции в Европе есть только в Португалии: он принят после революции 1974 года. Этот закон гарантирует оппозиции представительство в парламентских комиссиях соответственно размеру фракции, право быть заслушанной при формировании повестки дня и право требовать обсуждения на каждой сессии. Кроме прочего, там действуют еще два специальных закона: о правовом статусе оппозиции и о гарантии права оппозиционной партии на выступление.
КОММЕНТАРИИ
Дмитрий ВЫДРИН , БЮТ:
— Оппозиция во всех европейских парламентах примерно одна и та же: у нее есть два главных рычага. Первый — это критика любых действий правительства, которые являются неоптимальными, неэффективными, неправильными. А второй — внесение альтернативных законопроектов, которые более эффективны, более социально ориентированы, более полезны для общества. Думаю, нам будет достаточно и европейских рычагов. Наша фракция, как и любая другая, неоднородна, и существует много точек зрения. Одни хотят быть радикальной оппозицией, другие — какой-то уникальной оппозицией. Я считаю, что нам нужно быть обычной оппозицией и использовать те инструменты влияния, которые отработаны в Европе за последние 10 лет.
Владимир ФЕСЕНКО , глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:
— В классическом виде теневое правительство существует только в Великобритании. Это особенность англосаксонской двухпартийной политической системы, разве что в Канаде или Словении есть что-то подобное. Что касается большинства европейских стран, стран с устойчивой европейской традицией, то в них институт теневого правительства отсутствует.
Сейчас никто не мешает любой политической силе создать свое теневое правительство. В свое время Юлия Тимошенко, еще находясь в составе «Громады», возглавляемой Павлом Ивановичем Лазаренко, была премьером теневого правительства. Но тогда, правда, не претендовала на государственное финансирование. Я думаю, что и сейчас в этом нет смысла. Но если такой порядок и будет утвержден в украинском законодательстве, то в этом тоже ничего страшного нет.
Сейчас намного важнее прописать порядок, как будет создаваться это теневое правительство, кто будет считаться оппозицией. Потому что в парламенте может быть несколько оппозиционных партий, как это было в прошлом созыве. Нужно определить полномочия и функции оппозиции. А теневое правительство как политический проект, как политическая акция имеет право на существование, но вряд ли за государственный счет.
Владимир МАЛИНКОВИЧ , директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований:
— В принципе, идея теневого правительства законодательно в большинстве стран не оформлена. Более того, в Германии эту идею пытались рассматривать парламентарии, но ее отклонил Конституционный суд. С моей точки зрения, идея хорошая, я думаю, что теневое правительство стране, в принципе, необходимо. Надо опираться на опыт англичан, у них такое правительство реально существует столетиями. Таким образом получается соревновательный принцип. И такой принцип был бы совсем неплохим и в наших условиях. То есть, если в парламенте выступает министр образования, то теневой министр образования вносит критику и свои предложения.
Я думаю, что закон об оппозиции и о правах теневого правительства был бы полезен нашей стране, но я, конечно, думаю, что такое теневое правительство не может финансироваться в том же объеме, что и основное правительство. Оно же не проводит реальную работу. Но теневой кабинет должен иметь право на контролирующие функции. На право ознакомления в деталях с деятельностью правящего министерства. Но, конечно, это финансирование может быть на порядок меньше, чем основного правительства.
Бывает, конечно, что в оппозиции совершенно разные партии. Например, одна левая, другая — правая, и они оппозиционны по отношению к центристскому правительству. Тогда создать единое теневое правительство сложно. Но, тем не менее, оппозиции должна быть предоставлена возможность контролировать правительство. На мой взгляд, теневое правительство должно иметь право представлять свою позицию по тем и другим вопросам на национальных теле- и радиоканалах, тогда люди смогут, по крайней мере, думать над аргументами одной и другой стороны.
И еще один интересный момент: все законопроекты должны проходить правовую оценку. И сопоставление позиций экспертов одной и другой стороны могло бы стать поводом для общественных дискуссий. И давать информацию нашим гражданам, формируя гражданское сознание.