Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Основой народовластия является экономическая свобода

23 июня, 2010 - 20:04

Реформы в России буксуют. Что бы ни предпринималось, ничего не получалось. История российского реформизма — сплошная цепь неудач и разочарований. Иногда получалось в какой-то степени то, что насаждалось сверху железной рукой. Пример — реформы царя Петра. Великим он, наверное, назван потому, что при этом погибло большое количество людей. Флот строили, людей не жалели... Но основной признак удавшихся или неудавшихся реформ — их последующая судьба. Флот, любимое детище Петра, при его наследниках и наследницах начал быстро гнить и стареть. Так и не удалось России, а за ней и СССР, стать великой морской державой. А ведь сколько сил и средств, сколько людей погубили, чтобы это произошло. И не потому что не было талантливых инженеров-корабелов, адмиралов и капитанов первого ранга. Все они были, но ничего сделать не смогли. И вот снова корабли гниют и стареют, флот буквально гибнет на глазах, раздаются ритуальные заклинания о его возрождении, но знающие люди только скептически улыбаются. И так во всем. От авиации до нанотехнологий. Проблема не в наличии или отсутствии специалистов. Умных и талантливых, «собственных невтонов и платонов» всегда было достаточно. Но от Гостомысла до Тимашева, и далее за ними, не было порядка в России и в СССР. Лагеря и спецпоселения, крепостная зависимость крестьянства — все это было. А вот порядка, в обычном понимании, нет. Сразу возникает два вечных русских вопроса: кто виноват? и что делать? Причем на первый ответ всегда находили быстро: недруги и клеветники, вражеская агентура, нигилисты. В общем, слишком умные в очках и шляпах. Словом, интеллигенция.

Именно от нее все беды. Нечаевщина, народовольцы, боевики-эсеры и экспроприаторы-большевики. Все начиналось с радикальной интеллигенции, которая не имела терпения дождаться результатов либеральных реформ Александра Освободителя или Столыпина. Естественно, что власть на это отвечала реакционным откатом. Царя свергли. За этим следовала столь ожидаемая «яйцеголовыми» свобода слова. Все бесконечно говорили, но ничего не делали. Вернее, не совсем. За разговорами о свободе бизнес все больше ограничивали, в результате экономическая жизнь начала разрушаться. И все закончилось большевистским переворотом и сталинским тоталитаризмом. И после 1991 г. все пошло по кругу. К авторитаризму Путина-Медведева и новым попыткам сверху заставить страну догнать и перегнать.

По Дмитрию Фурману, все проблемы современной России в роковом свойстве русской демократической интеллигенции — ее нетерпении, и поэтому отвергающей необходимость мягкого авторитарного периода в развитии страны. Но для начала нужно определить, что понимается под демократией. В статье это не определяется. Если не определено исходное основополагающее понятие, то дискуссия теряет предметность, так как не очень ясно, о чем собственно идет речь.

Если речь идет о так называемой свободе слова, то большая часть ее элементов в России есть. Пусть в немногочисленных либеральных газетах, радиостанциях, телеканалах и, конечно, в интернете. Открытым противникам режима время от времени дают возможность выйти на улицы и площади столицы, а иногда не разрешают, и даже избивают для порядка. Так что чисто формально некоторая свобода сказать кое-что о власти в России есть.

Представляется, что понятие демократии опирается на более фундаментальные ценности. В первую очередь основой народовластия является экономическая свобода. Пока в обществе не доминирует принцип laissez faire, laissez passer в вольном переводе означающий «дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом», ни о какой свободе и демократии не может идти речь. В этом корень всех проблем как России, так и Украины. Сначала должен быть алмаз экономической демократии, защиты малого и среднего бизнеса от всевластия чиновников и олигархов. А потом его можно и нужно подвергнуть качественной огранке свободой слова. Это необходимые и достаточные условия демократии, порядка в государстве. Два процесса должны идти параллельно, дополняя друг друга. Если экономическая и политическая элита понимает эти простые вещи, давно сформулированные в трудах Адама Смита и Давида Рикардо, то дело остается за их практическим воплощением. Кстати, пример стран, которые пошли таким путем, показывает, что результатов не нужно ждать слишком долго. Разрушенным войной Германии и Японии понадобилось 3—5 лет. Испании и Португалии примерно столько же. Чем Украина и Россия хуже? Да ничем. Нет только политической воли идти против течения и чьих-то финансовых интересов.

А интеллигенция всегда такая, как общество, в котором она живет. И вешать на нее всех собак занятие малопродуктивное. Процветания государства таким образом добиться нельзя. Гораздо полезнее совместно искать ответ на второй вечный вопрос. Но самое главное — действовать. Тогда сценарий будет хорошим...

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ