Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Осознаны ли риски?

Алексей ГАРАНЬ: Раскачивание социальной лодки крайне опасно для всех игроков
9 февраля, 1996 - 20:17
«ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ В ШКОЛЕ ДЕМОКРАТИИ» / АЛЕКСЕЙ ГАРАНЬ ФОТО КОНСТАНТИНА ЧЕРНИЧКИНА

Что ждет Украину весной: долгожданные подснежники или волна социальных протестов? Этот вопрос актуализировался после того, как на прошлой неделе оппоненты правительства не сумели перевести Кабмин в статус «и.о» и, по сути, предоставили карт-бланш до осени. Лишившись законодательной возможности устранить от власти Юлию Тимошенко, регионалы готовятся к контрнаступлению. На мартовском партийном съезде соратники Виктора Януковича планируют продублировать действия двухгодичной давности представителей БЮТ и «Нашей Украины» — сложить депутатские мандаты и спровоцировать досрочные выборы в Верховную Раду. Кроме того, весной истекает сто дней, которые «сине-белые» давали исполнительной власти если не для преодоления, то для минимизации экономического удара по украинским позициям. В противном случае, заявляли регионалы — свое слово скажет улица.

Украинцы — нация более чем терпеливая, однако, как свидетельствуют всевозможные социологические исследования, уровень протестных настроений в стране растет. Так, согласно опросу, проведенному недавно компанией Research & Branding Group более трети населения страны (36,5%) готовы принять участие в уличных акциях протеста.

26,3% украинцев — в случае нехватки средств на проживание прибегнут к митингам и демонстрациям. 3,9% готовы к блокаде транспортных сообщений, занятии помещений, а 2,9% — выражают готовность, внимание (!) — принять участие в вооруженных столкновениях. «Эти цифры не являются критическими, однако они явно показывают, что существует недовольство нынешней властью», — говорит руководитель Research & Branding Group Евгений Копатько.

Понимают ли политики, затевающие «большой весенний поход», что игра на протестных настроениях — это игра с огнем, поинтересовался «День» среди прочего у политолога, директора Школы политической аналитики НаУКМА Алексея ГАРАНЯ.

— Господин Алексей, спикер Владимир Литвин на днях заявил, что если бы в парламенте было поддержано постановление о выражении вотума недоверия правительству, в Украине матерью порядка стала бы анархия. Как на ваш взгляд складывались бы дальнейшие события в стране, если бы минимальные 226 голосов за отставку Кабмина таки нашлись?

— Давайте допустим, что вотум недоверия поддержан. В таком случае, Партии регионов не хватило бы голосов с тем, чтобы оформить переформатирование коалиции. Это очень вероятно, поскольку голосов ПР и коммунистов недостаточно, а «Наша Украина» вряд ли пошла бы на такой шаг. Что дальше? Остается Кабинет Министров Тимошенко в статусе «и.о», и влияние правительства на принятие ряда решений уменьшается. При этом Тимошенко получает возможность обвинять Партию регионов в том, что та усложняет и без того сложную ситуацию. В тоже время, если не будет создана новая коалиция, Президент получает право роспуска парламента, и я думаю, что в этом-то и состоял расчет Партии регионов. И этот сценарий, судя по всему, совпадал с планами президентской стороны.

— Почему в таком случае группа «За Украину», которая, как известно, очень близка к Банковой и позиция которой при голосовании за отставку правительства могла бы сыграть решающую роль, все же проголосовала против?

— Тут есть две версии. Первая состоит в том, что голосов для отставки все равно могло не хватить, поскольку от фракции Компартии «за» были не все голоса. Поэтому, вероятно, президентская сторона решила не слишком давить на группу «За Украину». Вторая версия состоит в том, что все-таки в группе «За Украину» достаточно людей (в том числе тот же Кириленко), которые прекрасно понимают, что если правительство было бы снято, в том числе — с помощью их голосов, то многие избиратели, мягко говоря, этого бы не поняли.

Тогда бы группа автоматически брала на себя ответственность не только за отставку Кабинета Мнистров, но и за возвращение Партии регионов к власти. Лично я считаю, что они решили не рисковать и не подставлять свою репутацию под удар. В конце концов, они хотят быть в политике и после нынешних президентских выборов. Кстати, позиция группы «За Украину» еще раз подтверждает тот факт, что в нашей стране общественное мнение все-таки имеет вес, поскольку прежде чем принимать решение, политики думают о том, как среагирует на тот или иной шаг электорат — думают, подчеркиваю, представители всех политических сил.

— Как вы оцениваете реплику Виктора Януковича о досрочном парламентско-президентском избирательном «пакете»? Это декларация или все же реальное руководство к действиям ПР?

— Знаете, днями я услышал фактическое публичное изложение плана от политолога, «близкого к Скретариату Президента». Суть состоит в том, что да, при определенных условиях Виктор Ющенко может пойти на досрочные парламентские и президентские выборы, которые будут несколько разведены во времени. Сначала выборы в ВР, а потом, скажем, через два месяца, президентские. Кстати, аналогия с 1994 годом. Было и соответствующее заявление Единого центра, которое совпадает с заявлением Януковича. На что делается расчет? Очевидно, на то, что после досрочных парламентских выборов создается коалиция с участием Партии регионов, Янукович получает должность премьер-министра, а Ющенко в обмен, очевидно, получает поддержку со стороны Партии регионов на президентских выборах. Однако, на мой взгляд, такой сценарий разыграть будет достаточно сложно. Первую часть не так, а вот вторую... Но такие варианты подбрасываются Президенту, а он в них хочет верить.

— То есть, даже ели рассматривать ситуацию на президентских выборах так: тандем Ющенко-Янукович против Тимошенко, то силы все равно неравны.

— Конечно. Янукович на президентских выборах — это реальный противник Тимошенко, хотя я не думаю, что он, в силу многих факторов сможет победить. Опять же это будет означать поляризацию электората, опять же для большинства граждан Украины фигура Януковича-президента не будет приемлемой, учитывая в том числе факты его биографии. Но, тем не менее, борьба Тимошенко и Януковича — это будет борьба. А если мы представим ситуацию Ющенко — Тимошенко... При нынешнем рейтинге действующего Президента, даже если Банковой будут запущены сценарии с обвинениями в «измене» Тимошенко и тому подобное, вряд ли это принесет ощутимые плоды.

— Каковы ожидания от грядущих президентских выборов извне? То есть, кого во главе Украины видит Запад, кого — Россия?

— Это тема для отдельного разговора. Но если лаконично, думаю, что у нас есть множество стереотипов, один из которых — переоценка внешних факторов. Внешний фактор важен, но основное — это расстановка сил внутри страны. Да, Россия и Запад могут определенным образом повлиять на ход событий, но их поддержка не может быть решающей, и я в этом абсолютно уверен. В 2004 году мы видели, что абсолютная поддержка России была контрпродуктивной.

Если говорить схематично о позиции Российской Федерации, то Ющенко для Кремля неприемлем в силу символических соображений. Янукович? Позиция в отношении него может быть благожелательной, но не однозначной. Что касается Тимошенко, я думаю, Москва будет исходить из того, что она —остаточно прагматичный политик, но, опять же, однозначной поддержки ее кандидатуры, скорее всего, не будет. Ведь все-таки в Кремле к Тимошенко тоже сохраняется достаточно настороженное отношение. Наверное, Россия будет присматриваться к Литвину, однако не думаю, что он может реально претендовать на наивысший пост в государстве.

Если говорить о позиции Запада, то, на мой взгляд, ставка тоже не будет персонифицирована. На Западе уже понимают, что Ющенко —неэффективен. Практика показала, что с Януковичем-премьером можно иметь дело, но все-таки вряд ли его на Западе ассоциируют с понятием «современный политик». Тимошенко? Ее политика многовекторная, ей удается лавировать. Около двух лет назад была опубликована ее статья «Сдерживая Россию». Но, тем не менее, очевидно, что на российском направлении она позиционируется куда более прагматично, чем Ющенко. И на Западе, кстати, также.

В то же время, на Западе будут присматриваться и к новым политикам, например, к Яценюку, к Гриценко. Но, насколько эти политики смогут заявить о себе к президентским выборам — большой вопрос. Скажем, у Гриценко сейчас рейтинги невысоки (люди забывают после отставки), у Яценюка они выше и есть резерв роста. Однако времени до выборов осталось мало, а вопросов много. Его «Фронт перемен» (название, кстати, неудачно) задекларирован, но политических структур на местах все еще нет.

— Как вы считаете, а почему Виктор Ющенко не пришел на прошлой неделе в парламент? Пускай не с докладом —с обращением.

— Думаю, он правильно сделал.

— Почему?

— Потому что, если бы Ющенко появился в сессионном зале, его оппоненты — не только БЮТ, но и Партия регионов и, конечно же, коммунисты, воспользовались бы случаем с тем, чтобы атаковать Президента. Чтобы на всю страну заявить о том, что многие его действия — противоправны, что нужно начинать процедуру импичмента и так далее.

В данном случае Ющенко подставился бы. С этой точки зрения он правильно сделал, что не пришел в Верховную Раду.

— Тимошенко в парламенте тоже, мягко говоря, не хвалили...

— Во-первых, у Тимошенко все-таки была более прочная поддержка. Это БЮТ + блок Литвина + официальное новое руководство фракции НУ-НС.

Во-вторых, выступление в парламенте имело для нее смысл, поскольку она в итоге одержала символическую победу. Как эту победу можно потом будет конвертировать в практические шаги по удержанию рейтинга в условиях экономического кризиса — это другой вопрос. А что одержал бы Ющенко, появись он в зале? Ему в таком случае, очевидно, пришлось бы прямо с трибуны призывать к отставке правительства. А как бы отреагировало на это общество?

Вообще, на мой взгляд, основной оппонент Тимошенко сегодня — не Ющенко, и не Партия регионов, а экономическая ситуация в стране. От того, какая ситуация в экономике страны будет к осени, будет зависеть очень многое.

— Реалистичны ли, на ваш взгляд, планы регионалов спровоцировать досрочные парламентские выборы посредством отрешения от депутатских мандатов?

— С юридической точки зрения при сегодняшних условиях это сделать гораздо сложнее, чем в 2007-м. Еще один момент — имиджевый. У нас экономический кризис —и в это время регионалы складывают полномочия. В таком случае БЮТ получает дополнительную возможность критиковать представителей Партии регионов за дестабилизацию. Ну, и наконец, третий момент. Я думаю, что внутри фракции ПР далеко не все готовы сложить с себя депутатские полномочия, в том числе и кандидаты в депутаты, которые находятся в «хвосте» их избирательного списка. Поэтому, на мой взгляд, довести этот сценарий до логического завершения будет крайне сложно.

— В Кабмине, о чем заявила публично и премьер-министр, вскоре возможны серьезные министерские ротации. Кстати, ожидается, что кадровый вопрос будет рассматриваться Советом коалиции в очень символический день — грядущую пятницу 13-го...

— Все зависит от того, какую точку отсчета мы возьмем: нашу или западную. В нашем случае, это должен быть понедельник 13-е, мы же ведь помним Миронова: «Видно в понедельник их мама родила» (смеется. — Авт.).

— Но все же, как вы считаете, можно ожидать качественного улучшения в составе правительства или новые министры будут подбираться по принципу преданности?

— По принципу преданности, кому? Необходимо учитывать тот факт, что новых претендентов на министерские посты будут выдвигать коалицианты, поэтому, возможно, речь будет идти о преданности им, а не Тимошенко. Тут палка о двух концах. С одной стороны, объективно Тимошенко заинтересована в том, чтобы усилился профессиональный состав Кабинета Министров. С другой стороны, наверняка будет присутствовать и политическая логика. То есть, ей нужно будет обеспечить себе поддержку со стороны представителей других политических сил, представляющих ныне коалицию, что расширит парламентскую поддержку.

О профессиональном факторе: если в правительство придет Гайдук — это, безусловно, хорошо (Виталия Гайдука называют претендентом на пост вице-премьера по вопросам ТЭК.— Авт.). Если придет Тигипко (ему прочат кресло вице-премьера, курирующего экономический блок. — Авт.), это, наверное, тоже хорошо. Но политические компромиссы, скорее всего, тоже будут. Например, Луценко заявил о кандидатуре Дония на пост министра культуры, а Шемчука или Мусияки — на пост министра юстиции. Думаю, Мусияка, это интересно, поскольку он занимает принципиальную позицию и стремится следовать праву, а не духу политической борьбы. Он неоднократно выступал с заявлениями, которые в политическом смысле можно расценивать как равноудаленные. Доний? Может быть не бесспорно (молод, хотя в политике ветеран), но тоже интересно, по-модерному, как и украинское искусство, которое он удачно пропагандирует.

— И еще о вероятных кадровых перестановках, правда, уже не в правительстве, а парламенте. На днях представители БЮТ зарегистрировали в парламенте проект постановления об увольнении первого вице-спикера Александра Лавриновича. На это еще не освободившееся место эксперты прочат коммуниста Мартынюка. Что это — расплата БЮТ за ювелирную точность КПУ при голосовании за отставку Кабмина?

— Я думаю, это, скорее, инвестиция в будущее. Отправить правительство в отставку не удалось, однако с тем, чтобы проводить через парламент законы Кабинету Министров необходимо иметь достаточно дееспособное большинство. Когда коммунисты ситуативно поддерживают правительственные инициативы — это уже страховка для Тимошенко.

— Согласно Конституции, вопрос о выражении вотума недоверия правительству теперь не поднимут вплоть до осени. То есть, можно говорить, что дальнейшие силы ключевых игроков будут направлены исключительно на борьбу за президентство?

— Давайте не будем также забывать и о том, что регионалы намерены воспользоваться социальными протестными настроениями, раскачать лодку и, таким образом, спровоцировать досрочные парламентские выборы. Мне кажется, ставка сейчас сделана именно на этот вариант. Вопрос, насколько это получится? Складывается устойчивое впечатление, что Янукович утратил драйв и, в общем-то, положение лидера. Да, по инерции он остается своего рода знаменем партии, но его позиции определенно слабеют. Уже, кстати говоря, есть сигналы, что группа Ахметова хочет восстановить контакты с Тимошенко как с потенциальным победителем. В целом же, если вернуться к раскачиванию социальной лодки, думаю, в условиях экономического кризиса этот план опасен для всех игроков и всего общества.

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ