«Молчание» каналов Виктора Пинчука по поводу слов Алексея Пукача о причастности второго президента Украины и бывшего спикера к убийству Георгия Гонгадзе, а также «неожиданная» покупка телеканала «Интер» Дмитрием Фирташем — свидетельствуют в связке о том, что украинская власть и олигархи прекрасно отдают себе отчет в том, что современным миром правят не столько деньги, сколько информация. Информация, «правильная» подача которой способствует сохранению и приумножению экономических и политических капиталов.
К слову, согласно декабрьским результатам мониторинга Академии украинской прессы, одними из лидеров «позитивного» обсуждения событий в стране стали именно телеканалы зятя Леонида Кучмы — ICTV, СТБ, «Новый канал». В свою очередь «Интер», который до недавних пор принадлежал ушедшему из президентской команды Валерию Хорошковскому, вошел в список лидеров по «негативно-конфликтному» контексту.
Ситуация, сложившаяся с ведущими украинскими телеканалами, уже в который раз отсылает к проблеме манипуляций общественным сознанием в отечественном телепространстве, их организационным и содержательным проявлениям. На сей раз хотелось бы уделить особое внимание так называемой мягкой пропаганде и тем информационно-технологическим приемам, которые с ней связаны. Ниже автором этих строк были подобраны описания наиболее актуальных форм «мягкой» пропаганды, и, возможно, читателю это станет полезным в качестве некоей «памятки» при просмотре украинских телеканалов с учетом нынешних условий нашей социально-политической жизни.
• ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
• ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДУ, КАК К МАЛЫМ ДЕТЯМ
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонации, как будто посыл направлен на детей школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумов. Чем старательней кто-то пытается ввести в заблуждение телезрителя, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то, в силу внушаемости, в ответе или реакции телезрителя, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет. Зачастую с такой манипуляционной практикой мы встречаемся в украинских политических ток-шоу, когда ведущие и спикеры начинают «раскладывать по полочкам» обстоятельства тех или иных событий/явлений.
• УДЕРЖАНИЕ ЛЮДЕЙ В НЕВЕЖЕСТВЕ, КУЛЬТИВИРУЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ
Здесь суть заключается в том, чтобы посредством СМИ, особенно телевидения, «сеять» в людях неспособность понимать приемы и методы разнообразных политико-психологических манипуляций и попыток «профилактической» промывки общественного сознания. Обычно в таких ситуациях подразумевается соответствующее использование образовательной и мировоззренческой функций журналистики.
О вышеуказанных трех пунктах пишет американский лингвист и политический аналитик Ноам Хомский. А вот следующие три пункта основаны на тезисах книги Арсения Миронова «Раздувай и властвуй». Примечательно, что в 2004—2008 гг. автор работал главным советником протокольно-организационного управления президента России...
• НЕ ИМИДЖ, А ТЕМА
В информационном поле иногда пропагандируют не имидж определенного политика, а связанную с этим имиджем тему. Делается это для того, чтобы избежать обвинений в ангажированности и пристрастии к данному политику. Пропагандистскую «тему» обычно дробят на фрагменты и используют из них те, которые могут быть представлены как имеющие объективную общественную ценность. Такие фрагменты, как правило, обладают потенциалом «сенсационности».
• «ЗАГЛУШКА» НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ТЕМЫ
Чтобы «мягко» заглушить нежелательную тему, с откровенно негативными материалами по поводу нее особо не перебарщивают, поскольку это может привести к обратному эффекту. В таких случаях современные пропагандисты в большей степени стараются заложить в информационный контекст не противоположные идеи, а диссонирующие, то есть раздувается другая проблема, которая лежит в той же тематической зоне.
• «ПЕРЕЛАМЫВАНИЕ» НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ТЕМЫ
«Переламывание» темы — агрессивная тактика тематического кризис-менеджмента. Она более эффективна по сравнению с «глушением» и требует меньших затрат времени и журналистского труда. Главное отличие от технологии «глушения» состоит в том, что голос чуждого ньюсмейкера не просто перекрывается «выкрикиваниями» любой другой информации по смежной теме. Силовое «переламывание» темы предполагает, что заинтересованные журналисты и эксперты откликаются на нежелательную тему конкретными контраргументами. Использование контраргументов можно оправдать тем, что независимая журналистика «всегда рассматривает доводы обеих конфликтующих сторон». Эта уловка позволяет соблюсти репутацию неангажированного издания, что, как мы помним, принципиально важно.
* * *
Следует помнить, что жертвами политических манипуляций, как правило, становятся граждане, у которых нет четких политических убеждений и принципов. А если говорить шире, то жертвой манипуляций становится тот, кто подсознательно хочет быть этой жертвой. В свою очередь тот, кто не хочет, должен быть бдительным и «уметь сказать: руки прочь, прочь от меня».