Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Острожские диалоги

Трагедия на Волыни 1943 — 1944 гг.: поиск баланса интересов продолжается
16 апреля, 2003 - 00:00

В прошлую пятницу и субботу в Национальном университете «Острожская академия» состоялся первый раунд Форума украинских и польских экспертов и журналистов «Події на Волині: як жити з цим тягарем?». Из разных регионов Украины и Польши в Острог приехало около 70-ти человек, среди них известные ученые — Мирослав Попович, Гжегош Мотыка, Максим Стриха, Анджей Фришке. Организаторы Форума: Посольство Республики Польша (посол РП в Украине Марек Зюлковский присутствовал на всех сессиях), НУ «Острожская академия» (ректор, профессор Игорь Пасечник) и польско-украинский клуб журналистов «Без предубеждений».

Дискуссия велась в четырех сессиях. Условно их можно разделить так: исторический блок («Анализ состояния исследований украинских и польских историков на тему Волынских событий»), публицистический («Анализ публикаций и политики СМИ вокруг волынской проблематики»), политологический («Влияние исторических конфликтов на нынешние польско-украинские двусторонние отношения») и социологический («Можно ли бороться со стереотипами, страхами, предубеждениями, являющимися следствием негативных исторических коннотаций»).

Напомним, что существует договоренность об участии президентов Украины и Польши Леонида Кучмы и Александра Квасьневского в мероприятиях, посвященных трагическим событиям на Волыни, которые запланированы на 11 июля. Спикер Верховной Рады Владимир Литвин в ходе своего визита в Италию попросил Папу Римского Иоанна Павла II обратиться к украинскому и польскому народам в связи с годовщиной Волынских событий 1943 — 1944 гг. Как заверил Папа Римский, реакция Ватикана по этому вопросу обязательно последует.

Все четыре сессии (а наиболее удачными были политологическая и социологическая) вызвали оживленную дискуссию в актовом зале Острожской академии, но пока что стоит акцентировать внимание на важнейших моментах. Сессия, посвященная роли и участию СМИ в освещении Волынских событий (в первую очередь, с украинской стороны, которую представлял львовянин Андрей Павлышин) вызвала много вопросов. Так, скажем, центральные СМИ вообще упоминались вскользь (статья К. Бондаренко в «Зеркале недели» и в «Дне» — только статья председателя СДПУ(О) Виктора Медведчука). Складывается впечатление, что львовский журналист дальше Замковой горы ничего не видел. Даже за последний месяц в «Дне» вышла целая серия статей таких уважаемых авторов — академика Ярослава Исаевича (Львов), профессоров Юрия Шаповала (Киев), Тараса Гунчака (США), кандидата исторических наук Игоря Ильюшина (Киев), а также корреспондентов «Дня» Виктора Замятина, Сергея Махуна, Натальи Малимон... Читатели ознакомились и с позицией польских авторов Марека Сивеца и Яцека Куроня (читайте №№ 47, 51, 53, 57, 60, 66, 67). Конечно же, львовские СМИ не отражают всю ситуацию в Украине, но и в Киеве, следует признать, только несколько изданий и телевизионных каналов подключились к освещению темы Волынских событий.

Морально-этическая составляющая в оценке Волынских событий также остается на маргинесе нашего сознания. И здесь на помощь историкам должны прийти психологи и философы, но отнюдь не политики. Как отметил член- корреспондент НАН Украины Мирослав Попович, «каждый народ имеет право на борьбу с тиранией и имеет право поднять против нее оружие... Но нельзя при этом совершать военные преступления. Потому что военные преступники были в любом мундире и в любой армии и должны понести наказание... Мы решаем не автоматически, нас не ведет какая-то неизвестная сила. Решаем сами и должны нести ответственность за свои решения. Но еще большее значение приобретает то настоящее строение психики человека, которое и может обусловить спектр доступных для этого человека решений».

По-видимому, только сейчас как польская, так и украинская власть начинают осознавать, что смешивать академическую и политическую стороны дела — это дорога в тупик. Нужна добрая воля, желание понять аргументы другой стороны. К сожалению, аргументы польской стороны основаны, как это ни обидно, в основном на двухтомном фолианте Анджея и Евы Семашко «Геноцид украинских националистов в отношении польского населения Волыни 1939 — 1945», что является ярким примером «черно-белого» восприятия истории.

Бесспорно, вместе с позитивами мы можем найти немало печальных дат нашей общей украинско-польской истории. Поэтому, как отметил доктор исторических наук Сергей Кот, «среди формул, приемлемых для обеих сторон — совместное сожаление, скорбь. В тот момент украинцы боролись за национальные права и государственную независимость, а поляки — за свое государство. И все это происходило на территории Волыни».

И украинцам, и полякам следует безоговорочно осудить обоюдное насилие (никакие мотивации не могут закрыть глаза на многотысячный кровавый счет противостояния между двумя народами в годы Второй мировой войны), но и отстранить от этого дела политических спекулянтов . И делать эти шаги исключительно на обоюдных основаниях. Любые односторонние обобщения (например, планируется установление монумента 27-й дивизии Армии Крайовой в Варшаве с надписью: «В результате террора и геноцида, осуществленного украинскими националистами, преимущественно из ОУН — УПА, среди польского населения на Волыни в 1939 — 1945 гг. замучено около 60-ти тысяч поляков»; а в Остроге по улицам шагали украинские ребята, которые развешивали листовки: «Польша — покайся!») без рассмотрения украинско- польских отношений, как минимум, в широком контексте истории 10 — 30-х гг. XX века, приводят к новым опасностям. Одна из наиболее актуальных опасностей — актуализация Волынской трагедии в духе, неприемлемом и для Киева, и для Варшавы.

Сергей МАХУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ