Дальнейшее содержание Юлии Тимошенко в СИЗО сужает возможности власти проводить полноценную внешнюю политику. Критическая реакция в адрес Киева как со стороны Запада, так и Востока после ареста лидера оппозиции значительно ограничила возможности для маневра. Находясь на финишной прямой в переговорах с Европейским Союзом о зоне свободной торговли, это создает серьезные риски — перечеркнуть двусторонние наработки по ЗСТ. Ведь для Европы главным является не только экономическая выгода, но и гражданские и политические свободы. Поэтому какой будет реакция ЕС по ЗСТ с Украиной в связи с ситуацией по Тимошенко — вопрос пока открытый.
Сама Юлия Владимировна призвала вчера лидеров европейских стран ускорить подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. «Я хочу обратиться к странам Европейского Союза, чтобы они максимально ускорили соглашение об ассоциации... Сейчас нельзя останавливать этот процесс и выдвигать какие-то условия в связи с политическими репрессиями в Украине. Напротив, именно вследствие того, что сейчас происходит с демократией и свободами в стране, надо ускорить подписание соглашения об ассоциации», — заявила Тимошенко СМИ.
Очевидно, украинская власть ожидала критической реакции со стороны Европы и США. Западное сообщество ранее неоднократно критиковало Киев за сворачивание политических и гражданских свобод. Указывало на недопустимость использования авторитарных методов в управлении государством. Но вряд ли инициаторы заключения Тимошенко в СИЗО ожидали такой реакции со стороны России, которая заявила, что в газовых соглашениях 2009 года нет криминала. Это логично. Москва защищает выгодные для нее соглашения, а попутно и Юлию Тимошенко как одного из авторов договора. Помимо этого, России выгодно создавать нагнетание вокруг лидера украинской оппозиции, так как это вызывает критическую реакцию Запада. Что усиливает позиции нашего северо-восточного соседа в переговорах по привлечению Украины в Таможенный союз (Россия, Беларусь, Казахстан).
Сложившаяся ситуация показывает: осознавая это или нет, Виктор Янукович и его команда сами себя загоняют в своеобразную изоляцию. Чем это чревато, демонстрирует пример соседней Беларуси. «По Украине сегодня гуляет страшный призрак — призрак сталинизма, — говорится в обращении группы общественных деятелей Франции во главе с философом и писателем Даниэлем Сальваторе Шиффером к властям Украины. — Президент Виктор Янукович способен использовать худшие полицейские и судебные методы, тогда как наш Европейский Союз стремится распространять ценности свободы и терпимости по всему миру. В Украине состоялась пародия на правосудие, достойная старых скороспелых процессов в Москве во времена Вышинского, который был несравненным мастером политических чтений». Французы даже пригрозили, что если Тимошенко не будет освобождена, они будут призывать бойкотировать футбольный чемпионат Евро-2012.
В условиях пребывания Тимошенко в СИЗО и, соответственно, нарастающей критики Запада в адрес украинской власти (США в очередной раз призвали украинскую сторону «рассмотреть вопрос о немедленном освобождении Тимошенко», также страны Вышеградской четверки выразили свою обеспокоенность в связи с текущей ситуацией в Украине) существует опасность применения к Украине более жестких «рычагов влияния». Например, составление «черных списков», когда некоторым украинским чиновникам могут запретить въезд на территорию той или иной страны Европы или Америки.
Использование «черных списков» западными странами уже действует в отношении наших ближайших соседей — России, Беларуси. В начале прошлого месяца парламент Нидерландов единогласно проголосовал за введение визовых и финансовых санкций в отношении российских должностных лиц и чиновников, причастных к делу Сергея Магнитского. Аналогичное решение ранее одобрил Комитет Европарламента по международным делам. Напомним, российский юрист Сергей Магнитский был арестован в 2008 году по обвинению в разработке схемы ухода от налогов для своего заказчика Hermitage Capital Management Уильяма Браудера. Умер в 2009 году в Бутырском следственном изоляторе. Российские правозащитники утверждают, что представители власти сознательно игнорировали плохое состояние его здоровья, чтобы заставить его замолчать. В связи со смертью Магнитского недавно в России возбудили несколько уголовных дел после того, как президент Дмитрий Медведев признал, что смерть юриста наступила вследствие «преступных действий».
Беспрецедентный шаг предпринял и президент США Барак Обама, который распорядился запретить въезд в страну лицам, причастным к нарушению прав человека, геноциду и военным преступлениям. «Въезд в США этих лиц может нанести вред интересам Соединенных Штатов. К числу тех, кому запрещается въезд, относятся все иностранцы, которые планировали, приказывали или помогали осуществлять массовые акции насилия против гражданского населения по принципам расовой принадлежности, по признаку пола, сексуальной ориентации, по принципам принадлежности к определенным племенным и социальным группам, а также по политическим воззрениям. Также запрещается въезд всем причастным к военным преступлениям», — говорится в указе.
Введение визовых санкций в том числе касается ряда российских чиновников, входящих в «список Магнитского». «В соответствии с законом об иммиграции и гражданстве, Госдепартамент США обязан отказывать в выдаче виз лицам, имеющим отношение к нарушениям прав человека, таким как пытки и внесудебные убийства. Госдепартамент принял необходимые меры для того, чтобы у лиц, имеющих отношение к неправомерной гибели Сергея Магнитского, не было американских виз», — цитирует ведомство газета Washington Post. По данным издания, в «черный список» внесены около 60 фамилий.
В ответ по поручению российского президента Дмитрия Медведева Министерство иностранных дел РФ подготовило список американских граждан, которым запрещен въезд в Россию. По сообщению российских масс-медиа, в ответном списке названы американцы, которых Москва считает виновными в нарушении прав российских граждан. В частности, речь идет о Викторе Буте и Константине Ярошенко, которые содержатся в американских тюрьмах. Первого из них обвиняют в торговле оружием, второго — в контрабанде наркотиков.
Мотивы составления «черных списков» Россией и Соединенными Штатами разные. Если у Москвы это ответная реакция, то у Вашингтона — естественная. Как и в случае недавнего запрета въезда в США представителям транснациональных преступных группировок, в том числе из стран СНГ.
С Беларусью ситуация сложнее. Европейский Союз периодически обновляет списки белорусских официальных лиц (сегодня приблизительно 200 человек), которым запрещен въезд на территорию ЕС в связи с усилением белорусским режимом репрессий в отношении оппозиции, гражданского общества, СМИ и т. д. Включая президента страны Александра Лукашенко. Беларусь, в свою очередь, ввела запрет на въезд в страну американских и европейских чиновников, включив в список лица, «которые предпринимают деструктивные действия в отношении Беларуси и наносят ущерб международному сотрудничеству». В данном случае, контраст мотиваций введения списков, защиты ценностей более очевиден.
С распадом Советского Союза «железный занавес», отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистического Запада, прекратил свое существование. Кстати, на днях бывший канцлер ФРГ Гельмут Коль получил в подарок кусок стены, отделявшей Восточный Берлин от Западного. Дар был преподнесен ему газетой Bild в связи с 50-летием начала строительства Берлинской стены. Сегодня страны, которые хотят войти в общеевропейский дом, должны выполнить домашнее задание — соответствовать демократическим ценностям. Государства, которые с этим справились, уже в Европейском Союзе. А те, которые не могут справиться, начинают ссылаться на строительство «стабильной» или «суверенной» демократии. Для таких стран Евросоюз выстраивает «санитарный кордон». Нынешние методы борьбы с оппозицией в Украине не украшают любую власть. Они вполне вписывают нашу страну в так называемую санитарную зону, где давно находится и Беларусь, и Россия. Продолжая в таком духе, представители нынешней власти вполне рискуют оказаться в аналогичных, только уже украинских «черных списках» западных стран.
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, профессор Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко:
— Сегодня международное сообщество, прежде всего ведущие страны мира, переосмысливает отношения с Украиной. С другой стороны, мы видим, что так называемый прагматичный интерес, на котором строилась внешняя политика нынешних украинских властей относительно США и Европы, отодвигается на второй план. Все большее значение в этих отношениях приобретают идеологические вопросы, в первую очередь это касается соблюдения демократических ценностей. Соответственно, именно через призму демократических ценностей выстраиваются отношения США и ЕС с Украиной. Последний год показал, что Украина начинает переходить черту между демократией и недемократией. Об этом свидетельствует и заявление Конгресса США, и заявления Европарламента, обеспокоенность Ежи Бузека и других руководителей ЕС. Это серьезные заявления — так сказать «желтые карточки» Украине из-за нарушения демократических принципов. В этом смысле, безусловно, мы находимся на том пути, когда вероятность создания «черных списков» относительно Украины растет. Хотя на данный момент я не думаю, что США введут такие списки, поскольку если сравнить Украину с Беларусью или Россией, то у нас все же больший уровень демократии, несмотря на занесение нашей страны в список стран, у которых есть проблемы с демократией.
Если предположить, что такие списки создадут, то, очевидно, первыми в них будут занесены государственные чиновники, действия которых непосредственно связаны с ограничением демократии. Те должностные лица, которые будут пытаться ограничивать свободу слова, первыми рискуют попасть в этот список. Дальше идут чиновники, деятельность которых непосредственно связана с ограничением прав и свобод человека. Это, в частности, касается вопроса правосудия, правоохранительных органов и так далее. И конечно, люди из окружения Президента, которые за это отвечают, парламентарии, вносящие антидемократические проекты в ВР, — все эти люди первыми попадут в центр внимания и будут кандидатами на занесение в такие списки. Но вопрос стоит намного шире. Он касается не личностей, а системы. Насколько она авторитарна, насколько нарушается Конституция Украины самой властью, насколько другие ветви власти, например, судебная, действуют правовым, демократическим образом. Будет какая-то шкала оценки уровня демократии в Украине. Когда Украина перейдет определенную черту, тогда применят санкции наподобие занесения в «черные списки».
Но власти не заинтересованы в том, чтобы для Украины были созданы такие списки. В отличие от Беларуси у нас у власти очень богатые люди, состояния которых находятся не в российских, а в европейских и американский банках. Они любят отдыхать на Западе, иметь дома в Европе и так далее. Таким образом, это непосредственно затронет их частный интерес. В отличие от Беларуси у нынешних властей есть большая мотивация не попасть в эти списки персонально. С другой стороны, украинские власти сейчас не очень-то и боятся Запада. Они больше боятся внутреннего протеста — внутри страны. Конечно, это неприятно, но власти готовы к крайне нежелательным для них санкциям.
Владимир ВАСИЛЕНКО, доктор юридических наук:
— Каждое государство имеет суверенное право запретить въезд на свою территорию лицам, которых оно считает нежелательными, поскольку их поведение может создавать угрозу национальной безопасности и общественному порядку. Государство также может запретить въезд в страну должностным лицам другого государства, действия которых привели к грубым нарушениям прав человека в их собственной стране. С точки зрения международного права такая практика является легитимной. В свою очередь государство, гражданам которого запрещен въезд, может не согласиться с аргументацией другой стороны, считая эту меру предвзятой, необоснованной или дискриминационной, и принять в ответ аналогичные меры. Поэтому реакция Российской Федерации соответствует устоявшейся международной практике. Другое дело — насколько обоснованы такие меры в ответ и как их воспринимает другая сторона. В практическом смысле происходит своеобразное соревнование, которое нередко приводит к возникновению напряженности в межгосударственных отношениях. В этой связи следует напомнить о напряженности, возникшей между Беларусью и Европейским Союзом после того, как президент Беларуси Лукашенко принял меры в ответ на решение Евросоюза запретить въезд в страны-члены ему самому и ряду белорусских правительственных чиновников вследствие необоснованного задержания и заключения в тюрьму многих представителей белорусской оппозиции, в том числе кандидатов в президенты, после президентских выборов в этой стране.
Если говорить о вероятном «украинском списке», то в него могли бы войти в первую очередь лица, причастные к грубым нарушениям норм украинского уголовно-процессуального законодательства в ходе следственных действий и судебных слушаний дела, возбужденного против экс-премьера Украины Ю. Тимошенко. Нужно заметить, что в свое время, накануне президентских выборов в Украине, а именно 18 сентября 2004 г., конгрессмен Д. Рорабахер зарегистрировал проект резолюции «О демократических, честных и свободных выборах в Украине в 2004 г.». Законопроект предусматривал, что в случае грубых нарушений властью права украинских граждан на свободный выбор в Соединенные Штаты Америки будет запрещен въезд президенту Украины, главе администрации президента, премьер-министру, вице-премьер-министрам, министрам, главам и членам госкомитетов, председателю ЦИК, некоторым другим лицам и членам их семей. Правда, инициатива Д. Рорабахера не была реализована, поскольку результаты второго тура выборов президента Украины, сопровождавшиеся фальсификациями, были отменены.