Начало гонки — 27 июня. Хотя, по большому счету, президентская кампания в Украине де-факто стартовала еще на прошлой неделе, если не раньше.
И пусть основные участники избирательной кампании еще спорят о дате проведения выборов — Центральная избирательная комиссия уже бодро отрапортовала, что приступила к подготовке великого октябрьского волеизъявления. А также намекнула премьеру и парламенту, что для такого святого дела, как выборы президента, неплохо бы еще денежек выделить.
А тем временем Президент Виктор Ющенко наконец-то обратился в Конституционный Суд. Об этом вчера сообщила Марина Ставнийчук. Самое примечательное, что когда подчиненные Президента сообщили эту сенсационную новость, Виктор Андреевич еще только «планировал» свое обращение в КС.
— Я намерен это сделать сегодня (8 апреля), если департамент разработал соответствующий документ. Я, придя на рабочее место, направлю его сегодня, — сказал Ющенко.
Такие иногда случаются «нестыковки», когда факсимиле в чужих руках.
А если серьезно, то, видимо, Президент уже не рассчитывает, что политикум поддержит его инициативу провести выборы «2 в 1». И действительно, с каждым днем компромисс с парламентом становится все более и более призрачным. Особенно после последнего заявления Рината Ахметова, которое фактически ложится в русло протимошенковской позиции.
— Очень хочу, чтобы правительство победило кризис. То есть я не хочу бороться с правительством, я хочу бороться с кризисом, и вот это — главная наша цель, — сказал Ахметов в начале недели, высаживая молодой дубок возле стадиона, который строят под европейское футбольное первенство.
А ведь регионалы несколько недель подряд на всех углах кричали, что без изменения всех ветвей власти порядка не будет. И тут седьмой номер в «партии» говорит противоположное — не мешайте правительству работать. Политолог Кость Бонадренко считает заявление Ахметова вполне логичным — крупный бизнес не может быть в оппозиции.
— Ахметов уже почувствовал давление, которое оказывается на его группу (на примере «Днепроэнерго»), и решил просто не испытывать судьбу, а занять протимошенковскую позицию. К тому же в последнее время чувствуется напряженность между лагерем Ахметова и Виктором Балогой. По крайней мере, это проявляется на примере отношений Балоги и Богатыревой.
Понятно, что на таком фоне Президенту фактически невозможно достичь компромисса с парламентом. Кроме того, не стоит забывать, что Виктор Андреевич выдвинул несколько условий, при которых готов пойти на такой сценарий. Первое условие — это изменение избирательной системы. Надо сказать, что изменить избирательную систему, в принципе, сложно. Как будет Президент менять избирательную систему — пока неясно. Сказал, что через две неделе внесет законопроект. Т.е. только через две недели можно будет реально обговаривать исполнение его первого условия.
Второе условие — депутатская неприкосновенность. Это, пожалуй, вечная тема украинской политики. Депутаты уже два или три раза голосовали за снятие депутатской неприкосновенности, а воз и ныне там...
И наконец, насколько соответствует Конституции одновременное проведение парламентских и президентских выборов? На самом деле между нормами Закона о выборах народных депутатов и Закона о выборах президента существуют серьезные расхождения. Например, сроки формирования избирательных комиссий и проведения агиткомпаний — разные. Президентские выборы проходят в два тура, парламентские — в один и т.п.
Более того, представители ПАСЕ предостерегают Украину от проведения парламентских и президентских выборов одновременно. По словам Ренаты Вольвенд, в ПАСЕ не видят юридических оснований проводить эти выборы в один день, поскольку «это может привести к большему хаосу, чем к позитиву». «И таких выборов не ожидал бы Совет Европы», — прибавила она.
На сегодняшний день проведение досрочных выборов парламента и президента практически нереально, считает бютовец Остап Семерак.
— Я думаю, что это был просто ход. На самом деле такая схема могла бы быть осенью. Тогда можно было так решить ситуацию. Сейчас Президент — «хромая утка». Нет смысла сейчас с ним торговаться. Для меня еще показательно то, что за проведение выборов в октябре проголосовал 401 депутат.
— Как вы считаете, 25 октября — это окончательная дата?
— С большой долей вероятности, да. Хотя тут многое зависит от позиции Конституционного Суда. А КС у нас, как правило, становится на сторону того, у кого больше перспектив. Так что, мне кажется, тут все понятно, — резюмировал депутат в разговоре с «Днем».
Конечно же, дата выборов имеет важное тактическое значение для играющих сторон, но изнурительные стратегические бои за президентское кресло ведутся уже не первый год и всем порядком недоели. Чувства к политическим кумирам притупились, многочисленные «Свободы» приелись. Пожалуй, в воздухе уже зависло общее настроение: хорошо бы покончить с этим бардаком до конца года...