В украинских реалиях политическая ответственность — понятие достаточно размытое и абстрактное. О причинах можно размышлять долго. Так произошло частично из-за отсутствия наглядных эмпирических примеров, частично из-за отсутствия общественного дискурса вокруг этого. И вот когда на двадцать втором году независимости этот вопрос наконец созревает в головах немногих, одни скептически разводят руками, другие остро критикуют. Впрочем, история украинской политической мысли знает немало примеров, когда честность и моральные принципы были основой госуправления.
Установки киевских князей
Начало XI века. После длительной борьбы и княжеских междоусобиц мощное и уже христианское государство возглавляет сын Владимира — Ярослав. Князь, который впоследствии получит имя Мудрый, увеличивает политическую роль городов, кодифицирует правовые нормы в знаменитую «Руську правду», закладывает библиотеку при Софийском соборе и занимает серьезные позиции на дипломатической арене Европы. В предсмертном обращении к сыновьям Ярослав Мудрый предупреждает: «Когда будете в ненависти жить, в ссорах и междоусобицах, то и сами погибнете, и землю родителей и дедов своих погубите...» Тогда же верный помощник князя, а впоследствии Митрополит Киевский и всея Руси Илларион пишет выдающееся произведение древнерусской письменности «Слово о законе и благодати». Священник вспоминает о приоритете моральных принципов в управлении государством. Подчиняться, по мнению Иллариона, нужно не законам, а евангельским истинам. Потому что только так можно достичь благодати. Впоследствии уже внук Ярослава Владимир Мономах пишет «Поучение детям», где предостерегает своих потомков, что вместе с властью они унаследуют и ответственность за судьбу тысяч людей: «Убогих не забывайте, но, насколько есть возможность, кормите и подавайте сироте, и за вдову вступитесь сами, а не давайте сильным погубить человека».
Украинский ренессанс
После окончательного упадка Галицко-Волынского княжества украинские земли остаются разделенными между Польшей и Литвой. В темный период средневековья светлым лучом гуманизма становится галичанин Станислав Ориховский. Сын мелкого польского шляхтича, женатый на русинке, пишет целый ряд произведений, обращая внимание на роль моральных качеств и образованности монарха в процессе управления государством. Ориховский пишет «Наставление польскому королю Сигизмунду Августу», где заверяет, что «король выбирается ради государства, а не государство ради короля существует...», «закон же, когда он является душой и умом государства, далеко лучше определенного государства и выше короля», «король является устами, глазами и ушами закона». Публицист отмечает моральную составляющую управления: «Не всякий человек способен быть при власти, а лишь тот, который по природе своей стремится к правде и справедливости».
Казацкая мудрость
В начале XVIII в. казацкая Украина несет достаточно большие потери: пресловутая Полтавская битва на долгие годы определяет судьбу Ивана Мазепы и отношений московского царя и казаков, сожжена город-столица Батурин, в мае 1709 года уничтожена Сечь. В то же время 5 апреля 1710 года новоизбранный гетман Пилип Орлик заключает уникальный для тогдашней абсолютистской Европы документ — «Конституцию прав и свобод Запорожского войска» (Pacta et Constitutiones legum libertatumque Exetcitus Zaporoviensus). Согласно Конституции Орлика, казацкий гетман должен быть справедливым руководителем, который работает на благо Сечи, принимая во внимание мнение общего Совета и открытых голосований. Гетман не имел права «карать своей личной местью и властью, а должен такое дело... сдать на военный генеральный суд» и «людям военным и посполитым лишние не делать утяжеления, наклады, притеснения и вымогательство, из-за которых они, покинув дома свои, привыкли прочь идти и в заграничных государствах искать более спокойного, легкого и полезного себе проживания». Девятый пункт документа провозглашал основы денежных распределений и строгого ежегодного аудита расходов. Становилось невозможным также использование служебного положения и разного рода кумовство: «как военные, так и посполитые урядники должны быть выбраны свободными голосами, особенно же полковники, а после избрания подтверждены гетманской властью». Мировоззренческие принципы этой Конституции подкрепляет несколько позже этико-гуманистическое учение о «сродном труде» Григория Сковороды и его призыв «познать в себе Бога».
«Братские» советы
Середина XIX века. Недавно отзвучала Весна народов. Ее цвет широко развеян по восточноевропейским землям, и теперь она то здесь, то там прорастает стеблями националистических обществ и братств. В далеком Париже Адам Мицкевич пишет новое «евангелие» польского мессианства — «Книгу польского народа и польского пилигримства». Вдохновенный примером близкого соседа, Николай Костомаров пишет программный документ Кирилло-Мефодиевского братства — «Закон Божий. Книга бытия украинского народа». Лектор Киевского университета настаивал на том, что власть не может быть никоим образом узурпирована или авторизована, поскольку «хоть какой хороший человек будет, но как станет самодержавно господствовать, то испортится». Через десяток лет в Киеве образуется другое тайное общество — «Украинское общество». Один из его членов, Михаил Драгоманов, главным критерием политической организации считает служение народу. Суть государства — это права, которыми она наделяет своих граждан: свобода слова, свобода организации союзов и обществ, свобода местного самоуправления и т.п.
Слово Владыки
Кровавый июнь 1941 года. На пожарище советских и уже немецких «освободителей» украинский политический провод объявляет независимость Украины и ее временную власть. Владыка Андрей Шептицкий всячески способствует этому, лелея мысль о самостоятельном Украинском государстве и объединенной украинской Церкви. Тогда же он пишет послание «Как строить Родную Хату?». Владыка, определяя основополагающие принципы и основы государственности, обращается к Святому Письму: «А кто хочет между вами быть великим, пусть будет слугой, а кто хочет между вами быть первым, пусть будет рабом. Потому что Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и душу Свою дать за спасение многих». Митрополит осуждает популизм и ежедневную подмену понятий непутевыми политиками и режимами, которые «должны свой провод основывать на обмане, лжи, на публичной «опинии общественности», которую сами через прессу вызывают и обрабатывают...» Владыка предупреждает о недобропорядочности политиканов, их корыстолюбии и эгоизме: «Вместо давать народу мудрый провод, который осуществляет цель общего благосостояния и счастья, вводят в общественную жизнь раздоры, домашние войны, ничем неограниченную партийность и отмечаются безумной жадностью к деньгам, бесстыдным взяточничеством, легкомыслием к человеческой единице, постоянным попранием всех ее прав, безмерным желанием во все вмешаться, все по своей фантазии хозяйничать, крайней нетерпимостью даже против братьев — и непонятной ненавистью ко всем, что их противниками называют. Бога отрекаются, Церкви не признают; нравственность для них — самоволие, закон для них — бесправие».
Растрепанное сегодня
Осень 2012 года. Два лидера оппозиции уже год как за решеткой, ТВі и остальным журналистам всячески пытаются закрыть рот. Закон игнорируется, судопроизводство нивелируется. С грубым нарушением регламента приняли закон о языках и госзакупках. Политические лидеры обещают качественно новый парламент. Но работают по старым алгоритмам: связи, кумовство, лоббизм, популизм, коррупция. Вернуть обществу моральную основу, а политике ответственность взялись сразу с нескольких фронтов. С одной стороны, интеллигенция старшего поколения — «Инициатива первого декабря», с другой — журналисты и небезразличные общественные деятели из движения «Честно». Также мы услышали голос первого «независимого» поколения украинцев. Студенты и академическое сообщество сплотились вокруг проекта «Campus 3.0», чтобы дать стране новые стандарты работы и новые ориентиры. Сегодня они дебатируют и вызывают на соревнование самых влиятельных политиков страны, завтра предложат собственные реформы и будут требовать их немедленного воплощения. Наконец в политическом дискурсе страны начался конструктивный диалог относительно этических принципов политики, ее моральных и правовых фундаментов, формирования и внедрения в жизнь новых политических стандартов. Не впервые ли люди начали требовать от политика ответственности, а не только оценивать его по качеству рекламного ролика и продуктового пайка. Многие сохраняют выработанный за долгие годы бетонный скептицизм. Но первые шаги сделаны и о проблеме заявлено во весь голос. Хотя о том, действительно ли украинцы вернулись к основе основ, мы узнаем после 28 октября.