Христианско-Демократический Союз начал реализацию проекта «Память: Никогда больше!», посвященного почитанию жертв Голодомора. В рамках проекта предусматривается проведение круглых столов и других мероприятий с целью формирования у широкой общественности осознания в первую очередь духовно-моральных причин и последствий трагедии. Мы призываем всех верующих христианских Церквей, в частности, наших однопартийцев, всех граждан Украины, независимо от их конфессиональной принадлежности, 22 ноября в 19.00 на всяком месте, где бы они не были, в своих сердцах сотворить молитву к Господу за безвинно загубленных во время Голодомора и за то, чтобы нас не постигла в будущем такая беда.
Как такое могло произойти на территории, которую довольно обоснованно еще с Х века было принято считать христианской? Какие это имело последствия в духовной и моральной сфере для нашего народа? Являются ли эти последствия актуальными для нас сегодняшних украинцев ХХІ века?
Игнорирование духовных причин Голодомора (не говоря уже об игнорировании самого факта Голодомора), его духовного измерения не дает возможности правильно оценить и преодолеть его последствия в моральной и духовной сферах.
Голодомор стал естественным следствием безбожной идеологии. Идеология, которая отрицает существование Бога, не может с уважением относиться и к жизни или достоинству человека как Божьему творению. Именно такое отрицание развязывало руки коммунистическим деятелям, давало им возможность пренебрегать жизнью миллионов во имя призрачного «светлого будущего», а по существу во имя сохранения своей системы. В то же время, став на путь войны с Богом, коммунистический режим естественно должен развязать войну с теми, кто отвергал это отрицание и несмотря на коммунистические тезисы продолжал исповедовать веру в Творца и Спасителя.
Уничтожив в 20-х годах Церковь институционально, тем самым ликвидировав возможность сопротивления с ее стороны, советская власть в 30-х годах приступила к поголовному уничтожению самих носителей Христовой веры. Уничтожение началось в 1932—1933 годах с крестьянства, которое по сравнению с городскими жителями было более религиозным, а завершилось уничтожением верующих в городах во время тотальных сталинских репрессий 1937—1938 годов. Поэтому есть все основания рассматривать Голодомор не только в контексте борьбы коммунистического режима с украинством или с украинским крестьянством, но и в контексте борьбы с Христовой церковью, которая традиционно была более сильной именно в Украине, и с ее верующими, большинство из которых составляли в начале ХХ века именно крестьяне.
Голодомором традиционно христианскому народу была сделана принудительная прививка материализма, глубоко укоренена мысль о приоритетности еды перед духовными ценностями. Именно отсюда ностальгия у некоторых по бывшему режиму, потому что раньше, мол, колбаса была по 2.20. Традиционная для украинского крестьянина психология хозяина, способного самостоятельно обеспечить благосостояние своей семьи, была принудительно заменена другой парадигмой: не нужно ни к чему стремиться, нужно просто проявлять лояльность к системе и еда тебе обеспечена. Кроме всего прочего, отсюда и сегодняшняя неготовность значительного большинства крестьян к самостоятельному хозяйствованию на своей земле, и внутреннее невосприятие тех, кто таки становится хозяином на ней.
События Голодомора и дальнейших репрессий привели к насаждению страха в человеческие души, невозможности какого-либо внутреннего сопротивления системе для сохранения своего существования. Было уничтожено человеческое достоинство, а на его место насаждалась рабская покорность режиму и его представителям перед страхом голодной смерти.
Последствия этого и на сегодняшний день остаются еще далеко не преодоленными. Хотя, безусловно, определенным прорывом, преодолением этого всеохватывающего страха стали события Майдана 2004 г. Не в привязке к тем или иным персоналиям, а в смысле готовности и способности отстаивать свои идеалы. В смысле осознания себя не быдлом, который желает только сытой стабильности, но быть хозяином на своей земле. И хотя новейшие «герои» не оправдали ожиданий, которые возлагались на них, но идеалы, ради которых сотни тысяч людей готовы были стоять днями и ночами на морозе, идеалы личной свободы и достоинства, от того не утратили своей ценности.
Кто может оценить степень духовного и морального слома в душах людей, христиан, доведенных до съедения себе подобных, и свидетелей этого безумия?!
А кто может оценить степень духовного и морального превращения в душах тех, кто отбирал у крестьян последнее (а далеко не все же из них были пришлыми из города или другой национальности — были же и свои, соседи) или выполняя установку партии, или такой ценой думая спасти себя и свои семьи. И таки спасли, и выжили, во всяком случае тогда. И оставили потомство...
И мы сегодня в значительной мере являемся тем потомством. Не потому ли для многих сегодня понятия морали, совести, страха Божьего значительно уступают понятиям достатка, успеха, карьеры? И не из этого ли потомства и значительная часть тех, кто сегодня находится во власти уже независимой Украины? Но ведь и они, и дети их также жертвы Голодомора, несмотря на то, что выжили — моральные жертвы.
«Человек обращен к состоянию скотины, которая благодарными глазами смотрит на того, кто лучше его накормит» — это ничего не напоминает? А превращение выборов в борьбу тех, кто даст больше гречки, или обещаний — не из этого же ряда? Уже несколько поколений после Голодомора являются заложниками своего желудка, своей физиологии, которая имеет непосредственное влияние и на их политические взгляды.
А сколько в результате Голодомора детей, которые выжили, стали безотцовщиной, а следовательно, не получили нормального родительского воспитания в семье, в том числе и христианского? Детей, которые сами от родителей не получили в наследие христианских ценностей, а следовательно, и неспособных передать их уже своим детям. Не потому ли несмотря на 17 лет без коммунистического режима, несмотря на тысячи отстроенных храмов мы еще продолжаем говорить о необходимости духовного возрождения Украины. Потому что построить храмы оказалось более легким, так же как и научиться креститься по праздникам, чем возродить настоящую духовность в своих душах.
Поэтому, безусловно, важно осознать эти духовные и моральные последствия Голодомора. Последствия, которые очевидно являются актуальными как для нашего сегодняшнего дня вообще, так и для каждого из нас в частности. Без освобождения от негативного духовного наследия — без покаяния как пути к очищению — невозможно движение личности вперед, а следовательно, невозможно и движение вперед государства. Тот, кто познал Бога, для кого высшими ценностями стали добро, любовь, правда и справедливость, действительно является свободным от страха, зависимости и давления. А поэтому способным к движению вперед, к поступку. Даже если это только голосование по совести во время выборов.
Урок Голодомора является предостережением в отношении тех политических сил, которые или является наследниками безбожной идеологии, или своей практической деятельностью отрицают заповеди Христовы, в отношении тех, для кого цель оправдывает средства, а собственные лозунги дороже свободы, достоинства и жизни граждан. «По плодам их узнаете их», — говорит Господь. Выбор за нами. Голодомор начался тогда, когда лозунг, собственный политический интерес стали дороже человека. Такое не должно повториться. Никогда больше!
Господи Иисусе Христе Сын Божий!
Упокой души рабов Твоих, загубленных Голодомором, прости им грехи, сотвори им вечную память. Спаси и помилуй нас, чтобы нас не постигло такое горе. Аминь.