Еще совсем недавно мы были свидетелями того, как трудно создавалась парламентская коалиция. Этот процесс был настолько сложным, что у многих возникали сомнения о состоятельности парламентариев найти компромиссы и создать коалицию.
Сегодня коалиция создана, можно формировать правительство, но возникла новая проблема. Работа парламента заблокирована. Очевидно, что это не первая и не последняя кризисная ситуация, которая может возникнуть в стране, поскольку внесенные в 2004 году изменения в Основной Закон содействуют такому развитию событий. Несмотря на то, что у нас несовершенная Конституция, высшие должностные лица государства должны принять меры для наведения порядка и обеспечения стабильности в стране. Для этого народ наделил их и властью, и соответствующими полномочиями.
В первую очередь, это касается Президента Украины. Нынешняя Конституция значительно ограничила полномочия главы государства, но у Президента еще осталось достаточно рычагов для того, чтобы существенно влиять на политическую жизнь страны. Согласно Конституции Президент Украины является главой государства и выступает гарантом соблюдения Конституции и законов Украины. Очевидно, что блокировка работы парламента является нарушением Конституции нашего государства, поскольку не дает возможности в предусмотренные Основным Законом сроки сформировать правительство.
Блокировку работы Верховной Рады можно квалифицировать и по статье 341 Уголовного кодекса Украины (захват государственных или общественных зданий или сооружений). Эта статья предусматривает ответственность за незаконный захват зданий или сооружений, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти, но привлечь народных депутатов к уголовной ответственности нельзя, поскольку в Украине действует институт депутатской неприкосновенности. На первый взгляд, может показаться, что проблему можно решить путем лишения народных избранников иммунитета, но, если пойти таким путем, то это будет иметь другие негативные последствия. В стране не будет оппозиции, ведь власть всегда сможет найти основания для того, чтобы привлечь депутата к юридической ответственности в случае, если он будет критически оценивать ее действия.
Следует заметить, что институт депутатской неприкосновенности существует во всех странах развитой демократии, но это не препятствует нормальной деятельности органов государственной власти. За свои действия народные депутаты несут ответственность перед избирателями. В связи с этим следует использовать политические рычаги влияния на народных избранников. Сегодня это может сделать Президент Украины, который согласно Конституции обязан принять меры для обеспечения соблюдения требований Основного Закона. В этом случае Президент имеет право или распустить недееспособный парламент, или назначить всеукраинский референдум для того, чтобы определить отношение народа к происходящему в стране. Другой вопрос целесообразно ли сегодня Президенту инициировать прекращение полномочий депутатов Верховной Рады? По-видимому, нет. На это есть свои причины. Во- первых, страна недавно пережила довольно сложные парламентские выборы, и проведение новых выборов негативно скажется на экономическом положении государства и наших граждан. Во- вторых, никто не может дать гарантии, что результаты выборов существенно изменят расстановку политических сил в парламенте, и новый законодательный орган будет дееспособным.
В связи с этим, Президенту можно предложить другой вариант выхода из кризиса. Для того, чтобы не прекращать полномочия недееспособного парламента и не проводить обременительные для экономики страны внеочередные выборы депутатов Верховной Рады, Президент может поставить вопрос о внесении изменений в Основной Закон. В соответствии со статьей 5 Конституции нашего государства «носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ». Народ, как суверен власти, делегировал парламенту часть своих властных полномочий по внесению изменений в Основной Закон. Порядок внесения этих изменений определен разделом XIII Конституции Украины, но поскольку парламент недееспособен, то статьи этого раздела применить нельзя. В этом случае следует руководствоваться ст. 5 Основного Закона, в которой определено, что «право определять и менять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами». Учитывая то, что в соответствии с этой статьей Конституции народ может осуществлять власть непосредственно, то Президент имеет полное право вынести вопрос о внесении изменений в Конституцию на всенародное обсуждение. Право назначать всеукраинский референдум предоставляет Президенту статья 72 и п.6 статьи 106 Конституции Украины.
Следовательно, Президент Украины и по нынешней Конституции имеет достаточно полномочий для того, чтобы влиять на социально-политические процессы в стране. Все зависит только от того, сможет ли он мудро распорядиться предоставленными ему Основным Законом полномочиями. А принятие или непринятие на референдуме предложенных Президентом изменений к Конституции будет зависеть исключительно от личных качеств главы государства — его умения найти понимание с другими институтами государственной власти и убедить народ в необходимости предложенных реформ.