Для кого-то, возможно, это будет новостью, но в нашей новейшей истории почти 30 лет назад состоялся Всеукраинский опрос. Его дата — 17 марта 1991 года, он проводился по решению Верховной Рады тогда еще УССР вместе со всесоюзным квазиреферендумом. Почему «квази»? Очень просто — были нарушены нормы референдумного права, в один вопрос Кремль «спрятал» несколько. Чего стоила только формула о «сохранении обновленного Союза» — как обновленного? кем? Может ли вообще быть обновленным тоталитарное государство? «Социалистическая империя», как называл СССР сам Горбачев в узком кругу? и как можно сохранить то, что еще не обновлено? А во Всеукраинском опросе был поставлен четкий вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?». На избирательных участках каждому вручали соответствующий бюллетень, напечатанный с соблюдением всех формальностей, голоса «за» и «против» считали избирательные комиссии. Результат — 80,2% «за» голосов граждан, принявших участие в референдуме и опросе, что позволило Украине не участвовать в процессе подготовки союзного договора (ведь он готовился Горбачевым с откровенным пренебрежением к этой Декларации), а затем — восстановить полную независимость (подтвержденную 1 декабря 1991 Всеукраинским референдумом). Отдадим должное тогдашнему председателю Верховной Рады Леониду Кравчуку, группе «суверен-коммунистов» и оппозиционерам из Народной рады: они прекрасно понимали, что демократия — это не в последнюю очередь процедура и придерживались этого принципа.
Сейчас же мы имеем то политический «Квартал 95», то попытку Владимира Зеленского и дальше играть роль младшего дубля «батьки Лукашенко», то даже попытки уподобиться «самому Путину». Ведь сейчас речь идет не об опросе, а о наглой и бездарной пародии на демократию.
Вопросы, вынесенные на «опрос», с точки зрения права — ерунда. Ведь, скажем, никто, кроме врачей, не имеет права решать вопрос о медицинском каннабисе, а дело Верховной Рады — в случае необходимости принять соответствующие законодательные акты. Зеленский же предлагает всенародным голосованием решить что-то вроде того, принимать анальгин, когда болит голова, или нет... Что, неудачная ассоциация? Хорошо, есть такое лекарство «кодтерпин ИС», которое выписывают при некоторых разновидностей кашля, в нем имеется кодеин, имеющий определенные наркотические свойства, если принимать его в больших дозах. Так почему бы не вынести и вопрос о его использовании на рассмотрение широкой публики?
А какую разновидность свободной экономической зоны предлагается ввести в Донбассе? Такую, которая позволяет свободную торговлю с заграницей (т.е. с Россией)? Или такую, где не предусмотрена уплата налогов государству, где все остается на месте? Или такую, где существует специфическая региональная форма самоуправления, где не действует значительная часть общегосударственных законов? Согласитесь, есть разница.
Ну, а о том, что цифра «300 депутатов» взята то ли с потолка, то ли из наработок штаба Кучмы к насквозь сфабрикованному референдуму-2000, и говорить не стоит. Вон Польша, где людей живет меньше, чем в Украине, только в нижней палате парламента — Сейме — имеет 460 депутатов. Может, в глазах Зеленского и Ко поляки — несусветные дураки, не умеют экономить злотые? Похоже, что глава Украинского государства с завистью смотрит на Беларусь, где в нижней палате парламента всего 110 депутатов, из них 80% — беспартийные. Вывод этот подтверждает одно из видеообращений Зеленского: «Кстати, ты заметил, как все политики критикуют идею опроса? Как они боятся твоего мнения. Если народовластие реально заработает, они просто станут не нужны. Их перестанут приглашать на ток-шоу, спонсировать их партии. Их мнение больше никому не будет интересно, потому что все будут решать граждане Украины. 25 октября мы можем показать, что этот механизм имеет право на существование и ничто не мешает нам ежемесячно или даже еженедельно говорить о важном».
То есть партии не нужны, политики не нужны; а между тем иного механизма демократии, чем через партии, не существует. Не стану погружаться в историю ХХ века, где был не один «народный вождь», который имел монобольшинство в «декоративном парламенте» (это политологический термин), который ничего не решал, и проводил для подкрепления своей власти многочисленные всенародные опросы. Те деятели тоже говорили о «народовластии», но не стану слишком погружаться в прошлое, потому что слишком страшные фигуры выплывут там, достаточно с нас и Лукашенко как «светоча» и «маяка»...
Ну, а что касается вопроса «Нужно ли Украине на международном уровне поднять вопрос об использовании гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом?», то стоит вспомнить, что это уже пытался сделать предшественник Зеленского на президентском посту. Не получилось. Не только потому, что западные государства не очень хотели этого, а еще и потому, что в англоязычном тексте Меморандума был использован термин «security assurances», что означает «оборонные заверения» и слабее в правовом смысле термина «security guarantees» («гарантии безопасности»). Более того, подписанный Леонидом Кучмой англоязычный текст Меморандума имеет такое название: «Memorandum on Security Assurances in Connection with Ukraine’s Accession to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons». Сплошные заверения... Хорошо, Кучма не владел английским и не понимал, что подписывает, но Зеленский хоть как-то этот язык знает и должен понимать, что здесь не поможет даже безупречно проведенный референдум, если его не подкрепить весомыми аргументами.
И наконец. Финансирование «опроса». «Слуги» говорят разное — то деньги предоставит какая-то общественная организация, то Президент выложит средства из собственного кармана. Картинка! В 1991 году на опрос Верховная Рада выделила 521.600 рублей (напомню, тогда проезд в метро стоил 15 копеек, батон — 50 копеек, десяток яиц — 2,60-3.20). То есть сейчас речь идет о десятках миллионов гривен на «проведение опроса», только на печать анкет, их развозку и т.п. А если учесть, что их будут выдавать и считать т.н. «волонтеры», которым надо заплатить не меньше, чем по полтысячи на нос (мы все хорошо знаем, как работает такая публика), то... Добавьте еще десятки миллионов. Не лучше ли потратить все эти деньги на закупку кислородных аппаратов для больниц, где тысячи больных буквально задыхаются без него? Но кислородные аппараты покупают волонтеры, собирая средства, а Президент предпочитает — уже закатав миллиарды в асфальт — и дальше заниматься своими, мягко говоря, прихотями, при этом обращаясь на «ты» и к пожилым людям, и к ветеранам АТО, и к профессорам с генералами... Что тут скажешь? Разве что напомнишь, что в опросе 1991 года к гражданам обращались уважительно, как и положено, на «Вы», и еще писали это слово с большой буквы. На «ты» тогда ко всем могли обращаться только хамы и гопники. Времена, как видим, изменились, и не в лучшую сторону.
ГОЛОС З FACEBOOK