Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партия регионов без... регионов

Владимир ЗУБАНОВ: «На Донбассе сегодня уже совсем другие силы влияют на ситуацию...»
14 мая, 2014 - 11:11
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Такого быстрого падения рейтинга не претерпевала, наверное, ни одна политическая сила в Украине. За считанные месяцы еще недавно мощнейшая Партия регионов фактически потеряла все. Билборды с лицом официально выдвинутого ПР кандидата в президенты Михаила Добкина по всей стране превратились фактически в объект флэшмоба с разноцветными «заляпываниями» краской.

Эксперты ранее неоднократно говорили, что методы, которые использует Партия регионов, в частности, ее лидер Янукович, в политике, экономике, гуманитарной сфере... приведут к их бесславному концу. Украинцы не привыкли к таким методам. Кстати, «старыми правилами» не гнушаются пользоваться — даже после Евромайдана — и нынешние властные партии. Время наконец извлечь уроки.

Сегодня Партия регионов может обвинять своих политических оппонентов в том, что происходит на Донбассе, но именно она является главным виновником событий на Востоке. Ведь регионалы уже годами имеют всю полноту власти на местном уровне, не говоря уже о премьерстве и президентстве Януковича на центральном уровне. Поэтому за ответственными из ПР далеко ходить не нужно — начинать нужно с себя.

Имел ли шанс Донбасс пойти другим путем — не путем Партии регионов? Возможно, убийство влиятельного в 90-х гг. бизнесмена, народного депутаты Евгения Щербаня, как раз остановило тот альтернативный путь, которым могла пойти Донетчина? Еще в то время Евгений Щербань из Донецка выделялся прогрессивными идеями и нестандартными подходами к ведению бизнеса и политики. Хотя, конечно, это не снимает ответственности за методы бурных 90-х, которыми, скорее всего, пользовался и он сам. Резонансное дело о его убийстве до сих пор остается юридически не закрытым — нет точки относительно заказчиков преступления.

Как так случилось, что сегодня Партия регионов осталась без регионов? В чем заключается ее проблема? Мог ли все-таки Донбасс пойти альтернативным путем? Какие шансы ПР на ближайших выборах? Ответы в интервью с до недавнего времени членом Партии регионов Владимиром ЗУБАНОВЫМ.    

— Владимир Александрович, по Вашему мнению, насколько является ответственной Партия регионов за то, что происходит сегодня на Востоке страны?

— Я бы выделил два аспекта. Первый — что мы сделали за эти 22 года в своем государстве? Обрели ли понимание, общую идею? Побороли ли коррупцию? Работали ли все политические силы на государственные интересы? Мы должны честно ответить себе, что государство до сегодняшнего состояния довело наше неумение слышать друг друга. За ситуацию на Востоке отвечает не только Партия регионов, она шире.

Второе — что мы сегодня сделали для того, чтобы искоренить проблемы, которые довели государство до такого состояния? Ничего. Мы и дальше продолжаем ссориться, искать виновных для того, чтобы поцарствовать и убежать, или просто прийти к власти и «уничтожить» других. Из этих двух вопросов никто не сделал выводов — ни ПР, ни «Батьківщина», ни «УДАР», ни другие.

Каждый, кто приходил к власти, хотел через колено «нагнуть» всю остальную Украину. Это касается и Донбасса, и Днепропетровщины, и Галичины. Мы должны были бы с самого начала искать общие цели, которые бы объединили всех. Что при Кравчуке, что при Кучме, что при Ющенко, что при Януковиче эти процессы даже не начались. Каждый президент пытался любой ценой сохранить власть, а исторические, культурологические, языковые вопросы никто не решал.

«ВОТ ТАКИЕ ДЫРКИ ОСТАВЛЯЮТ В БЕТОННЫХ СТЕНАХ СЛАВЯНСКОГО КОМБИКОРМОВОГО ЗАВОДА МИНЫ. ИЛИ БОЕВИКИ БЬЮТ ИЗ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ ГОРОДА, КОТОРЫЕ НАШИ НЕ ОБСТРЕЛИВАЮТ, БОЯСЬ ЖЕРТВ СРЕДИ МИРНЫХ. БОЙЦЫ ИЗ ПЕРВОГО ЕЩЕ РЕЗЕРВНОГО БАТАЛЬОНА НГУ», — НАПИСАЛ У СЕБЯ НА ФБ ЖУРНАЛИСТ АРТЕМ ШЕВЧЕНКО. СЕГОДНЯ РЕГИОНАЛЫ ЧУТЬ ЛИ НЕ В ОДИН ГОЛОС, В ТОМ ЧИСЛЕ, С ПАРЛАМЕНТСКОЙ ТРИБУНЫ КРИЧАТ, ЧТО НАДО ОСТАНОВИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ АТО НА ВОСТОКЕ СТРАНЫ. ТАК ЛУЧШЕ БЫ ОНИ ПОЕХАЛИ К СВОИМ ИЗБИРАТЕЛЯМ НА ДОНБАСС И УБЕЖДАЛИ ИХ НЕ ВЫСТУПАТЬ С СЕПАРАТИСТСКИМИ ЛОЗУНГАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ РОССИЙСКИХ ДИВЕРСАНТОВ   / ФОТО СО СТРАНИЦЫ В «ФЕЙСБУК» АРТЕМА ШЕВЧЕНКО

Сегодня снова напугали Донбасс мифическими «бандеровцами» (не без участия нашего соседа) и на этом играют. Ситуацию расшатали настолько, что стабилизировать ее будет очень сложно. Есть надежда на внешние факторы и на то, что мы все-таки будем децентрализовать власть и рано или поздно найдем компромисс. Но то, что мы сегодня имеем — это только полбеды, через месяц-два остро встанет экономическая проблема. Если мы не будем делать системные вещи, проблемы нас не покинут. А теперь, конечно, нужно проводить выборы, «запрягаться» и строить страну. 

— Относительно общих причин состояния страны можно согласиться. Но мы знаем, что на Донбассе уже достаточно давно власть принадлежит Партии регионов, следовательно, и ответственность главным образом за состояние региона — на ней.

— Согласен. Мы можем судить об этом и по тому, какое ПР имеет сегодня влияние в регионе, если там руководят вооруженные люди. Кроме того, оценку партии дадут избиратели, а какие на сегодняшний день у нее рейтинги, известно. 

— Почему такой результат?

— Проблема в том, что у нас партии недемократические. Есть один лидер — Янукович, Тимошенко, Кличко... и все. Он все решает. У нас нет демократических процедур внутри партий, все построено под лидера. Такая партия рано или поздно разваливается. ПР — не исключение, она была создана под одного лидера, который на свое усмотрение принимал решения в обход демократических процедур. Мы до сих пор так и не построили демократические партии в Украине.

— Имел ли Донбасс шанс пойти по другому пути? Известно, например, что в середине 90-х был убит очень влиятельный человек в этом регионе — Евгений Щербань, который имел довольно-таки демократические взгляды на то время и собирался претворять их в жизнь через политику.

— Таким оказался результат «разборок» в 90-е годы. Если бы не одни перестреляли других, то другие перестреляли бы первых. Да, Щербань имел определенные взгляды, но всегда сложно предположить, как человек будет действовать на практике.

— Вы тоже были членом этой партии. Свою ответственность чувствуете?

— Механизм в партии не позволял претворить в жизнь мнение какого-то человека. На съезде слова не давали, а на закрытом заседание политсовета, если ты что-то выражал, то тебя никто не слушал. Можно было стукнуть дверью и уйти раньше, но мы все-таки двигались в Евросоюз. Многие идеи ПР я разделял. После ноября все изменилось. Потому что тогдашний лидер ПР в какой-то момент принял решение, что мы не будем подписывать Евроассоциацию. Внешние игроки поняли, что если с ЕС не подписывают, то через месяц-два подпишут с Россией. Виктору Федоровичу сделали предложения, от которых он не смог отказаться. Поскольку в ПР 1,5 млн людей, а все зависело от одного человека, то в результате это привело фактически к полному развалу этой партии. На Донбассе сегодня уже совсем другие силы влияют на ситуацию, а она могла развиваться по другому направлению. А о коррупции или Семье я точно так же знал из телевидения. Виктор Федорович говорил: «Да вы что, я тут нищий».

— Как вы оцениваете шансы Партии регионов на досрочных президентских и возможных парламентских выборах?

— Мы видим, что социология показывает очень низкий рейтинг партии в Харькове, Запорожье, Днепропетровске, а на Донетчине вообще непонятно кто руководит. Я уже раньше говорил, когда ПР проиграла Ющенко, что будущее партии — это 4%. Но потом, когда начался скандал «Ющенко-Тимошенко», Партия регионов поднялась до 30%. Сейчас — не хочу давать прогнозы. Тигипко ушел из партии, а у Добкина нет такой харизмы на общенациональном уровне. Не срабатывает и второй русский язык. На кого сейчас рассчитан этот лозунг — Донецк, Луганск? Да, мы видим, что там происходит. Нет креативных идей и лидера в Партии регионов. Избиратели сегодня распределяют вину за то, что происходит в государстве, на две политические силы — на ПР и «Батьківщину», Януковича и Тимошенко. Так в истории и останется, что эти два лидера наделали много беды для нашего государства.

— ПР тесно контактировала с Россией. Как вы думаете, почему сегодня так получилось, что Россия фактически ведет против нас войну? 

— У нас были партнерские отношения не только с «Единой Россией», но и с Социал-демократической партией Европы. А что касается России — мы что, не знали, как она будет себя вести? Это ее идеология — присоединять другие земли, потому что она так развивается. Мы же должны что-то противопоставить. Я объездил всю Украину. Выступал и в Донецке, и во Львове, где говорил: «Уважаемые, если мы знаем историю, то что нам делить: в Донецке 90% семей имеют украинские корни, и во Львове 90% семей имеют украинские корни? И сейчас все мои друзья в Донецке, когда задаешь этот вопрос, говорят: так у нас или жена, или бабушка... украинцы. Украинство — могло бы быть серьезной идеологией, которая бы могла противостоять российской идеологии. Но государство этим не занималось вообще. В течение всех этих лет только то и делали, что дерибанили страну. В сознании людей — кто мы такие, куда идем, как относимся к нашим соседям — полная «каша». Россия пользуется этим, более того — подпитывает «Русский мир», который в действительности и не является «Русским миром». Нам нужно строить и пропагандировать свою идеологию. Я считаю, что нужно говорить об объединительных вещах. Например, мы сейчас в Острожской академии в рамках проекта «Украина: история великого народа» будем презентовать культовую картину «Крещение Украины-Руси». Это объединительная вещь. Но вы думаете, кроме небольшого круга людей, это кому-то интересно? У нас очень мало людей, которые думают о государстве, потому мы и имеем такие результаты сегодня.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ