Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партвожди и местные советы

15 августа, 1996 - 19:26

По сложившейся системе депутат обречен на унизительную роль «кнопкодава», Особенность положения депутата областного совета Михаила заключается в том, что он — беспартийный. «Ко мне обратились от областной организации партии «Батьківщина»: мол, не имею ли желания потрудиться на благо территориальной общины края? Я принял предложение», — рассказывает Михаил Николаевич о том, как стал депутатом. Он — председатель Хмельницкого союза предпринимателей и промышленников. Следовательно, общается с избирателями. Еще — известный в крае меценат, благотворитель. Авторитетный человек. Дело же в том, что пропорциональная система выборов в местный совет предусматривает формирование избирательных списков не только из откровенных сторонников той или иной политической силы, а после этого и ее программы и устава. В списках и те, кто собственной персоной их якобы «украшает», и те, кто готовы за депутатский мандат поддержать партию материально, а также конъюнктурно подобранные чиновники, которые всегда наготове, чтобы без всяких сомнений проголосовать за «нужное» решение. «То есть: чтобы только производил (производила) хорошее впечатление на электорат в период предвыборных соревнований», — говорит Михаил НЕМОВ.

— Речь идет о трудностях с составлением избирательных списков?

— Речь — не о списках и не о тех, кто их составляет, и также не о тех, кто в них вписан. А о досадном явлении. В селах, поселках, городах много проблем, которые годами не решаются. Убедительный факт — систематическая блокада движения на транспортных магистралях областного центра по той или иной причине. Чаще всего — из-за того, что под окнами граждан, не спросив их разрешения, как надо бы, начинают новое строительство. На том месте, где должны бы быть детская, спортивная, хозяйственная площадки. К сожалению, часто у людей нет другой возможности для того, чтобы привлечь внимание к недостаткам, созданных умышленно или случайно их же избранниками. Поэтому им остается только одно — выйти на оживленную дорогу. Почему такое стало возможным? Избирая, люди обращают внимание, прежде всего, на фамилию лидера политической силы, от которой «идут» в раду кандидаты в депутаты. А на что же еще ориентироваться остается?! И кто они, те кандидаты?!

— Говорите, что избиратель покупает, как говорят в народе, кота в мешке? По-видимому, для того, чтобы впредь такое не происходило, партячейки должны идти на выборы с открытыми списками, обеспечивать полную гласность до и после волеизъявления.

— Возможно. Однако вряд ли это спасет идею цивилизованного местного самоуправления. По собственному досадному опыту знаю точно, что депутат лишен права на личную позицию, на свое «отдельное» мнение. Он обязан голосовать только так, как считает нужным его фракция. То есть по указанию «партверхов». И это часто приводит к субъективным, предубежденным решениям, а то и к перераспределению собственности. Подчеркиваю: такая унизительная роль отводится депутату не только во фракции БЮТ, но и во фракциях всех других политических сил, представленных в том же областном совете. И касается это не только областной, но и всех городских, районных советов. Как когда-то, так и теперь: «колебайся» вместе с партийной линией! А не будешь «колебаться», то тебе об императивном мандате напомнят — жди осуждения от парттоварищей. При пропорциональной системе выборов депутат обречен на эту унизительную роль — только жать именно на ту кнопку, на которую тебе укажет партия. Общественность уже увидела, что к чему, публично призывает депутатов, чтобы служили верой и правдой избирателям, а не своим партийным вождям. Но ведь как им, депутатам, это делать?.. Уже стало заметным и в областном, и в городских и районных советах: тот или иной лидер прибывает на сессию, когда рассматривается вопрос, касающийся его бизнесовых интересов. Или земельного участка, или месторождения полезного ископаемого, или недвижимого объекта. И контролирует, чтобы фракция дружно проголосовала «правильно». Потому что «есть такое мнение». Когда же его вопрос решен, демонстративно покидает сессионный зал. Кстати, именно в столичных партийных офисах часто решают, кто должен руководить местными советами. С надеждой на плодотворное сотрудничество в перспективе с тем, кому выявлено «высокое доверие». Пропорциональная система имеет еще один существенный недостаток. По- видимому, помните, как было при мажоритарной системе. Человек из далекого села знал фамилию, имя и отчество депутата, избранного по его избирательному округе. Значит и знал, к кому именно обратиться со своим вопросом. И депутату было известно, на какой территории ему выявили высокое доверие. То и делал что-то для своего избирательного округа, отвечал на обращения, инициировал добрые дела для своих избирателей. А что же теперь имеем? Ничего. Связь потеряна. В областном совете преобладают люди из областного центра. Большинство — предприниматели или чиновники.

— И тогда не все депутаты помнили, кому и чем обязаны. Разве нет? Что же вы предлагаете?

— Всяко бывало. Но в следующий раз его шансы стать депутатом были минимальными. Нынче, по моему мнению, нужно вернуться или к мажоритарной системе, или хотя бы к смешанной — мажоритарно-пропорциональной. Известно, далеко не все в прошлом было совершенным, совершенным. Поэтому следует глубоко проанализировать прошлую практику, сделать соответствующие выводы. В частности, для того, чтобы депутат не забывал ни на мгновение, кому и чем обязан за доверие, необходимо упростить против прежней, процедуру его отзыва из рады. В конечном счете, я только обозначаю остроту вопроса, а о том, как его решить мудро и эффективно, обязаны думать законотворцы. А прежде, чем решить, должны услышать голос людей, практиков и учесть этот голос. Чтобы был совершенный механизм принятия решений на местном у ровне, чтобы результативными были ответы «слуг народа» на обращения избирателей, деловым — реагирование соответствующих инстанций на запросы самих депутатов.

— На одной из сессий вы, Михаил Николаевичу, помнится, обратились аж с пятью депутатскими запросами.

— Что с того?! Большинство запросов зависает в воздухе. На них элементарно отписываются.

— Следовательно, вы ратуете за существенные изменения в системе выборов в местные советы?

— Не только. Необходимое «раскрепощение», то есть реформирование местного самоуправления. Чтобы лозунг «вся власть — громадам!», наконец, приобрел практическое значение. Считаю, что Киеву нужно оставить только вопросы общенационального характера — безопасности, обороны, внешней политики, государственного бюджета, топливно- энергетического комплекса. А все другие вопросы следует решать на местах. Только не так, как сейчас решаются. В частности, только Сатанивский поселковый совет должен получить право на то, чтобы определить, кому и на каких именно условиях эксплуатировать скважину. И чтобы тамошняя громада имела возможность проконтролировать, правильно ли решили ее избранники, как выполняется каждый из пунктов этого ответственного решения. Уверен, что как раз в таком случае людям, которые волей судьбы оказались около месторождения лечебной воды, не пришлось бы много и напрасно говорить о том, что в курортном поселке разбиты дороги, что не работает водопровод отсутствуют нормальные очистные сооружения, что донимает безработица и прочее. Государство обязано дать им законное право на организацию достойной жизни на своей территории. И так — в каждом населенном пункте, на территории которого, конечно же, есть возможности для социально-экономического развития. Если не целебная вода, то плодородная земля или и плодородная земля, и полезные ископаемые, или исторические памятки... Подольская земля богатая...

— А кто, образно говоря, пожинает щедрые плоды этой земли?

— К сожалению, только не тот, кто на ней добросовестно работает. Мне, как председателю Хмельницкого союза предпринимателей и промышленников, чуть ли не ежедневно приходится слышать от негодующих людей о тотальной коррупции на всех уровнях. Куда, рассказывают, не обратился бы, везде требуют взятку. За справку, за разрешение, за согласование, за то, что ты «просто» предприниматель... Вымогатели без зазрения совести называют «цену вопроса». Уже давно на все есть «прейскурант». Чем выше ранг бюрократа, тем дороже его «услуги». Есть «прейскурант» и на то, чтобы вороватому чиновнику избежать ответственности, остаться на «рабочем посту». Все сходит из рук. Потому что прилипает к другим. Создалась система круговой поруки. Зачем, мол, учиться в престижном ВУЗе, если можно купить диплом, а потом и должность? Ну, а потом, как говорится, «отбивают» израсходованные деньги. Такая, к сожалению, система сложилась. Есть с кого «пример» брать. Безнаказанность плодит преступления. И все мы молчим. Мол, моя хата скраю. Вот где причина беды-бедствия. В этому же ряду и рейдерские атаки на коммунальные предприятия, то есть — на собственность всей громады. К сожалению, депутат, который понимает, что и к чему, ничего не может противопоставить этой беде.

— Теперь, в ходе предвыборной гонки, обещают лишить народных депутатов неприкосновенности. Так, говорят, избавимся от коррупции в парламенте, а потом и в обществе.

— Хотелось бы верить, что будет именно так. Но кому же верить?.. Фактически замалчивается дело о дерзком, жестоком избиении головы Хмельницкого райсовета Александра Зинчука. Это — не бытовое преступление. Пострадавший считает, что, выполняя служебные обязанности, задел чьи-то финансовые интересы. Вон сообщают через все средства гласности о запланированной встрече. Люди с надеждой, что услышат что-то стоящее, идут на площадь, а там их ждет большое разочарование: лидер... не прибыл. Без какой-либо уважительной на то причины. Но шоу с высокооплачиваемыми звездами все-таки состоялось. За счет разочарованной публики. Нам не помешало бы научиться уважать друг друга, а, прежде всего, нужно уважать самого себя. Следовательно, одно из самых первых заданий для нового парламента — реформирование местного самоуправления. Следует создать такую правовую систему, при которой всю полноту власти на своей территории получили бы громады. Чтобы депутаты местных советов служили избирателям, имели свою позицию и отстаивали ее, а не были бы, волей злой судьбы, «кнопкодавами», удовлетворяя интересы своих партийных вождей, а то и личные. И очень нужна реформа судебной системы. Возможно, спасем ситуацию, если служителей Фемиды будем избирать. Считаю, что следует развернуть публичное, неравнодушное обсуждение всех накопившихся проблем, вместе определиться относительно того, как от этих проблем избавиться, а после того потребовать законодательных решений. Беседу вел

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ