В круговороте событий прошлой недели — веб-встреча представителей местного самоуправления базового уровня Польши и Украины. С украинской стороны в таком общении приняли участие Сосницкая (глава — Андрей Портный), Менская (секретарь — Юрий Стальниченко), Батуринская (заместитель главы — Александр Козловский) ОТГ, а с польской — Пильзно (бургомистр — Ева Голембиовска) и Бжостек (бурмистр — Войцех Станишевский). В прошлом году указанные местные самоуправления подписали договоры о сотрудничестве и теперь пытаются развивать его в соответствии с обстоятельствами. Также во встрече принял участие глава Ассоциации гмин бассейна реки Вислока Анжей Чарнецки (одновременно — депутат городского совета гмины Ясло), в которую упомянутые гмины входят.
Тема понятна — как польские гмины и украинские громады живут в условиях карантина, преодолевают этот вызов, отдельно — как праздновать Пасху. Выяснилось, что по алгоритму развития (но не времени) ситуация в наших странах в значительной степени похожа. В конце марта — начале апреля в Пильзно, Бжостка и Ясло, как и многие другие гмины, вернулись польские заробитчане из Великобритании, Германии, Италии. Государство обязало их пройти (за свой счет) самоизоляцию в течение 14 суток. И теперь — своего рода состояние ожидания. А до Бжостка волна COVID-19 уже докатилась — здесь выявили одного инфицированного жителя, который работает в соседней больнице, а потом еще троих. Поэтому улицы польских населенных пунктов пусты. Работают только продовольственные магазины, аптеки, заправки. Не сразу, но правительствам гмин удалось убедить своих земляков оставаться дома. Сложнее всего было с непоседливой молодежью, но теперь и она ведет себя очень ответственно. Ответственность — это слово очень часто звучало во время разговора. Между прочим, лозунг сидеть и работать дома может распространяться даже на бурмистров (мэров).
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Правда, все же ограничения в Польше выглядят несколько гибче для граждан. Скажем, введя ограничения для людей старшего возраста, тут же выделили для них 2 часа для закупок. Учреждения образования, культуры, спортивные не работают. Общественный транспорт опустел процентов на 70%, но при необходимости воспользоваться им можно — перевозчики работают. Советы гмин принимают решения в поддержку малого бизнеса и устанавливают для него льготы, а также стимулируют к изменениям форм деятельности — в соответствии с обстоятельствами в изменившихся условиях. Интересна реакция среднего бизнеса — фактически все большие, прежде всего сетевые магазины, по собственному почину перешли на двадцатичетырехчасовой режим работы. Чтобы избежать наплыва покупателей. Есть ограничения по численности их одновременного пребывания в торговом зале. Конечно, в масках.
Большие средства гмины направляют на помощь медицине и другие противокоронавирусные мероприятия. Впоследствии национальное правительство обещает компенсировать (по крайней мере частично) целевые расходы местных бюджетов, но пока речь идет о преимущественно местных финансах.
ФОТО РЕЙТЕР
И тут разительное отличие с ситуацией в Украине — совпадение ограничительных мер и второго этапа медицинской реформы выглядит крайне опасно. Сопровождается она изменениями в формах собственности и источниках финансирования. В результате выяснилось, что украинцев беспокоит не только оснащение учреждений здравоохранения (здесь как раз ожидаются положительные сдвиги), а ответ на вопрос — кто и сколько заплатит медицинским работникам за апрель, май? Что касается поддержки бизнеса — предыдущие решения центральной власти фактически лишили украинские органы местного самоуправления такой возможности, а уменьшение деловой активности привело к падению налоговых поступлений в их бюджеты в разы. То есть мы перешли в режим выживания.
У поляков несколько иной предмет беспокойства, а именно: совпадение пандемии и президентских выборов — первый тур голосования запланирован на 10 мая. Ведь даже в условиях частичного введения дистанционного голосования все равно без собраний людей обойтись невозможно. Вероятно, решение подобной проблемы украинцев ждет осенью — во время местных выборов.
А вот с празднованием Пасхи наши западные друзья уже определились — костелы будут работать как обычно (впрочем, они и сейчас открыты), но от епископата поступило жесткое предписание — более пяти в культовом помещении не собираться. Такого рода указания Костела не обсуждаются — и прихожане и священники их неукоснительно соблюдают, никого и ни в чем убеждать не надо. Абсурдных при нынешних обстоятельствах призывов не нарушать традиций не слышно. В отличие от Украины, где такого рода безответственностью страдают, прежде всего, священники Московского патриархата.
Поэтому прихожане Пильзно, Бжостка, Ясли, других гмин в костелы в основном не пойдут, будут оставаться дома и примут участие в службе с помощью местного телевидения — все они настроились на прямые трансляции. Таинства, в том числе — освящение пасхальных корзин, проходит дистанционно. Праздничный стол будет накрываться только для жителей дома (квартиры) — никаких визитов родственников и друзей. Собственных похождений тоже, так же — обливаний в поливальный понедельник и обмена пасхальными яйцами. Разве что виртуально. К чему призывают и украинцев.