Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Патриотизм по-львовски

26 августа, 1998 - 00:00

Корреспондент «Дня» решила узнать, чем является патриотизм для различных групп (политических, национальных, социальных) населения Львова, своеобразного символа национализма и патриотизма.

Народный депутат Украины, председатель львовского обкома партии Александр Голубь: «Это любовь к родине, народу, вера в его будущее; но вера, не имеющая ничего общего с громкими словами. Если говорить о таких вещах слишком много, это может показаться неискренним. Лучше всего патриотизм постоянно доказывать на практике».

Заместитель председателя областной организации УРП Игорь Кравчук считает: «Патриотизм — это мое личное стремление устроить мир вокруг себя так, как это мне нравится. И, конечно, несмотря на личные интересы, это понятие объединяет нацию, народ». Заместитель председателя львовского отделения Общества украинского языка им. Т.Шевченко «Просвіта» Юрий Грицеляк по-философски отнесся к вопросу и отвечал менторским тоном: «Есть понятие большого и малого патриотизма. Мы будем рассматривать большой патриотизм, как любовь к родному языку, уважение к предкам (от латинского «патриа» — родина)... Малый есть у каждого, но его нужно рассматривать через лупу. Человек должен дорасти до большого, только тогда он будет считаться полноценным членом общества».

Председатель Общества русской и украинской культуры (бывшего Общества им. А.Пушкина) Валерий Кравченко: «Наверное, это, в первую очередь, пламенная любовь к родной земле и желание видеть ее свободной, демократической... в сотрудничестве с братскими государствами и такая же пламенная ненависть к ее врагам».

Зато заместитель председателя Союза украинок Ростислава Седак устремляет патриотизм в другое русло и четко убеждает: «Нужно воспитывать нашу гражданку-украинку так, чтобы она могла защитить семью, землю и ни в коем случае не была наблюдателем».

Так считают сами украинские хозяева. А этнические меньшинства, которые издавна живут во Львове и, так сказать, пустили корни? Чем для них стала эта земля... У членов немецкого общества «Дойчес Гайм» наш вопрос вызвал целую дискуссию. «Это взаимная любовь правительства к народу и народа к правительству. Для нас, выходцев из Германии, это — сохранение национальной культуры, традиций. Главное, что немцы не обворовывают Украину. Ее обворовывают сами украинцы, а немцы компостируют билеты в трамваях. Украинец ему говорит: ты что, глупый? А немец в ответ: я хочу, чтобы моя семья жила по законам государства, в котором она живет. Зачем тогда что-то говорить о патриотизме?»

Польский вопрос стоит во Львове намного острее, чем где-либо. Потому что полякам не хочется отказываться от города, который так много лет они считали частью Речи Посполитой. Тем полякам, которые живут в Польше. А польское меньшинство нашего города менее категорично. Для членов Общества польской культуры Львовщины патриотизм — это «любовь к городу, в котором родился. И где бы в Польше мы ни были, всегда подчеркивали свою любовь ко Львову. Это, как говорится, местный патриотизм. Если бы жили в Варшаве или в Кракове, вопрос стоял бы иначе, но здесь поляки являются национальным меньшинством, и поэтому мы просто любим Львов».

Львовяне о патриотизме

Чтобы наблюдать за любительской игрой львовян в жизнь, не нужно снимать крыши, как это сделал хитрый бес в произведении средневекового писателя. Достаточно просто пройтись по львовскому «бродвею» — стометровке перед «гранд-опера». Здесь имеют привычку собираться неуравновешенные ультраправые (так называемая «клюмба»), пенсионеры (чтобы поиграть в шахматы), «девушки» легкого поведения с вполне определенной целью, и множество неординарных личностей.

Молодой «маугли» из львовского «колюмбария» дал определение: «Патриотизм — это когда зарезать москаля или жида». Ответ, в общем, наподобие тех, которыми издавна пугают «схиднякив», и который услышать можно разве что из уст псевдопатриотических зомби.

Опытная «клюмба» сначала поинтересовалась, из какого мы издания. А не услышав ожидаемого «За вільну Україну», просто прогнала прочь.

Две молоденькие (и, к нашему удивлению, умные) девушки считали, что «такого понятия сейчас просто нет. Не во что верить. От государства нет никакой благодарности, так в чем тогда смысл существования? Не осталось ничего святого, разве что для больных идеализмом...»

Принимая во внимание такой спектр трактовок, дабы завершить полемику, мы обратились в мэрию. Но «отца» города Льва господина Василия Куйбиду поймать просто не смогли, учитывая его полную занятость. И это, очевидно, тоже можно назвать патриотизмом. Исключительно «мэровским».

Алина СЕМЕРЯКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ