Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пенсионная революция

13 августа, 2003 - 00:00

Лед, господа работодатели и наемные рабочие, тронулся. Пенсионная реформа вступила в активную фазу. В минувший четверг Президент Леонид Кучма подписал Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении». И теперь, с 1 января 2004-го, украинцы, если на то будет их воля, смогут пользоваться услугами негосударственных пенсионных учреждений. Иначе говоря — соответственным образом зарегистрированных и лицензированных юридических лиц, имеющих статус неприбыльной организации и осуществляющих свою деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов и дальнейшего управления этими активами, дабы в будущем (параллельно с солидарной и обязательной накопительной системами) обеспечивать старость тем, кто не побоялся инвестировать в нее деньги в молодости.

НАЗРЕЛО

На уже упомянутый нормативный акт и Закон «Об обязательном государственном пенсионном страховании» в Министерстве труда и социальной политики возлагают большие надежды. Министр Михаил Папиев считает, что их утверждение позволит начать реформирование пенсионной системы в соответствии с лучшими мировыми стандартами. И реформа, не ровен час, «даст возможность не только обеспечить достойную старость человеку труда, а и, по большому счету, — быть уверенным в своем будущем».

Аналитики по этому поводу давно просчитали, что в 2040 году на 1000 трудоспособных граждан Украины будет приходиться более 700 пенсионеров (для сравнения — в позапрошлом году соотношение было 1000 к 410). Причем, следуя демографическим расчетам, число заслуженно отдыхающих может превысить к этому времени число плательщиков в Пенсионный фонд на 10%.

Если взять во внимание еще и тот факт, что сегодня по выходе на пенсию в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении» человек автоматически теряет, в среднем, две трети своего дохода (увеличившиеся в июле этого года параметры заботы о пенсионерах — от 50 до 200 грн. — как ни крутило бы правительство, все равно ниже прожиточного минимума), то становится абсолютно очевидно, что без реальных шагов по реализации Концепции социального обеспечения населения Украины (принятой, кстати, десять лет назад), даже самые исправные налогоплательщики будут вынуждены строить благополучие своего преклонного возраста отдельно от государства...

Словом, откладывать пенсионную реформу в долгий ящик стало невозможно. Во всяком случае, эксперты из Министерства труда и социальной политики утверждают, что существующая система пенсионного обеспечения, еще раз подчеркнем, в ближайшее время просто перестанет справляться с возложенными на нее функциями. Точнее, если все оставить без изменений, то через 10 лет размер пенсионных отчислений из фонда заработной платы предприятий можно будет «с успехом» увеличивать с 32 до 74%.

ТРИ УРОВНЯ

9 июля народные депутаты большинством голосов (357 — «за») решили, что система пенсионного обеспечения в Украине будет состоять из трех уровней: обязательного (солидарная система), добровольного (негосударственного пенсионного) и добровольно-принудительного (накопительная система). Не будем утомлять читателя тонкостями не столь принципиальных изменений в солидарной системе пенсионного обеспечения. По сути, она копирует действующую ныне, обеспечивая выплату пенсий за счет платежей работодателей и наемных рабочих в Пенсионный фонд. Обратим внимание лишь на то, что ставки пенсионных платежей, в соответствии с принятым Законом, Верховная Рада будет утверждать каждый год вкупе с государственным бюджетом. Руководствуясь при этом актуарными расчетами или, проще говоря, прогнозами и финансовым анализом последствий функционирования обязательного пенсионного страхования.

А вот на накопительной системе, ввиду того, что это явление для Украины новое, стоит остановиться подробнее. У каждого работающего, которому до выхода на пенсию осталось от 10 до 20 лет, хочет он того или нет, появляется персональный пенсионный счет, на который перечисляется «актуарно» вычисленная часть его валового, еще не обложенного налогами, дохода. После достижения гражданином пенсионного возраста из этого счета ему выплачивается пенсия, размер которой зависит, соответственно, от тех средств, которые на этом счету имеются.

Наконец, третий уровень... Любой желающий может открыть собственный счет в негосударственном пенсионном фонде, страховой компании или банке, посредством которого, выйдя на пенсию (женщины — 55 лет, мужчины — 60), получать дополнительную, фактически не зависящую от государства пенсию. Типологически соответствующий Закон выделяет три вида таких фондов: открытые (созданные юридическими лицами при участии граждан), корпоративные (созданные работодателями и наемными рабочими) и профессиональные (созданные объединениями граждан или юридических лиц, связанных по роду деятельности). Заметим, что субъектом права собственности счетов в фондах такого рода является исключительно человек, добровольно перечисляющий на него деньги. Тогда как распоряжаться этим финансовым ресурсом будет непосредственно Фонд.

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ...

Теоретически три уровня пенсионной системы — штука достаточно прогрессивная. Соответствующая, так сказать, европейским стандартам и политическому выбору Украины. Ее инициаторы полагают, что только на первых двух совокупные усредненные размеры пенсионных выплат увеличатся до 55 — 60% от средней заработной платы (сейчас они составляют порядка 35%). Дело в том, что накопительная система, среди прочего, предусматривает возможность инвестирования собранного на обязательные персональные счета финансового ресурса. Это, с одной стороны, само по себе является бизнесом. С другой — косвенно может повлиять на рост отчислений в Пенсионный фонд. То же самое можно сказать и о пользе, которую могут принести экономике финансовые потоки негосударственных пенсионных фондов. И живи мы, скажем, в Швейцарии, мы бы обязательно об этом сказали уверенно. Однако в Украине есть целый ряд «однако»...

Отечественный опыт управления аккумулированными, абсолютно ликвидными финансовыми активами, испарившимися не так давно, чтобы об этом можно было забыть, у некогда доверчивых советских граждан, очевидно, ставит под вопрос саму перспективу пенсионной реформы (как минимум — ее третьего уровня). Безусловно, законодатель предусмотрел достаточно для цивилизованного государства элементов защиты денег участников НПФ. Но когда, скажите, участие рядовых граждан в Совете фонда (определяющего направление инвестиций) было помехой для не совсем целевого использования средств? А то, что управление активами НПФ по закону может осуществлять только «лицензированная» компания с опытными финансовыми менеджерами, совсем не гарантия отсутствия рисков в нашей «полурыночной» экономике. Радует, правда, что физическим управлением денег потенциальных пенсионеров будет заниматься уполномоченный банк. Однако и тут очень вероятно, что вкладчики, скажем банка «Украина», вряд ли станут доверять свою старость кому бы то ни было.

Список гарантий и украинских реалий можно было бы продолжить. А значит — перевести изложение сути пенсионной реформы в политическую плоскость (левая сторона украинского парламента, как известно, не поддержала пенсионные новации правительства). Особое беспокойство у приверженцев марксистско-ленинской политэкономии, к слову, вызывает «приватизация Пенсионного фонда». Потому что формально персональные накопительные счета (второй уровень) предполагается разместить в Накопительном пенсионном фонде (внебюджетная структура, созданная ПФ), а фактически — в уполномоченном банке-хранителе. Откуда выигравшая тендер компания по управлению активами сможет эти активы направлять куда ей заблагорассудится в рамках законодательства. А менее рискованное вложение, чем в государственные ценные бумаги, в Украине с ее недоразвитым фондовым рынком, между прочим, отыскать сложно. Не нарушать же правила честной конкуренции, поддерживая избранные предприятия? Или, может статься, выгоднее размещать пенсионные накопления в островных государствах? Так ведь уже было с золотовалютными резервами, и никакие гарантии тогда, как известно, не помогли... Но это — только очень похожие на правду домыслы. Можно сказать — «волки», опасаясь которых, Украина еще долго будет вынуждена обходить цивилизованный европейский «лес» стороной.

... ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ

Строить прогнозы в отношении перспектив пенсионной реформы — дело сложное и, что можно сказать не только об этом благом начинании нашего государства, неблагодарное. Эмпирически для того, чтобы реформа удалась, есть все организационные основания. Создана комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, которая будет контролировать деятельность НПФ. Приняты законы о борьбе с «грязными деньгами», которые позволяют не допустить масштабных злоупотреблений на втором уровне пенсионной системы. По информации Пенсионного фонда, на 01.04.2003 в центральной базе данных в системе страхового персонифицированного учета было открыто более 25 млн. персональных дел. А сама система была внедрена во всех 732 райотделах Фонда.

Однако со всей ответственностью можно утверждать, что главная угроза для эффективности пенсионной реформы находится в совершенно иной плоскости, нежели «трастовые» воспоминания населения и «форс-мажоры» с использованием обязательных отчислений (хотя если, не дай Бог, что, то это просто поставит окончательный крест на вере в рыночные преобразования). Проблема даже не в относительно низком уровне зарплат в Украине (доходы, судя по тридцатипроцентным темпам роста денежной массы, у нас в экономике гораздо выше, чем официальные). А в том, что без разумной налоговой реформы ни один работодатель не станет увеличивать фонд заработной платы, из которого производятся основные отчисления в Пенсионный фонд. Чтобы не быть голословным — в одном из последних исследований Института экономического прогнозирования НАН Украины говорится, что объемы неофициального фонда оплаты труда во всех отраслях экономики составляют 30%. И тут простым снижением налоговых ставок, без изменений в методологии начисления поборов правительству не отделаться. Если, конечно, пенсионная реформа в Украине — это всерьез и ненадолго.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ