После завершения затяжной президентской кампании ситуация в Украине кардинально изменилась. Мы сегодня наблюдаем небывалое единство депутатского корпуса, готовность поддерживать не только процесс формирования правительства, но и его действия. Парламентарии 4 февраля показали свою решимость отображать волю избирателей и поддерживать новую властную команду. Действительно, Юлия Тимошенко — эффективный и опытный управленец, готовый на жесткие и порой непопулярные меры. На мой взгляд, не случайно Кабинет Министров получил возможность работать без угрозы отставки со стороны Верховной Рады в течение года. Однако я уверен, что сегодня нужны еще более эффективные и ответственные шаги. Но сначала я хотел бы коснуться событий нашей недавней политической истории.
Общеизвестно, что любое развитое демократическое государство стремится к эффективному воплощению принципа разделения властей и максимальной демократичности общественной жизни. Хочу напомнить, что политическая реформа или процесс внесения изменений в Конституцию изначально задумывались как сдерживающий фактор, способный не допустить победы Виктора Ющенко в президентской гонке. Тогдашняя власть перехватила инициативу «нашеукраинцев» в деле реформировании системы власти ради сохранения сложившегося за 10 лет политического режима. Вместо принятия новых законов о выборах о Президенте Украины, о Кабинете Министров была запущена схема разрушения жесткой вертикали власти, сделана ставка на размывание единого центра власти. Проголосованное в декабре 2004 года пакетное соглашение, подразумевавшее разблокирование запутанной ситуации и преодоление политического кризиса, реанимировало уже практически похороненные положения о внесении изменений в Конституцию Украины. В итоге самое позднее с 1 января 2006 года политическая реформа позволит говорить о существовании нескольких параллельных центров власти. Действительно, эта схема соответствует классической политической традиции в Европе. Однако хочу напомнить о других особенностях ситуации в нашей стране.
Перед Украиной стоит задача обеспечения собственного достойного места в меняющемся мире. Нельзя переоценивать стремление Европейского Союза интегрировать Украину в свои ряды и недооценивать значение сильной и независимой Украины для стабильности на постсоветском пространстве. Судя по выступлениям Президента и премьера 4 февраля, во время утверждения Юлии Владимировны на посту главы правительства, украиноцентричные настроения в мире имеют под собой реальные основания. Пора трезво признать, что оранжевая революция подарила шанс совершить энергичный рывок вперед в собственном развитии. Украинцы получили возможность совершить преобразования, подобные тем, что пережили в конце 80- х годов прошлого века страны Центральной Европы. Впрочем, я не исключаю, что преобразования у украинцев будут глубже и качественнее, такой уж мы народ — основательный и умеющий работать. Миллионы наших сограждан своими действиями сумели поломать практику управляемой демократии в СНГ. Однако не стоит пренебрегать возможностью извлекать уроки из ошибок наших соседей.
Во многих странах Центральной Европы экономические преобразования оказались приостановленными или неполными из-за того, что наблюдались серьезные противоречия между законодательной и исполнительной властью или существовали параллельные влиятельные центры принятия решений. Украина, у которой есть масса объективных и субъективных сложностей процесса дальнейшего развития, сегодня не может позволить себе роскоши раздвоения центров власти. Для осуществления эффективной политики нужна сильная властная вертикаль, фигуранты которой не просто являются политическими соратниками, но и доверяют друг другу. Нужна качественно новая система подготовки кадров, способных адекватно решать поставленные перед ними задачи, стратегически мыслить, а не просто слепо выполнять поручения.
Есть и еще один момент. За годы независимости в Украине были апробированы мажоритарная и смешанная системы парламентских выборов. Мажоритарная позволила прийти в законодательную власть представителям национальной буржуазии, смешанная — помогла стимулировать процесс становления политических партий. Согласно принятому в марте прошлого года закону о выборах народных депутатов, пятый созыв Верховной Рады будет формироваться на пропорциональной основе. На мой взгляд, это одна из главных причин, по которой введение в действие положений политической реформы необходимо отложить еще на четыре-пять лет. Нам пока неизвестно, к каким политическим последствиям приведет формирование законодательного органа на основе избирательных списков партий и блоков, настолько ли сильны наши партии. Ответ на этот вопрос мы получим только весной следующего года. К тому же в Украине по итогам президентских выборов фактически сформирована коалиционная исполнительная власть. Однако эффективность ее действий уже сегодня отравлена ядом недоверия между Президентом и премьер-министром. Думаю, сегодня никто не рискнет предположить, как же будут развиваться отношения между двумя харизматическими политиками, стоящими сегодня на вершине властной вертикали. Вчерашние соратники, сопредседатели коалиции «Сила народа» оказываются в ситуации перераспределения своих полномочий. Конфликтный потенциал в отношениях между двумя лидерами оранжевой революции вряд ли пойдет на пользу стране и системе государственной власти.
О несовершенстве положений поспешно скроенной политической реформы сказано уже довольно много. Не буду повторяться, лишь замечу, какие политические шаги, на мой взгляд, необходимо предпринять уже в ближайшее время. Это внедрение пропорциональной системы формирования представительской власти, позволяющей сделать украинские партии реальной общественно-политической силой. Это принятие закона «О Кабинете Министров», дающего возможность превратить министров в политических игроков, способных отстаивать не только позиции партий, делегировавших их во власть, но и государственные интересы. Но я категорически настаиваю на необходимости отложить введение в силу законопроекта 4180 до начала полномочий парламента шестого созыва и призываю коллег- парламентариев принять соответствующее решение.
Понимаю, что моя позиция может показаться стремлением использовать политическую конъюнктуру, однако уверен в том, что придуманная как ограничитель президентской власти политическая реформа не должна стать палкой в колесах экономического и общественного развития Украины. У нас есть уникальный шанс на волне общественного подъема добиться кумулятивного эффекта экономического роста и мощным рывком догнать наших центральноевропейских соседей. И мы не должны его использовать нерационально.