ПЕТР ПОРОШЕНКО
О лидере партии и депутатской группы «Солидарность» Петре Порошенко можно сказать, что это — представитель нового поколения украинских политиков, которое станет куда более заметным после следующих парламентских выборов. Он — из тех, кто уверен в себе, и твердо знает, чего хочет. И более того, он явно знает, что сегодня нужно государству.
— Как бы вы оценили уходящий год и чего ожидаете от года 2001-го?
— Этот год был очень непростым — не зря говорят, что високосные годы тяжелые. Но мне почему- то кажется, что следующий год обязательно будет хорошим. Потому что сейчас период определенной экономической стабильности. Впервые мы намерены поднять реальную, а не номинальную зарплату. Впервые мы уверены в росте объемов производства.
Поэтому я хотел бы пожелать всем и себе спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Уверенности в том, что этот день будет хорошим.
— Какие задачи, на ваш взгяд, первоочередные для страны в будущем году?
— Прежде всего, речь идет о необходимости принятия нормального налогового законодательства — такого, которое прежде всего защищало бы отечественного производителя. Я считаю, что элементом защиты производителя должна стать и защита внутреннего рынка, внедрение в жизнь тех социальных программ, которые позволят создать в нашей стране сильный средний класс — опору любого развитого демократического общества. О достижении этой цели можно будет говорить, когда больше половины граждан Украины станут получать высокую стабильную зарплату.
Ведь только тогда энергоемкость нашего рынка в сочетании с высокой платежеспособностью населения поднимет, во-первых, нашу промышленность, а во-вторых, сделает Украину центром притяжения иностранных инвестиций и потенциальным привлекательным членом для международных союзов, в том числе и для ЕС. Тогда не надо будет никого упрашивать принять нас в ту или иную структуру — они сами будут в этом заинтересованы как в стране с 50 миллионным населением, способным приобретать товары, и тем самым поддержать любую промышленность.
— Как этого достичь?
— Нужна и справедливая социальная политика в виде социально ориентированного бюджета, и прекращение зачетных и бартерных схем, и стабилизация ситуации в энергетике, и ликвидация позорного явления — задолженности по пенсиям и другим бюджетным выплатам. Я абсолютно убежден, что у Украины сегодня есть уникальный шанс, чтобы проскочить через феодальную раздробленность к цивилизованному государству, где человек имеет право и возможность заработать себе на достойную жизнь.
Что делают с предприятием, которое находится в кризисном состоянии? Находят команду толковых менеджеров, которые способны быстро вывести его из кризиса и сделать прибыльным. Сегодня команда таких менеджеров нужна в государственных масштабах.
— Действительно ли в Украине наступают перемены к лучшему?
— Давайте бросим беглый взгляд на самые заметные экономические события последнего времени. Это и конкретные усилия по совершенствованию налогового законодательства, и принятие социально ориентированного бюджета, и принятие бюджетного кодекса, благодаря которому местные князьки лишились полномочий перераспределять средства местных бюджетов в пользу собственного кармана. И новая «пирамидальная» концепция бюджета, которая позволяет с самого верха проконтролировать доведение денег до конкретного села. Снижено налоговое давление на зарплату, ликвидированы постыдные налоги с оборота, которые взимались независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Выплачены задолженности по пенсиям, и можно не сомневаться, что если сохранится политическая стабильность в обществе, будут ликвидированы и задолженности бюджетникам по зарплате. Принят серьезнейший закон об электроэнергетике. Всего этого удалось достичь благодаря конструктивному сотрудничеству между Президентом, правительством и Верховной Радой. Благодаря наличию профессионалов в Верховной Раде удалось удержать и правительство, и Президента от искусственного ускорения принятия совершенно безобразного налогового кодекса, который неизбежно дискредитировал бы и провалил всю налоговую реформу.
Да и реформа в сельском хозяйстве, наконец, позволит создать класс собственников, способных не воровать в колхозе, а честно зарабатывать. Другое дело, что, к сожалению, еще не каждый гражданин Украины имеет возможность почувствовать реальные перемены к лучшему.
— Что вы испытали, придя в политику?
— Колоссальное разочарование. Три месяца парламент не работал, а занимался выборами спикера. Эта спикериада была для меня абсолютно бестолковой тратой времени: беспрерывно меняющиеся политические договоренности, иррациональная закулисная борьба, ощущение того, что вынужден участвовать в совершенно не своей игре. — Многие считают, что создаваемая вами партия должна сыграть на следующих выборах ту же роль, что и «Медведь» на минувших выборах в Госдуму России. Вы согласны с этим?
— К сожалению, средства массовой информации почему-то стремятся свести роль партии к какой- то тривиальной политической технологии, единственная цель которой — победить на выборах. Все это чушь несусветная! На самом деле политическая партия — это просто возможность выражать интересы большой части народа, а выборы — это всего лишь проверка: соответствует ли то, что ты говоришь и делаешь как политик чаяниям и желаниям людей. Это, во- первых. А во-вторых, ответственность партии за реализацию своих обещаний народу должна быть неминуемой. Я думаю, что партии, обещающие одно, а делающие другое, обречены. Ибо, как известно, можно долго обманывать одного человека, можно один раз обмануть многих людей, но всех и всегда обманывать невозможно!
— Вас ждала блестящая дипломатическая карьера, однако вы выбрали бизнес. Чем обусловлен такой поворот? — На самом деле я человек, старающийся избегать непродуманных и авантюрных шагов. Когда в 1986 году, отслужив в армии, вернулся на третий курс, впервые студентам-отличникам разрешили свободное посещение. Так у меня появилось свободное время. В то время в СССР была ликвидирована государственная монополия на внешнюю торговлю и предприятия, выпускающие на экспорт конкурентоспособную продукцию, получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок. Естественно, им катастрофически не хватало специалистов. И мы с группой студентов создали фирму, которая консультировала предприятия по самым элементарным вопросам — как составить аккредитив, как заключить контракт, как обеспечить валютные риски, подготовить фрахтовые соглашения, таможенное оформление груза.
Потом мы сами решили закупить продукцию. Взяли кредит в банке. Но с нами не рассчитались. Пришлось самим заняться сбытом продукции. По сути дела, мы входили в структуру производства, оптимизировали и минимизировали ее для того, чтобы производить конкурентоспособный продукт. Так мы пришли в производство.
Переломным моментом можно назвать мой приход на должность заместителя генерального директора Объединения малых предприятий предпринимателей Украины «Республика» (ничего общего с «Республикой» Бакая не имеет). Жена это восприняла нормально, а мама переживала очень тяжело. Мол, как же так, красный диплом, аспирантура, учебник писал, впереди карьера ученого — а ты вместо этого в какой-то кооператив. Тогда всем под словом «бизнес» виделись кооперативы. Но когда мама поняла, что я не стою на базаре, а занимаюсь налаживанием реальной производственной деятельности, ее мнение изменилось. И я сам окончательно понял, что могу самостоятельно зарабатывать на жизнь, не брать деньги у родителей. Способен как мужчина прокормить семью.
— Вы верите в удачу? Возможно, именно благодаря удаче к вам пришел успех?
— Я уверен, что удача может позволить выиграть в лотерею или заключить какую-то сделку. Но «easy come — easy go» (если деньги легко пришли, они легко и уйдут). Мы изначально не намерены были строить свой бизнес на легких деньгах. Например, помните, в начале девяностых было модно делать капиталы практически из воздуха — наживаясь на банковских кредитах. При галопирующей инфляции предприятия брали огромные суммы, а возвращали практически копейки. Мы не брали кредитов и жили без них, за счет собственных ресурсов.
Если предприятие долго и стабильно работает, причем не на каких-то энергетических распределительных финансовых схемах, а на производственной программе, да еще и в условиях достаточно жестокой конкуренции на внешнем и внутреннем рынке, если оно не просто выживает, а наращивает объемы производства и рабочие места, то элемент случайности или удачи нивелируется до минимума. Что-то зависит и от удачи. Но я считаю, что Господь Бог посылает удачу всем поровну, остальное зависит от того, кто и как этим даром распорядится.
Составляющие успеха — это система, учет, нормальный менеджмент. И четкое налоговое планирование, потому что в противном случае, за уклонение от уплаты налогов гораздо больше придется затратить на различные «крыши» и «защиты». Я считаю, что по-настоящему серьезное дело не может базироваться на «черных» схемах.
— Кем вы себя видите через 10 лет?
— Гражданином Украины, страны, которая является членом Европейского Союза, цивилизованной страны, где средний доход на душу населения не менее 3 тысячи долларов США.