Существуют в истории правовые и философские документы особенного рода... Они принимались не в угоду новой властной силе, которая победила в ожесточенных соревнованиях за право стать у руля государства; их принятие проходило никоим образом не под грохот помпезных военных парадов, не в сопровождении триумфальных фанфар. Как раз наоборот — текст их пропитался полынной горечью поражения, тяжелым ощущением неудачи (временной!), важного, исторического благородного дела — дела свободы Отчизны. И что интересно: преданность борьбе за свободу, способная творить настоящие чудеса — внешнее формальное, видимое поражение (забравшее множество лучших человеческих жизней!) преодолевается, над ним завоевывается победа, и при условии, что нация готова заплатить за эту победу беспощадно жесткую цену, свобода из недосягаемой, лихорадочной мечты превращается в невымышленную действительность. Тогда, и только тогда, манифесты свободы, пусть даже составленные побежденными изгнанниками, становятся настоящими памятниками будущего, лучше сказать — письмами в будущее. Именно в наше будущее, именно нам адресованными.
Три столетия тому назад, 5 апреля 1710 года, в городе Бендерах (современная Республика Молдова, а тогда — провинциальный центр Османской империи) новоизбранный гетман Украины в изгнании (в экзиле) Пилип Орлик в присутствии представителей казацкой старшины, кошевого атамана Запорожской Сечи Костя Гордиенко, а также, как допускают некоторые историки, представителей шведского короля Карла XII заключил со своими избирателями официально утвержденное соглашение, в котором были ясно, конкретно, юридически надлежащим образом изложены условия, на которых новый гетман публично наделялся властью. Название этого соглашения (его текст сохранился в двух вариантах: на латыни и на староукраинском языке): Pacta et Constitutiones legum Liberatatumgue Exersitus Zaporoviensis», или же современным языком, «Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского». Соглашение это еще называют Бендерской Конституцией или же Конституцией Пилипа Орлика — по имени ее автора и создателя. Речь идет, как увидит читатель, об уникальном документе украинской политико-правовой мысли, который является актуальным и сегодня.
Однако сначала о предыстории Конституции Орлика, ведь, не зная ее хотя бы в общих чертах, трудно полной мерой представить себе содержание этого исторического документа. Составлялся и принимался этот документ изгнанниками-мазепинцами, действующими представителями казацкой старшины и запорожцев, которые, после полтавской катастрофы очутившись в вынужденной эмиграции, не отреклись от идеи возобновления суверенного гетманского государства на исконных украинских землях.
Появилось задание: создать документ, который определял бы основы политического, религиозного и имущественного строя этого взлелеянного в мечтах государства (взлелеянного в мечтах, будущего, потому что реальная Гетманщина без наименьшего сожаления уничтожалась тогда Петром I: сторонников Мазепы — казаков, запорожцев, выходцев из мещан четвертовали, вешали, садили на кол...). И процесс разработки первого юридического системного документа украинской государственности не мог быть быстрым и без проблем, особенно после смерти гетмана Ивана Степановича Мазепы 22 сентября 1709 года — ведь кроме непростого задания: прийти к согласию по сути разрабатываемой Конституции, нужно было решить не менее сложную, уже сугубо прагматичную проблему — избрать следующего гетмана в экзиле, и наладив отношения с Карлом XII, его окружением, представителями администрации турецкого султана, распределить имущество Мазепы. Все эти препятствия сумел успешно преодолеть ближайший соратник покойного гетмана, 37-летний генеральный писарь Войска Запорожского (эта должность фактически совмещала функции министра иностранных дел и канцлера Гетманщины) Пилип Орлик. Заслуга его является более ощутимой потому, что действовать Орлику приходилось в исключительно тяжелых условиях: жесткого давления со стороны Карла XII (впрочем, с ним автор Бендерской Конституции вскоре сумел найти общий язык), правительству Оттоманской Порты и, что было наиболее опасным — постоянных провокаций, покушений и происков людей Петра I. Следовательно, уместно будет сказать хотя бы несколько слов о жизни этого выдающегося человека.
Пилип Орлик родился за пределами Украины и, формально говоря, его нельзя было назвать, используя употребляемое тогда высказывание, «настоящим сыном Отчизны». Родиной этого выходца из чешских (богемских) дворян была историческая Литва (то есть, земли прежнего Великого Княжества Литовского) — он был рожден 11 октября 1672 года в селе Косути Ошмянского уезда (современная Республика Беларусь). А впрочем, невзирая на все предположения относительно родословной, происхождения, вероисповедания Орлика (временами спекулятивные), следует отметить, что вклад создателя первой украинской Конституции в дело защиты нашей государственности является, бесспорно, на порядок большим, чем у многих патентованных этнически «чистых» патриотов.
Систематическую учебу будущий гетман в изгнании начал в иезуитской коллегии в Вильно, где особенно тщательным образом изучал философию и право. Продолжал образование Орлик в православной Киево-Могилянской академии, где его блестящий ум, широкая эрудиция, нерядовые способности привлекли внимание ведущего профессора этого заведения, выдающегося ученого и богослова Стефана Яворского (кстати, вплоть до самой смерти (1742 год) Орлик будет вспоминать о Яворском как о «дорогом учителе и патроне»). Последующую карьеру юноша делал уже в Киеве: с 1693 года он — секретарь в консистории Киевского митрополита, вскоре — сотрудник гетманской канцелярии, а на переломе веков он был назначен на должность старшего писаря в гетманской резиденции в Батурине. И, наконец, удивительнейший карьерный взлет Орлика состоялся в 1706 году: он становится генеральным писарем Войска Запорожского, заняв одну из ключевых должностей в Гетманщине, которая охватывала внутреннюю и внешнюю переписку гетмана, писание его универсалов и надзор за архивами Войска. Понятно, что это было возможным лишь при поддержке действующего гетмана Мазепы; следует добавить, что Орлик, человек не только высокой образованности (знал девять иностранных языков), но и высокой порядочности и благородства, остался верным памяти Мазепы, своего «политического отца», до конца. И остался верным Украине, ее свободе, куда бы его не забрасывала судьба: в Турции, Италии, Германии, Швеции, стремясь всеми возможными средствами: политико-дипломатическими, военно-коалиционными, пропагандистскими противостоять новообразованной империи Петра I.
А теперь обратимся непосредственно к тексту Конституции Орлика. Начинается она с преамбулы — короткого обзора истории «народа боевого древнего казацкого».
В давние времена Киевской Руси народ этот находился на вершине могущества, угрожал даже «Восточному государству», то есть Византии, однако «за грехи свои», попал под господство Польши. Ради защиты угнетаемой веры «славной памяти Богдан Хмельницкий» начал восстание против поляков, принял протекцию православной Москвы, что, однако, привело к попыткам царя уничтожить традиционные права и вольности казаков — и Мазепа, «появившись правдой и усердностью за целостность Отчизны», порвал с Москвой и заключил союз со Швецией. Чтобы завершить его дело, Войско Запорожское и избрало своим гетманом Пилипа Орлика, подытоживается в преамбуле.
Статья 1. Православие, ради которого Хмельницкий принял московское заместительство, должно быть в Украине господствующей религией, «чтобы на Украине была утверждена вечно единая вера православная восточного исповедания под послушничеством святейшего апостольского трона Константинопольского».
Статья 2. «Как каждое государство состоит и утверждается нерушимой целостностью границ, так и Малая Россия, Отчизна наша, чтобы в своих границах, утвержденных пактами от Речи Посполитой и от Московского государства, была отделена, вечно предана и пактами укреплена от Речи Посполитой в гетманскую область, чтобы не были насильственно изменены и нарушены ее границы».
Статья 3. «Должен ясновельможный гетман с самым ярчайшим ханом крымским заботиться через послов о возобновлении давнего с Крымским государством братства, военной коллегации и о подтверждении постоянной приязни, на которую оглядываясь, близлежащие государства не осмеливались бы желать порабощения Украины и ее к чему-либо принуждать».
Статья 4. «При трактовке светлейшего его милости короля шведского с Московским государством о мире, о том заботиться, чтобы Днепр от городков и крепостей московских, так и земли военные были очищены от московской посессии и к первоначальной области Войска Запорожского возвращено».
В статье 5 речь идет о передаче под контроль запорожцев города Трахтемиров (Терехтемиров), который издавна служил им в качестве госпиталя и места для старых и больных. Запорожцы были преисполнены решительности удержать низовье Днепра как свою извечную территорию, получить несколько ключевых городов региона, и, по сути, обрести автономию. Статьи 4 и 5 Конституции закрепляли это.
Особое значение для истории имеют статьи 6-10, где речь идет (впервые в мире!) о распределении власти на исполнительную, законодательную и судебную. Статья 6, в частности, провозглашала, что «когда некоторые Войска Запорожского гетманы, присвоив себе несправедливо и незаконно самодержавную власть, узаконили самовластно такое право: «Так хочу, так повелеваю» — то из-за этого самодержавия, несвойственного гетманскому управлению, выросли многочисленные в запорожском войске размолвки, разрушение прав и вольностей, ухудшение жизни крестьян, легкое насильственное и массовое разложение правительств военных: генеральной старшины, полковников и значительной части общества. Поэтому мы, генеральная старшина, кошевой атаман и все Войско Запорожское договорились и постановили с ясновельможным гетманом такое право, которое должно быть сохранено постоянно в Запорожском Войске: чтобы в Отчизне нашей первыми советниками была генеральная старшина... За ними по обычному порядку следуют городовые полковники, пусть они будут почитаемы как публичные советники. Кроме того, из каждого полка в общий Совет должны быть избраны по гетманскому соглашению генеральные советники — по одному уважаемому опытному, добропорядочному и заслуженному лицу. И с этими всеми генеральными личностями, полковниками и генеральными советниками должны советоваться ясновельможный гетман и его преемники о целостности Отчизны, ее общем имуществе и всевозможных публичных делах, ничего без их разрешения и совета не начиная единоличной своей властью, не устанавливая и до завершения не доводя». Статья 7, в свою очередь, устанавливала, что гетманам запрещается личной властью карать тех, кто обижал их честь: эти дела должен был рассматривать специальный трибунал старшины.
С целью распределения власти утверждалось, что «в гетманской резиденции трижды в год должен избираться генеральный Совет: на Рождество, Пасху и Покрову. На нем, кроме вышеназванных представителей, должны быть послы Запорожского Низового войска, то есть Сечи». Дальше уточнялось, что «между Советами Украиной будет править гетман с генеральной старшиной. Письма из других государств гетман должен зачитывать старшине, точно так же и ответы». И, наконец, давались гарантии против злоупотребления властью: «А если бы что-то было замечено у ясновельможного гетмана супротивного, вредного для прав и вольностей военных, тогда же генеральная старшина, полковники и генеральные советники будут иметь силу свободными голосами то ли в частном порядке, то ли публично на Совете его вельможеству выразить и заявить о нарушении прав и вольностей отечественных без наименьшего ущемления высокого рейментарского самолюбия. Против таких претензий не должен ясновельможный гетман возражать и мстить, а должен заботиться о том, чтобы такие недоразумения исправить».
И, наконец, очень важными (хотя историки обычно, к сожалению, уделяют им меньше внимания) являются «социальные» статьи Бендерской Конституции (с 11 по 16). Здесь речь идет о предостережении старшине: не использовать свои должности для эксплуатации казаков, крестьян и ремесленников. Запрещалась практика покупки должностей, потому что «всевозможные притеснения и вымогательства относительно бедных людей происходят по большей части от властолюбивых покупателей должностей». Поэтому гетман обязывался следить за тем, чтобы все должности, особенно полковничьи, были выборными. Ограничивались обременительные для малоимущих людей повинности и налоги; особенно указывалось, чтобы «столичный город Киев и другие украинские города» сохранили свое самоуправление, согласно Магдебургскому праву. Можно утверждать, что именно этот раздел Конституции Орлика является ныне особенно актуальным.
Несколько архаичный язык, огромное временное расстояние, совсем другие политические обстоятельства и реалии жизни не должны закрывать современному читателю этого документа главное: перед нами — памятник гуманистического, либерального политического мнения Украины, которым нация имеет основания гордиться. Потому что это была важная веха на долгом пути к свободе.