В середине лета, в поисках подарка ко дню рождения жены, я наткнулся на интернет-сайте одного из киевских супермаркетов на информацию о продаже DVD с многосерийным документальным телесериалом «Земное и Небесное» об истории Русской Православной Церкви — от Крещения Руси и до наших дней. И, прочитав аннотацию к этому масштабному телепроекту российской студии «Остров» (в роли ведущих в котором задействованы известные творческие личности — Алексей Петренко, Станислав Любшин, Федор Бондарчук, Владимир Ильин, Юрий Шевчук и др.), не раздумывая, отправился в магазин и купил фильм. Точнее, сериал из 9 фильмов на двух DVD.
Уже дома, при проверке дисков, выяснилось, что изначально фильмов было 10, но, как сообщалось в меню первого DVD, фильм четвертый (название которого отсутствовало) не включен в сериал. Тогда, признаться, я не придал этому особого значения, подумав, что, возможно, это было сделано студией-производителем — например, из-за несоответствия общему художественному уровню сериала. А до проверки этой версии в интернете просто руки не дошли.
Через некоторое время мой друг, вернувшийся в Киев из отпуска, увидел у меня этот фильм и признался, что и у него есть такой же. Но в оригинальном варианте... Четвертый фильм под названием «Братство», как оказалось, посвящен тяжелым для православия годам на Западной Украине — периоду возникновения и становления греко-католической унии, предыстории этих событий, православным братствам на территории Галичины и, отчасти, последствиям, к которым привела уния на сегодняшний день.
Узнав, что фильм посвящен столь важным событиям, я возмутился — и как православный, которому было бы очень интересно посмотреть фильм об этом историческом периоде, снятый именно с православных позиций, и (хоть и в гораздо меньшей степени) как покупатель, недополучивший одну серию, без преувеличения, замечательного и богатого на малоизвестные факты фильма. Первым делом, признаться, пришла в голову мысль, что это — дело рук какого-нибудь чиновника в нашем Министерстве культуры, выдававшем фильму прокатное удостоверение. Но, как выяснилось, решение о невключении в украинскую версию фильма «Братство» было принято руководством ООО «Світ розваг» — эксклюзивного дистрибьютора телесериала на территории Украины, причем принималось это решение, по словам директора компании Вадима Романенко, непросто. По его мнению, серия эта, которую ведет Алексей Петренко, — достаточно интересная и хорошо сделанная (как и все остальные), но, считает Вадим Романенко, в ней есть некоторое сгущение красок в освещении отношений между православными и греко-католиками, и «в нашей ситуации... подливать масла в огонь к существующей проблеме было бы не совсем этично». Кроме того, как отметил г-н Романенко, так как каждый из фильмов представляет собой отдельную историю, исключение четвертой серии не нарушает хронологии фильма. Нет здесь, по его словам, и нарушения прав потребителя, поскольку на обложке готового продукта, реализуемого в Украине, написано «9 фильмов»; это решение также согласовано со студией-производителем. «И если все-таки сопоставлять возможные последствия, — добавил Вадим Романенко, — то если кто-то останется немножко недовольным — это одни последствия, а дополнительное разжигание воинственных настроений на территории нашей страны — это, наверно, совсем другие последствия. Исходили из этого». Он отметил также, что в Украине на сегодняшний день сложилась ситуация, когда уже нельзя вести себя без оглядки на Запад Украины и на восприятие отдельных людей в Киеве, и предложил именно в этом контексте воспринимать решение о невключении четвертой серии. Стоит упомянуть также, что, хотя у компании «Світ розваг» есть права на телевизионный и кинотеатральный показ сериала, поставить его в телевизионный эфир, по словам Вадима Романенко, не удалось — телекомпании отказываются делать это, исходя из каких-то своих соображений (возможно — политических), но мотивируют отсутствием эфирного времени. (Хотя обратить внимание на этот телесериал нашим телепродюсерам стоило бы — сделан он качественно.
Честно говоря, после такого подробного объяснения желание упрекать поостыло. К тому же, именно благодаря вышеупомянутой компании я и получил возможность приобрести сериал «Земное и небесное». Но вот что касается «неэтичности» показа фильма «Братство» у нас и «сгущения красок» — с этим можно не согласиться.
Сколь бы неприятными и жесткими для части жителей Украины ни были факты и оценки, звучащие в фильме, именно в контексте сегодняшней религиозной ситуации стоило бы о них знать. Ведущий фильма Алексей Петренко рассказывает о том, как происходило насаждение католичества на Червонной Руси — Западной Украине после того, как князь Данило Галицкий выбрал союз с Западом; о том, как польский король распоряжался церковными имениями; о том, что православные русины в галицких городах были людьми второго сорта; о том, как православные братства защищали свою веру; о том, как князь Острожский отреагировал на тайное принятие унии, сравнив «мнимых пастырей», отрекшихся от православия, с Иудой. И, наконец, о том, что сегодня во Львове — один православный храм... И вовсе не потому, что мало православных. Автор этих строк несколько месяцев назад, во время короткой поездки во Львов, был в этом храме (речь идет о Свято-Георгиевской церкви): по воскресеньям там служится три литургии подряд, и даже несмотря на это, храм не способен вместить всех верующих... И в свете этого звучащее в фильме «Братство» напоминание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что в конце 1980-х — начале 1990-х годов на Западной Украине произошел разгром трех православных епархий не назовешь «сгущением красок». Как и мнение Архиепископа Львовского и Галицкого Августина о том, что феномен унии как попытки «гибрида» католицизма и православия несет в себе разрушение и конфликт. «Конечно, унию не ликвидируешь, — говорит в фильме «Братство» Владыка Августин, — это не гуманно, это не по-христиански, и это не получится. Ну, пусть будет она, но форсировать ее, развивать ее на восток... и расширять влияние — это не умно и не по- христиански».
В контексте последних известий о переносе из Львова в Киев резиденции главы украинских греко-католиков кардинала Любомира Гузара эти слова воспринимаются по-новому. А то, что главе УГКЦ не понятна острая реакция православных на это событие, о чем он заявил на днях в эфире «5 канала», не делает опасения православных менее обоснованными.
В своем письме к главе Ватикана относительно отмены решения о перенесении кафедры главы украинских греко-католиков в Киев Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир (по мнению которого, это решение «менее всего продиктовано церковной целесообразностью»), в частности, отметил: «Хорошо известно, что взаимоотношения Польши, под которой до 1939 года находился западный регион Украины, и нашей страны в целом, на протяжении нескольких столетий, в силу различия менталитета стран, были довольно напряженными. Берестейская уния, подписанная в 1596 году, не была воспринята всем украинским народом, который в своем подавляющем большинстве остался верным греко-православному вероисповеданию. Греко-католическая церковь всегда имела четко выраженный региональный характер».
Фильм «Братство» мог бы стать хорошим подтверждением этим словам. А также — необоснованности решения о переносе кафедры главы украинских греко-католиков в Киев, расцененном Священным Синодом УПЦ как «открытый вызов вероисповедальному самосознанию православных украинцев, который провоцирует социально-политическую нестабильность и нестабильность на религиозной почве».
ОТ РЕДАКЦИИ
Как видно, сообщение о переезде в столицу руководства Украинской греко-католической церкви стало поводом к разжиганию политических страстей. Ситуацией сразу же воспользовались несколько маргинальных партий, — они провели вчера в Киеве «крестный ход», протестуя против перенесения из Львова резиденции главы УГКЦ Любомира Гузара. Радикалы, судя по их заявлениям, тоже не прочь вмешаться в данный процесс, — излишне говорить о том, какими последствиями чревато подобное вмешательство...
В то время, как глава УПЦ КП Филарет назвал решение о переносе резиденции в Киев внутренним делом Украинской греко- католической церкви, Русская православная церковь высказалась категорически против, усмотрев в этом «экспансию, подрывающую православно-католический диалог».
В этом хоре не слышно только голоса государства. От имени руководителей которого, к слову, не далее как вчера было заявлено — в связи с приближающейся годовщиной Независимости — об «исторической роли церкви и важном месте религии в системе духовных ценностей украинцев всех вероисповеданий». Впрочем, это неудивительно, ведь в бывшем Госкомитете по делам религий, как сообщили вчера «Дню», уже работает ликвидационная комиссия, а преемник этого ведомства — Госдепартамент по делам религий в структуре Минюста — еще не создан. Поэтому вести просветительскую работу и арбитраж, направленные на стабилизацию межконфессийных отношений, попросту некому. Тогда как наше общество в ней, как показала недавняя дискуссия в «Дне» на тему введения в школах уроков религиозной этики, очень нуждается.