Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«По Конституции есть один государственный язык — и точка»

Главный эсдек Львовщины о галицком консерватизме
13 марта, 2002 - 00:00


Легко ли быть социал-демократом на Львовщине, которая, как многие считают, является эксклюзивной вотчиной национал- демократов? Как, в каких конкретных делах партия должна играть роль посредника между государством и гражданином. Об этом в интервью «Дню» — секретаря Львовского областного комитета СДПУ(о) Игоря ШУРМЫ:

— Предлагаю начать с, так сказать, идеологической «надстройки». На Львовщине дискуссия об украинской национальной идее также актуальна?

— Считается, что в Украине есть национал-патриотические, националистические и патриотические партии. Я не согласен: не существует монопольного права любить Украину. Национальная идея — это как раз та, о которой заявили социал-демократы еще в начале ХХ века. Если обратимся к Грушевскому или Павлыку, то увидим, что их мечтой было построение государства, которое бы сочетало национальное самосознание и социальную справедливость. Поэтому кто сегодня больше, а кто меньше любит Украину — это очень дискуссионный вопрос.

Скажем, пока воины ОУН- УПА на законодательном уровне не признаны, мы чтим их память в граните и мемориальных досках. Это такие фигуры, как Юлиан Гливинский, Анна Максимец, Елена Телига. Т.е. решится ли этот вопрос на законодательном уровне или нет, но для потомков наша партия в этой плоскости уже что-то оставила.

Нас также иногда упрекают, что мы «монополизировали» Франко. Где это написано? Мы приглашаем всех приобщаться к этому делу. А пока мы действительно едва ли не единственные, кто работает над наследием поэта. Так в прошлом году мы привели в порядок на Лычаковском кладбище могилу любимого сына Ивана Франко — Андрея. Это же останется для всех, а не только для социал-демократов. Когда сгорела усадьба Ивана Франко в Нагуевичах, наша ячейка полностью ее восстановила, как и экспозицию музея и тропинку поэта.

К нам обратились праправнуки И. Франко. Семье потомков И. Франко отключили газ за долг в 8 тыс. грн. А в семье пять маленьких детей. Львовская областная организация СДПУ(о) помогла ликвидировать задолженность и приняла решение каждому праправнуку платить ежегодно материальную помощь в размере 1000 грн. до достижения ими совершеннолетия. На сегодня разработана отдельная программа поддержки музея Ивана Франко во Львове.

— Немало споров сейчас ведется вокруг отношения эсдеков к языковому вопросу...

— По нашему мнению, языковый вопрос неразрывно связан с проблемами отечественного книгоиздания. Львовская областная организация СДПУ(о) много делает для поддержки украинского книгоиздания. При нашем участии было издано много книг, в частности, вестник по проблемам украинской терминологии, учебник по местному самоуправлению, детская литература. Понятно, партия не решит проблемы засилья русской книги, но определенными своими шагами мы привлекаем внимание общественности к этим вопросам. Например, когда во Львове проходила Шестая конференция по проблемам украинской терминологии, мы также поднимали данный вопрос.

Вообще Конституция Украины гарантирует всестороннее развитие и функционирование украинского языка, но обеспечить это сегодня пока что невозможно, поскольку не принят закон ни об украинском языке, ни о языках национальных меньшинств.

Если мы хотим, чтобы украинский язык уважали за границей, например, в России, где только в Москве проживает 550 тыс. украинцев, чтобы он имел там соответствующий статус, мы обязаны предоставить правовой статус русскому языку здесь. Конечно, этот вопрос — не уровня областной организации, но мы это подчеркиваем. Кстати, когда мы говорим о правовом статусе русского языка, то речь не идет о втором официальном языке, поскольку нет такого юридического термина. По Конституции Украины есть один государственный язык — и точка.

— Приходилось слышать такую вещь: мол, СДПУ(о) — это партия или «благотворительный фонд»?

— Да, сейчас кое-кто обвиняет нашу партию в том, что она стала похожа на благотворительную организацию, которая помогает решать проблемы социально незащищенных слоев населения. Но ведь другого выхода нет! Немало людей в районах, селах, особенно инвалиды, сироты, одинокие нуждаются в помощи и не получают ее. Поэтому СДПУ(о), конечно, использует пребывание в рядах партии предпринимателей, бизнесменов, финансово обеспеченных людей.

В то же время мы сотрудничаем с Ассоциацией инвалидов. Речь идет не о раздаче «продуктовых пайков», а о привлечении членов Ассоциации к совместной работе. Например, председатель Ассоциации инвалидов не является членом нашей партии, но парламентская фракция СДПУ(о) предоставляет ему возможность, обходя бюрократический барьер, предлагать дополнения к законодательству.

Мы исходим из того, что наша партия является государственнической, а поэтому, в первую очередь, ставит себе целью, кроме выполнения собственной программы, помогать государству в вопросах, где последнее по определенным причинам не может справиться. Например, Львовская областная организация реализует программу под названием «Я гражданин Украины», которая призвана помочь людям обменять старые паспорта на новые. Большинство тех, кто этого еще не сделал, — люди старшего поколения, малоимущие, бедные, инвалиды и тому подобное. Поэтому мы решили им помочь. Теперь этот проект приостановлен в связи с тем, что предоставление бесплатных услуг может истолковываться, как подкуп избирателей, но все-таки мы продолжаем оформлять документы.

— Кого львовские объединенные социал-демократы считают своими главными оппонентами?

— Честно говоря, не знаю, кто на Львовщине мог бы быть нашим оппонентом... Когда-то была очень мощной Аграрная партия, но сегодня, войдя в блок, она в известной степени потеряла силу. Это понятно всем, поскольку через оргструктуру этой партии на Львовщину приходит не киевский, а возможно, и далеко не украинский капитал, а поэтому не украинский язык будет со временем здесь господствовать...

Рухов на сегодня, при всем моем уважении к ним как оппонентам, уже нет. Коммунисты и социалисты в нашем крае — абсолютно не являются конкурентами. Поэтому, когда меня спрашивают, с кем СДПУ(о) труднее всего строить отношения, то я отвечаю, что, конечно же, с блоками. Но это также не прогнозировано: сегодня блок есть, а завтра его уже нет.

На протяжении двух лет я работаю в СДПУ(о) и являюсь свидетелем того, как меняется политический и идеологический консерватизм галичан. Уже все не так, как когда-то. Два года назад я вышел на улицу со значком СДПУ(о) на пиджаке, так с меня его едва не сорвали. Сейчас уже все привыкли к нашей розе, сегодня можно спокойно вести опросы среди населения, и многие говорят, что будут голосовать за СДПУ(о). Возможно, люди разочарованы национал-патриотическими силами, которые при полном доверии населения, не смогли добиться позитивных сдвигов, а мы пытаемся это сделать. Как показали последние опросы, социал-демократическую идеологию поддерживает более чем половина населения области, хотя не все пока что отождествляют эти идеи с социал-демократами объединенными.

А вообще единственное, что требуется сегодня от политиков, — это не волновать и без того наэлектризованное общество. Выборы — время больших обещаний, когда люди реагируют на минимальное движение руки, головы. Поэтому мы должны учиться толерантности и уступчивости.

Зоя СКОРОПАДЕНКО, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ