Верховная Рада 5 января приняла проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно повышения ответственности военнослужащих, предоставления командирам дополнительных прав и возложения на них обязанностей в особый период. Законопроектом предусматривается обязанность командиров применять решительные меры для прекращения совершения уголовного правонарушения подчиненными. Данный закон фактически позволяет командирам применять оружие по отношению к своим подчиненным с одним условием — без летальных последствий.
Конечно, поддержка дисциплины на войне, особенно во время, когда существуют весомые факторы для деморализации, имеет исключительное значение. Особенно, когда мы имеем факты не только уклонения от своих обязанностей военными, но и мародерства. Но по факту на фронте ситуация бывает совершенно далекой от той, каковой, возможно, ее себе представляют депутаты. В самом Донецком аэропорту бывали случаи, когда 24-летние ребята должны были командовать 34-летними. Трудно себе представить молодого командира, который тычет пистолетом в здорового дядьку, который не собирается выполнять приказ «зеленого» парня. И не потому, что не хочет, а потому что знает, что стоит действовать иначе.
Но это эпизод. В действительности мотивация к службе в армии и к добросовестному исполнению обязанностей военного заключается совсем в других моментах. К сожалению, мы так и не создали профессиональную армию. Разрушена военная инфраструктура. В катастрофическом состоянии находится материально-техническая база. Страна, у которой было больше танков, чем у многих европейских стран вместе взятых, дошла до того, что в критический момент из 10 машин глохнет 8. Президентом лично передаются танки, которые комбаты отказываются принимать. У нас самолеты, которые крайне восприимчивы на действия российских ПВО и, которые по странным договоренностям, мы еще и не имеем права использовать на своей же территории.
Не сделаны коренные выводы и в плане коррумпированности государственной системы. Очевидные просчеты военного руководства во многих операциях — от Зеленополья, Шахтерска до Иловайска. Все это является причиной деморализации, а не только вражеская пуля или жажда наживы. Именно эффективность использования человеческого ресурса, его целесообразное привлечение к исполнению соответствующих обязанностей и надлежащее обеспечение является базой для мотивирования солдат. Законы же, подобные на упомянутый, лишь раздражают, разочаровывают.
30 января народный депутат Андрей Терерук в интервью телеканалу ICTV сказал: «Представьте себе, что этот человек дезертирует, бросает поле боя, и подвергает опасности жизнь других бойцов. Он (командир) обязан предупредить их выстрелом, если нет — застрелить. Не вижу никаких проблем». Депутат, по-видимому, забыл, что, во-первых, никто так и не ввел военного положения, а, во-вторых, солдат приобретает грехи на фронте не в результате заблудшей души, а потому, что кое-кто эту войну допустил и поставил этого солдата в условия невозможности иногда не то, что воевать, но и выживать. В стране, где те, кто раздували войну на востоке, теперь безнаказанными прогуливаются по Подолу, такое желание карать солдат выглядит цинично. И вообще разговоры депутата о возможности сознательного убийства украинского военного от рук другого украинского военного являются, мягко говоря, шокирующими.