В прошлую пятницу Конституционный Суд полностью одобрил проект изменений в Конституцию в вопросе децентрализации власти. Как известно, еще 16 июля, после серьезных дискуссий, Рада направила данный документ в КСУ, который рассмотрел его на соответствие статьям 157 и 158 Конституции Украины.
Раньше «День» обращал внимание на проблемы, процедурные нарушения, которые возникали при написании данного проекта, и на риски децентрализации в условиях военной агрессии. К тому же много вопросов вызывает «особенный порядок осуществления местного самоуправления в отдельных районах Луганской и Донецкой областей», вписанный в проект изменений. А в интервью «Дню» тогдашний судья Конституционного Суда Виктор Шишкин, которого Президент заблаговременно и в нарушение процедуры освободил от должности, отметил: «Основной Закон не может быть изменен в условиях военного или чрезвычайного положения. Содержание ч. 2 ст. 157 Конституции указывает не на сам факт объявления главой государства акта о введении военного или чрезвычайного положения, а о наличии условий существования одного из таких положений».
Однако все это не помешало судьям КСУ одобрить проект конституционных изменений. В данном документе они не увидели попытки «ликвидировать независимость или нарушить территориальную целостность Украины». «Предложенные изменения не предусматривают упразднения или ограничения прав человека и гражданина. КС пришел к выводу: 1) признать законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины о децентрализации власти (регистрационный номер №2217-а), которым предлагается внести изменения в пункты 29, 30 ч.1 ст.85, п.16 ч.1 ст.92, ч.1 ст.106, ст. 118, 119, п.5 ст.121, ст. 132, 133, 140, 141, 142, 143, 144, ч.1 ст.150, название раздела IX, а также раздел XV. «Переходные положения» отвечают требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины», — передает слова решения КС Интерфакс-Украина.
Теперь, согласно процедуре, данные изменения могут быть утверждены Верховной Радой после открытия следующей сессии, для чего понадобится конституционное большинство в 300 голосов.
В то же время, на местах проходит подготовка к децентрализации, предусмотренной упомянутыми конституционными изменениями. Соответственно, реализуется План формирования территориальных общин, которые в новых условиях должны взять на себя предоставленные им более широкие полномочия. О том, как проходит этот процесс — репортаж «Дня» из Харьковской области.
...Неожиданную децентрализацию бедные украинские селяне сравнивают с коллективизацией тридцатых годов прошлого века. Или же — с оккупацией бурных сороковых. А еще — с показушной перестройкой восьмидесятых, которая, по их восприятию, ничем не лучше террора и войны.
Первая ассоциация возникает у них от слова «добровольно». Вторая — от замены головы старостой. А третья — от тотальной непродуманности, непрописанности и непонятности механизма реформирования. И все вместе сопровождается безнадежным: «Все равно обманут!»
Кто обманет и как — говорят по-разному. Но на всех «агитаторов» и «объяснителей» народ смотрит, как на рыночных мошенников.
Истины ради, следует сказать, что реформа таки нужна. Насущная и кардинальная.
Почему?
...В далеком 2013 году (еще до войны, как сейчас уже говорят!) громады страны, впервые на бытовом уровне, остро почувствовали, что такое финансовая диктатура Центра: у государства кончились деньги, и Госказначейство перестало финансировать местные бюджеты. Автору этих строк довелось присутствовать на почти апокалиптических совещаниях хозактива Горловки, где руководители подрядных предприятий чуть не плакали: «Отдайте деньги за то, что мы уже сделали, потому что оборотки нет, зарплаты нет, следовательно — и налоги мы вам в местный бюджет заплатить не можем!» Городской голова тоже чуть не плакал: «Не могу! Казначейство не отдает нам наши кровные! Дают крохи на зарплату бюджетникам и угрожают различными карами, если какая-то копейка пойдет еще куда-то, кому мы там были должны! Пожалуйста — подождите! Пожалуйста, ремонтируйте дороги, вывозите мусор, кормите детей в школах...» — «За что кормить, — спрашивали у него, — и сколько ждать?»
И сколько бы там различные «доброжелатели» ни кричали, что страну остановил и разорил Майдан, городские и сельские головы хорошо знают: накануне Майдана страна уже стояла. Стояла, потому что Центр был бессилен. И громады тоже были несостоятельными. То есть не подлежит сомнению, что освобождаться из-под давления жесткой диктатуры центральных органов власти — нужно. Вопрос — как?
...Из Харькова до Краснокутска далеко. Добротная двухполосная трасса режет массивы тщательно ухоженных полей, которые обещают в этом году фантастические урожаи. Утешает мысль: это именно та Украина, о которой некоторые говорят, что она уже «умерла, развалилась, исчезает как факт»! И этот красноречивый «факт» — вот он, перед глазами. А что же будет, если селяне начнут действительно сами хозяйничать на своей земле? Хозяйничать — как состоятельные громады?
Диана БАРИНОВА, руководитель Харьковского регионального офиса по поддержке реформ местного самоуправления, едет на встречу с головами сельсоветов Краснокутского района, у которых накопилось много вопросов. Она — жительница сельского района, работала депутатом районного совета, проблемы знает не из книг, а потому уверена: именно децентрализация, именно формирование новых — дееспособных! — громад, спасут и село, и город, и всю страну в целом.
В районе тринадцать сельсоветов. Головы организовали общую рабочую группу для поддержки мероприятий по объединению территориальных громад, которую возглавил председатель райгосадминистрации Александр МАРЧУК. Они сидели в скромном кабинете председателя РГА, и особого энтузиазма на их лицах не усматривалось. Это уже не первая встреча. Все уже в свое время накричались и навозмущались. Теперь сидели тихонько, ожидая, что «начальство» скажет.
«Начальство» добротно изложило основные положения государственной концепции и завершило вступительную часть констатацией факта:
— ...Если не объединится — государство делегированные полномочия таким громадам не передаст. Потому что нельзя отдавать эти полномочия в маленькую громаду, в которой нет кадрового и финансового потенциала. И не будет у вас дополнительных средств. А если объединить ресурсы и создать соответствующую инфраструктуру — будут и полномочия, и финансы на их выполнение. То есть от государства есть предложение, которое мы можем или принять, или не принять. Это дело каждого ответственного гражданина, который хочет делать реальные шаги к развитию. Сейчас есть шанс, который дается, наверное, раз в сто лет! Европейцы готовы помогать нам, но они не хотят давать деньги непонятно кому. Они хотят давать их дееспособным громадам, чтобы было гарантировано эффективное использование этих средств!
...Главы сельсоветов соглашались, кивали и немного растерянно смотрели друг на друга. Пока не решились на «острые вопросы»:
— Вот мы из нашего разговора поняли только несколько слов: децентрализация, добровольность и распределение, — говорит председатель Каплуновского сельского совета Виталий СУСЛА. — Кажется, децентрализация началась не с той стороны: сейчас местное самоуправление, которое есть, работает наиболее добросовестно в стране! Дайте нам эти все полномочия, о которых вы говорите, и мы будем еще лучше работать, все у нас будет хорошо. Добровольность: здесь тоже очень интересно! Добровольно, но — недобровольно! Вы сразу ставите стену между громадами: тем, кто объединится — будет хорошо, а тем, кто хочет жить по-старому — плохо. В Польше, у которой мы учимся, все делали постепенно много лет! А мы хотим все сразу — и куда уже вывезет! И распределение: староста остается с теми же полномочиями, что и председатель сельсовета сейчас. И зачем децентрализация? Дайте нам те полномочия, которые сейчас планируете, и, поверьте, добросовестные сельсоветы сделают все то, что вы там хотите! К тому же — «староста» — это полицейский какой-то, что ли? Кому это в голову пришло? Нельзя было назвать как-то по-другому, а?
...И все как бы вернулось «на круги своя».
Оказывается, перед государством стоит не столько вопрос реформы, сколько вопрос: как сегодняшних председателей сельских, районных и городских советов сделать своими единомышленниками.
Диана Баринова как глава офиса по поддержке реформ каждый день ездит по Харьковской области на вот такие собрания и разъясняет людям все то, что уже наработано. Ей трудно, потому что вопросов больше, чем ответов: законодательная база, которая разложила бы все по полочкам, еще не готова, а народные депутаты, от которых зависят те полочки, тоже, как и сельские головы, заняты выяснением: а кому это выгодно?
Кому выгодно, чтобы земля принадлежала громадам с полным пакетом полномочий? Олигархам, привыкшим самостоятельно распоряжаться этим ресурсом? Конечно, нет! Ведь придется «решать вопросы» не с Центром, с которым всегда можно договориться о взаимной выгоде, а с сельскими упрямцами, которые сами хотят хозяйничать у себя дома. А те упрямцы ничуть не верят в то, что им отдадут все задекларированные полномочия, потому что точно знают, кто и что уже у государства украл и с кем им придется иметь дело, если захотят вернуть контроль над землей в новое законодательное русло. Ведь это будет настоящая война!
Кому выгодно, чтобы громадам принадлежали недра?
Опять же — не олигархам!
Александр МАРЧУК, председатель Краснокутской РГА, ставит едва ли не самый сложный вопрос:
— В нашем районе очень сложная экологическая ситуация, поскольку здесь работает нефтегазовая промышленность. У нас газопровод, нефтепровод, мы постоянно здесь боремся с незаконными врезками, нефтепродукты попадают в землю, на поля и в водную систему, травятся люди. Вода уходит, дома рушатся, дороги разбиты, здоровье людей требует особого внимания. А у нас всего полтора процента от их доходов, чтобы этот вред исправлять. Сможет объединенная громада справиться с этим? Законодательно уже сейчас закреплено, что каждая «дырка», что у нас сверлится, должна давать местной громаде от 4 до 7 процентов от суммы капиталовложений. Но попробуйте найти этот документ с указанной суммой этих вложений! Нам его вообще не показывают! Мотивируют конфиденциальностью этой информации. Выставить им какую-то претензию, чтобы они выплатили нам эти средства, практически невозможно! И от прибыли нам тоже предусмотрено полтора процента — от каждой зарегистрированной «дырки», но у нас их работает в реальности 360, а зарегистрировано в районе всего — две!!! Другие зарегистрированы где-то... И, конечно, нам они ничего не платят... Так вот: будет ли право у громады запретить добычу, если нарушаются наши права, а также — менять эту процентную ставку за землю, например, которую эти добытчики используют? Будем ли мы иметь какое-то влияние на цену за транспортировку углеводов через нашу землю?
— У нас здесь скважин, в которых нефть и газ уже добывают, столько, сколько, пожалуй, в Кувейте нет, — подключается к председателю РГА руководитель аппарата Алексей ЧЕРНЫШ. — Почему же кувейтские общины и кувейтское местное самоуправление имеют возможности для развития, имеют право что-то для себя решать, а мы не имеем? У нас есть уникальный потенциал с нашими нефтью и газом. Хотя нефтяники нам не предоставляют документов, мы все же примерно знаем, сколько они добывают! И когда мы получим хоть те полтора процента от доходов, которые закон предписывает уже сейчас — даже без централизации! — мы уже попрошайничать не будем.
...И встает перед глазами общая картинка тяжкой проблемы.
Поэтому вот какой должен быть процесс.
Заходит компания и говорит: хочу здесь бурить. Сейчас громада на это не имеет никакого влияния, все решается где-то в верхах! А должна же она, громада (и не та, которая будет, а уже действующая сейчас!), предоставлять разрешение на бурение и выделять землю! Далее. Даже сейчас есть норма, что около 10 процентов от того, что вкладываешь, нужно отдать громаде. За каждую вышку! Независимо от того, будет здесь нефть или нет! Это риск предпринимателя! А поставить вышку сейчас стоит примерно 20 млн долларов! Добыл — не добыл, но дорогу ты здесь разъездил, экологию нарушил, потому выбросы пошли в атмосферу. То есть уже нанес громаде ущерб и должен уплатить за это. Следующее. Вот добурились — и пошла нефть или газ. Надо заключать договор с громадой на аренду земли. И именно громада должна устанавливать арендную ставку. А главное — эти полтора процента от того, добываемого в денежном эквиваленте, пожалуйста, тоже заплатите в громаду! Если бы выполнялся уже существующий закон — за три-четыре года даже нынешние «нефтяные» громады Харьковщины были бы «в шоколаде»! А объединенные громады, как планируется, будут иметь значительно больше полномочий и возможностей влиять на нефтяников.
Вот поэтому и «висят» в Раде 50 непринятых законов о децентрализации, поскольку лобби работает: земельное, нефтяное, лесное, водное... Вот поэтому в громадах сейчас работают не только представители государственных офисов по поддержке реформ, но и деятели от множества партий и партиек, получивших приказ на лоббирование чьих-то интересов в самих громадах.
Диана Баринова в общении с головами идет оптимальным путем:
— Все эти трудные вопросы предлагаю фиксировать, оформлять как предложения от нашей рабочей группы и доставлять в ВР! Ведь это наш бюджет и наше развитие! Нужно контактировать с разработчиками законопроекта, чтобы все эти проблемы и механизмы были внесены в законы...
И такое обсуждение, фиксация проблем и создание банка предложений — идет полным ходом по всей стране. И если в некоторых районах, как сказал в одном из интервью председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов, чиновники закрылись в кабинетах и сами провели какие-то решения, жители общин должны брать процесс под контроль. Если, конечно, есть кому брать. Но это уже совсем другая проблема — проблема нашей способности самим влиять на свою жизнь. Сейчас государство дает своему народу уникальные возможности, и мы должны ими воспользоваться!