Украина и два другие суверенные государства — Молдова и Грузия — 27 июня подписали с Европейским Союзом Соглашение об ассоциации. Однако, как известно, ни один международный договор не вступает в силу, пока не состоится процедура ратификации. Так, парламент Грузии ратифицировал свое соглашение с ЕС 18 июля, консолидировал беспрецедентные 100% голосов — договор поддержали все 123 депутата, зарегистрированных на заседании. Парламент Молдовы также продемонстрировал ЕС свое единство — договор ратифицировали буквально через три дня после его подписания в Брюсселе. При этом Молдова не побоялась обещанных таможенных санкций со стороны России, которые не заставили себя долго ждать. В частности, Министерство экономического развития РФ в одностороннем порядке наложило пошлину на молдовские вина, мясо, зерно, фрукты и овощи, а также сахар.
• Украинское правительство, в свою очередь, ратифицировать соглашение явно не торопится. Еще 3 июля президент Петр Порошенко поручил Министерству иностранных дел «как можно скорее подготовить и согласовать с ЕС план ратификации Соглашения об ассоциации», однако на утверждение в парламент договор не внесен и до сих пор. Общественность бьет в набат, а между тем на сайте пресс-службы официального сайта Президента читаем, что «процесс ратификации Соглашения об ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом идет по графику и должен завершиться в сентябре».
И все бы хорошо, но европейские лидеры проявляют обеспокоенность и среди них Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Украине Ален Реми, который на встрече с Летней школой журналистики «Дня» заявил: «Европарламент, а также страны-члены ЕС ожидают от Украины скорейшей ратификации Соглашения об ассоциации. Мы уже потеряли много времени, и если ратификация не состоится до конца сентября, евросообщество будет крайне удивлено». Поэтому, на самом ли деле процедура ратификации идет по графику и не проворонят ли украинцы очередной шанс добиться успеха в евроинтеграционных процессах?
• В целом вопрос ратификации Соглашения стал для многих власть имущих яблоком раздора. В украинском политикуме условно выделились два лагеря: первый с самого начала стремился к немедленной ратификации, второй — предлагал отсрочить процедуру до сентября, ссылаясь на время, которое ЕС выделил Украине для упорядочения юридических норм и подробного изучения всех положений Соглашения. При этом поборники скорейшей ратификации считают, что старый парламент, которому голосовать это решение, знает Соглашение так хорошо, как ни один другой международный документ, ведь для срыва его подписания в Вильнюсе, едва ли не всей Верховной Радой в документе выискивали недостатки.
Как сообщали раньше представители Минюста, «все мероприятия, необходимые для ратификации, уже приняты. Теперь нужно, чтобы МИД внесло предложение на ратификацию Президенту Украины». В свою очередь, МИД уже тоже выполнил необходимый объем работ и, по словам министра иностранных дел Павла Климкина, «ратификация соглашения — это дело недель, пакет документов готов, и мы не будем затягивать процесс».
• Как бы там ни было, но последнее слово относительно вынесения на голосование вопроса о ратификации Соглашения по Порошенко, и по президентской риторике последней недели хорошо видно: уверенного ответа по срокам ратификации соглашения глава государства пока что не имеет. Результатом колебаний стал факт, что три европейских государства опередили Украину, в сущности, в вопросе ее цивилизационного выбора: Соглашение об ассоциации Украины с ЕС уже ратифицировали парламенты Румынии, Литвы и Латвии.
С определенным скепсисом в адрес тех, кто видит смысл не торопиться с ратификацией выступает заместитель председателя партии ВО «Батьківщина» Григорий Немыря. По его мнению, ожидать, пока соглашение ратифицирует Европарламент, а также другие страны-члены ЕС, не следует. Мол, во-первых, это вызывает у евросообщества сомнения относительно желания украинского правительства поставить точки над «і», а, во-вторых, односторонняя ратификация Соглашения Украиной уже предусматривает снятие большого количества пошлин и беспрепятственный экспорт.
Также для всех политиков актуальным остается вопрос войны на востоке. Для некоторых это даже является поводом закрыть сейчас глаза на процесс ратификации Соглашения, однако политолог Любомира МАНДЗИЙ в комментарии «Дню» заметила: «Завершение войны и ратификация Соглашения — это процессы, которые должны идти параллельно, одно другому не помешает. Более того, я имею уверенность, что в настоящий момент для ратификации Соглашения наиболее благоприятные условия. Скоро парламентские выборы, а значит вопросы ратификации теперь — это имиджевый аспект. Если кто-то из украинских политических сил заинтересован в том, чтобы сорвать ратификацию, им это потом обязательно вспомнят во время выборов, ведь правительство и Президент дали слово украинскому народу. Волокита же происходит из-за того, что у нашей политической системы слишком большая бюрократическая надстройка. Как по мне, не хватает «грузинских реформ», которые бы сократили чиновнический аппарат, — тогда бы все изменения осуществлялись быстрее».
Кроме этого, парламентарии европейских стран, прежде всего Германии и Франции, уже традиционно прислушиваются во время переговоров к позиции Российской Федерации. Президент Литвы Даля Грибаускайте такие настроения в Европарламенте полушутливо назвала «вирусом мистрализации». И действительно, сразу после подписания Соглашения были инициированы трехсторонние консультации «УКРАИНА—ЕВРОКОМИССИЯ—РФ». Результатом стало формальное продолжение этих переговоров до 12 сентября — до этого времени ратификацию Соглашения в повестку дня не внесут. В придачу, переговоры генерировали целый ряд абсурдных заявлений-комментариев со стороны России, которые Германия и Франция воспринимают совершенно серьезно.
• В частности, министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев обратился к министру иностранных дел Украины Павлу Климкину с просьбой «отложить вступление в силу Соглашения между Украиной и ЕС до изучения рисковых зон, касающихся процедуры имплементации Соглашения». Общественный резонанс приобрело также требование советника президента РФ Сергея Глазьева «исключить Донбасс из Соглашения с Украиной».
То есть, позиция Европарламента выглядит, как минимум, противоречивой: с одной стороны, украинскую власть призывают форсировать процедуру ратификации, чтобы приступить к имплементации Соглашения, с другой — инициируют переговоры со страной, которая в принципе делает все, чтобы сорвать евроинтеграционные процессы в Украине.
• На этот счет историк и политолог Александр ПАЛИЙ отмечает: «Сейчас действительно большую роль играет сложность украинских отношений с ЕС. Евросообщество ввело трехсторонние консультации, чтобы снять часть предостережений России, иначе возникли бы еще дополнительные экономические и политические конфликты. Лишь до ноября для Украины действует так называемый Режим наибольшего благоприятствования, который оптимизирует процессы, связанные с ратификацией, потому этот вопрос является актуальным. Главное, что все реплики России касаются исключительно имплементации, в тексте Соглашения они не способны изменить ни единого положения».
Кроме «российского фактора», в вопросе ратификации Соглашения большую роль играет и экономический. На этом аспекте в комментариях СМИ отмечает заместитель главы Администрации Президента Валерий Чалый: «Сегодня экспорт идет в Европу свободно. Если мы сейчас ратифицируем Соглашение, то оно входит в действие таким образом, что мы теряем 2 месяца очень выгодного режима, это 560 миллионов гривен, которые поступают нам по программе европейских льгот. Такая сумма денег в условиях правительственного кризиса важна для Украины, ведь это сто тысяч бронежилетов пятого уровня защиты или полторы тысячи тепловизоров», — отмечает Валерий Чалый.
• Однако в комментарии «Дню» политолог Александра СОРОКОПУД выразила мнение, что любые промедления не являются экономически выгодными для Украины, а своевременная ратификация соглашения — серьезный удар по российской экономике: «Украина выходит из сферы влияния постсоветского блока государств и задает координаты для пакета европейских реформ. Когда Соглашение об ассоциации вступит в силу, это станет «точкой невозвращения». Здесь аналогии с Молдовой или Грузией не совсем уместны, ведь Украина — единственное государство, реформы в котором влияют на политическую систему России, поэтому цена для России совсем иная».