Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под кого «перепишут» Конституцию?

22 февраля, 2011 - 20:24

Едва улеглись страсти вокруг решения КСУ о возвращении к Основному Закону образца 1996 года, как на конституционном поле опять «штормовое предупреждение». Президент Виктор Янукович провел учредительное заседание научно-экспертной группы по созданию Конституционной ассамблеи. Конечная цель ассамблеи — разработка новой редакции Конституции. Руководить процессом будет первый президент Леонид Кравчук, который, напомним, в ходе избирательных гонок-2010 был доверенным лицом кандидата на пост №1 Юлии Тимошенко. Более того, 25 января прошлого года экс-президент Кравчук отказался прийти в Верховную Раду на церемонию инаугурации Президента Януковича. Сегодня же вчерашний vіp-агитатор Юлии Владимировны является главным конституционалистом страны. С одной стороны, это лишнее подтверждение известного тезиса об умении Кравчука лавировать между капельками. С другой (будем откровенными) — хорошо, что Леонид Макарович, а не отдельные «профессионалы» из властной команды. И еще одно, возможно, ключевое. Леонид Кравчук не будет претендовать на наивысшую должность в стране, и, следовательно, надеемся, что он попытается заложить качественный конституционный фундамент на будущее и тем самым снимет с повестки дня извечную (к сожалению) тему — закон «под себя».

Поэтому в состав научно-экспертной группы (НЭГ), кроме упомянутого уже Леонида Кравчука, вошли 20 ученых и специалистов по конституционному праву. О конкретных сроках пока еще не идет речь (поговаривают, процесс будет длиться 2—2,5 года). Впрочем, как и о форме, так и о содержании новой Конституции. Известно лишь, что утверждать проект нового Основного Закона будет Конституционная ассамблея (100—150 человек), персональный состав которой предложит первый президент Кравчук. Он, кстати, убежден: политиков в КА должно быть не более 25%. А еще Леонид Макарович намекнул, что после одобрения политреформы членами ассамблеи, окончательную точку (в ходе референдума) поставит народ, а не парламентарии.

В оппозиционном лагере подобные заявления уже раскритиковали в пух и прах. «Своим решениям Президент отбирает у парламента право принимать изменения в Конституцию. Это — очередной этап конституционного переворота, когда вся вертикаль власти в стране строится под одного человека. Первым шагом в этом направлении было создание неконституционной коалиции, вторым — неконституционное — без участия парламента — возвращение Основного Закона 1996-го года, третьим — неконституционное продолжение полномочий народных депутатов и президента. Теперь Президент выходит на «финишную прямую»: он пытается окончательно закрепить всю власть за одним лицом — за собой», — заявил народный депутат, лидер политической партии «Фронт змін» Арсений Яценюк. По его мнению, страна без баланса ветвей власти обречена на стагнацию и деградацию. «Повернуть Украину на путь развития может Конституция, изменения в которую будут внесены при участии народа и приняты на референдуме. Но начать этот процесс должна Национальная Конституционная ассамблея не имени Президента Януковича, а имени народа Украины. Она должна представить общественное мнение и экспертное заключение, а не только обосновать желание Президента», — подчеркнул лидер «ФЗ».

Показательный момент: ни в БЮТ, ни в «Нашей Украине», ни в других оппозиционных партиях на сверхважные для всей страны — конституционные инициативы Банковой отреагировали... молчанием.

«Необходимо, чтобы Конституцию уважали. За 20 лет мы провели пять экспериментов над Конституцией. Сначала внесли изменения в советскую Конституцию, потом приняли Конституционный договор, в 1996 утвердили президентско-парламентскую Конституцию, а затем, в 2004-м изменили ее на парламентско-президентскую. И вот в 2010-м вернулись назад. Может ли Конституция иметь авторитет?» — заявил накануне в студии Андрея Куликова пан Кравчук. С одной стороны, трудно не согласиться с этим аргументом. С другой, возникает вполне логический вопрос: «Есть ли соответствующий авторитет в обществе у команды, которая инициирует новый конституционный процесс?» Да и вообще, кто-то спросил у народа (единственного, кстати, источника власти в стране) — хочет ли он изменить старую-новую Конституцию на другую? Нет. Возникает логический вопрос: «Почему?» А вот здесь есть разные варианты, в основе которых лежит единственное — доверие людей к власти. Очевидно, что если ее уровень будет достаточно высоким, власть сможет проводить реформы решительно и уверенно, а конституционная тема не будет такой острой и «вечно» актуальной, которой она является для каждой новой правящей команды.

КОММЕНТАРИЙ

Игорь КОЛИУШКО, Центр политико-правовых реформ:

— Я считаю, что пока еще невозможно дать четкую оценку позиции Президента. Этим указом только создана рабочая группа, которая должна предложить способ формирования и создания того, что они называют Конституционной ассамблеей. С одной стороны, непонятно, что они предложат, с другой — непонятно, почему они называются Конституционной ассамблеей. Ведь Конституционная ассамблея — это представительный орган, как правило, учредительной власти. Но, в любом случае, всегда представительный. Он должен либо избираться, либо формироваться как представительство каких-то структур, например, органов местного самоуправления или политических партий. Как я понял из разговоров Леонида Макаровича, речь идет о том, что Президент должен указом утвердить состав Конституционной ассамблеи.

Поэтому я считаю, что это некорректное использование названия. Здесь, скорее всего, речь идет о способе демонстрации деятельности, которая непонятно зачем и когда должна закончиться.

Технологически рабочая группа должна была бы включать не более пяти человек. Если людей больше, то уже трудно работать. А все остальные должны принимать участие в обсуждении, в комментировании, в дополнении и т. д. В понедельник Леонид Макарович назвал цифру — 150, это его мысль. Опять же все это непонятно, так как формально рабочая группа должна только начать об этом думать. И до чего она додумается, никто сегодня не может сказать.


Алена ЯХНО, «День»

Наталия Ромашова, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ