Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подарок будущему президенту от бывшего парламента — правительство Валерия Пустовойтенко

16 июня, 1999 - 00:00

Голосование перенесли, но угроза отставки не исчезла. Если бы депутаты решили голосовать в тайном режиме, их могло бы оказаться достаточно для устранения правительства. Поскольку «идейных» сторонников у Валерия Павловича и сотни депутатов не наберется — только НДП, зеленые и СДПУ(о) более-менее стабильны в своих чувствах к премьеру. Прочие же какими-то постоянными симпатиями не обременены, поэтому всегда готовы с чисто коммерческой целью посомневаться по поводу эффективности управления экономикой.

Как правило, к текущему положению вещей всплески парламентского недовольства отношения не имеют. Коллапс как форма стабильного существования страны позволяет даже не затруднять себя объяснениями, если вдруг захочется «уйти» кого-то из управленцев. Было бы желание.

ХОД СОБЫТИЙ

На этот раз Валерий Павлович едва не стал жертвой собственной бурной общественной активности. Кто-то там окончательно напутал с распределением обязанностей — собирает Пустовойтенко подписи за отставку Александра Ткаченко или, может, это подписи в поддержку президентских указов? Речь идет о совещании с председателями правоцентристских фракций в парламенте, или о совещании 12 центристских партий в поддержку единого кандидата на президентских выборах? И какого точно кандидата нужно иметь в виду?

Одним словом — перегрузили человека работой. Отсюда недоразумения, путаница и беспочвенные подозрения. Очевидно, потому председатель парламента на будущее посоветовал председателю правительства не брать на себя так много общественных обязанностей в НДП, «Злагоде» и Федерации футбола — тогда и его политическая линия будет прозрачнее для окружающих. В ответ Валерий Пустовойтенко уверил, что, вроде бы, Президент уже попросил его не заниматься избирательной кампанией. Попросил из жалости или из раздражения — не уточняется.

Спикер сначала разгневался, а потом развенчал коварные планы врагов стабильного развития и во всеуслышание подружился с премьер-министром, на радость мирянам. Драмы в стиле «реакционный парламент против реформаторского правительства» не вышло. Если поверить, что идея отстранения Пустовойтенко от должности возникла где-то в недрах администрации Президента, то, наверно, с этой же местности был дан «отбой!».

Президент обозвал кампанию за отставку правительства провокацией, после чего посыпался град заявлений партийных и беспартийных «рулевых» о недопустимости дестабилизации и деструктивных действий, кризисном состоянии, трагической реальности и т.д.. Таким образом, все участники процесса, несмотря на его незавершенность, подтвердили свое реноме и получили соответствующее удовлетворение.

Впрочем, по предварительным впечатлениям, за проявления лояльности парламентские прагматики даже ничего стоящего у премьера не выторговали. А вот если бы голосование было тайным… А так придется «даром» выступить против «левого реванша». Разве что кому-то спишут налоговую задолженность. Соответствующий указ Президента уже есть, а список счастливчиков, как известно, определяет правительство. Впрочем, там и без парламентариев желающих много. Следовательно, затея совершенно потеряла смысл для всех ее участников и речь уже идет о целесообразности переноса рассмотрения вопроса о недоверии на июль или и на следующую сессию.

Можно подумать, как будто в июле будет что-то такое, чего не было в июне. О всех других проблемах и долгах перед половиной мира и собственными гражданами парламент традиционно слушает чуть ли не каждую неделю. Из чего понятным становится только одно — Кабинет Министров в курсе существования этих проблем. Депутаты тоже в курсе. К тому же никто не стремится портить себе летний отдых процедурой утверждения нового премьер-министра.

ПОИСКИ ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Итак, сомнения в дееспособности правительства оказались какими-то непродуктивными. Идея отставки упала на слабо подготовленную почву: предварительных договоренностей относительно альтернативных кандидатур или распределения портфелей в будущем Кабмине обнаружить не удалось. С другой стороны, остался открытым вопрос — целесообразно ли снимать действующее правительство с точки зрения успешности президентской избирательной кампании Леонида Кучмы или кампаний его конкурентов. Ближайшее будущее кабинета Пустовойтенко наблюдатели ставят в зависимость от ответа именно на это вопрос.

Как по мне, эта связь только символическая — с успехом избирательных стратегий отставка правительства связана исключительно в плоскости политической мифологии. Сюжет мифа банален: все кандидаты критикуют Леонида Кучму, а он очень хитро переводит ответственность за экономическую ситуацию на правительство и отправляет его в отставку. Другое развитие сюжета предусматривает провоцирование парламента на то, чтобы выразить недоверие правительству, с дальнейшими президентскими сомнениями в конструктивности Верховной Рады.

Почему-то считается, что электорат наконец удовлетворит естественное любопытство в вопросе «кто виноват?» и проголосует за кого нужно. Хотя для избирателя, кто на кого и что переводит — не существенно. Эмпирическим путем он давно пришел к выводу: от перевода ответственности в ветвях и веточках власти его, т.е. избирателя, жизнь не меняется.

Да и международным кредиторам, в целом, известно, кто в нашей стране руководит исполнительной властью и как на это влияет парламент. Допускаю, что политики, журналисты и другие заинтересованные лица тоже слабо представляют этот символический акт возложения на правительство ответственности за ситуацию. Точнее, угадывание списка бед страны труда не составит. Проблематичным является результат. Неужели после указанной процедуры исполнительная вертикаль вместе с гарантом ее деятельности, предстанет «вся в белом», незапятнанная долгами и освященная всенародной любовью? Если в такое чудо не верят ни политики, ни избиратели, то на кого тогда рассчитано это представление?

В общем, что касается ответственности, то логика отечественных государственных деятелей напоминает сюжеты из жизни отечественного же бизнеса: создать предприятие, наделать долгов, объявить предприятие банкротом, не заплатить кредиторам и взяться за создание новой фирмы.

Отличие в том, что в бизнесе та же команда людей периодически «выступает» под различными названиями. А в создании государства название фирмы не меняется — государство Украина — но под этим брендом периодически «выступают» различные команды. Зато цель одна — перевести ответственность за собственные долги на фирму. Так сложилось, что по Конституции роль почетного председателя «Украина Ltd» выполняет не премьер- министр, а Президент. И здесь как ответственность не переводи — никого это особенно не растрогает.

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

Не все в стране делается ради победы на выборах. Кое-что имеет собственный смысл. Если к вопросу отставки правительства относиться без электоральной предвзятости, то можно рассмотреть не менее захватывающее действие — соревнование за контроль над исполнительной властью в нелегкие предвыборные месяцы.

При любых обстоятельствах контрольный пакет находится у Президента. Гарантировано, что следующие полгода в правительстве будут только лояльные к нему люди. Оно имеет едва ли самое большое поле для маневра. Если Верховная Рада выскажет недоверие правительству, Леонид Кучма на два месяца может назначить удобного для себя исполняющего обязанности, а потом сколь угодно долго предлагать на утверждение парламента кандидатуры на пост премьер-министра. Никаких ограничений относительно продолжительности этого процесса не существует.

Пока депутаты будут морочиться с утверждением правительства, исполнительная власть сможет работать практически без парламентского контроля и вмешательства. Не высказывать же недоверие фактически несуществующему правительству.

Кто будет выполняющим обязанности премьера — Валерий Пустовойтенко, Леонид Деркач или Николай Билоблоцкий — опять-таки, вопрос личной симпатии Президента. Нынешний премьер симпатичен в достаточной степени, чтобы удержать за собой этот пост. Если, конечно, сможет противостоять другим группам в президентском окружении.

По большому счету, Кучме нет смысла торговаться с Верховной Радой за сохранение действующего правительства. Снимут Пустовойтенко или нет, — Президенту от этого ощутимого вреда или выгоды не будет. Разве что появится повод посетовать на законодателей. Зато роль постороннего наблюдателя за околоправительственной дракой позволяет избежать ненужных коалиций и лишних компромиссов. Разбирайтесь, мол, сами, а Президент отреагирует на сложившуюся ситуацию. Последнее слово все равно за ним.

При такой пассивности главы государства парламенту приходится апеллировать исключительно к премьеру как к наиболее заинтересованному лицу. В тяжелые для правительства минуты он бывает чувствительным к депутатским нуждам. В общем, Валерий Павлович за два года научился играть на душевных струнах практически всех парламентских фракций. С человеком в статусе и.о. поладить будет значительно труднее.

Поэтому законодатели должны решать: отправить Пустовойтенко в отставку и получить малоуправляемого и.о., которого все равно будет контролировать Кучма, а не парламент, или перманентно пугать правительство, но недоверие не высказывать. Приблизительно так, как было сделано на этой неделе. Для всей Верховной Рады и Александра Ткаченко в частности, удерживать все время правительство в напряжении — средство влияния на исполнительную власть в течение следующих двух-трех месяцев. Отказывать себе в этом удовольствии довольно нецелесообразно. Тем более, что со второй половины сентября отставка правительства вообще потеряет какой бы то ни было практический смысл для парламента.

Эти соображения не касаются тех парламентских фракций, которые поддерживают интересы групп влияния в окружении Президента. Для них пертурбации в правительстве имеют смысл при любых обстоятельствах. Три, пять месяцев или больше останется до утверждения нового правительства новым президентом — не важно. И за небольшой срок оборотистый человек может успеть многое. Особенно в тот момент, когда парламент и Президент озабочены выборами.

Единственный, кто находится в этой ситуации в уязвимом положении — Валерий Пустовойтенко. Хотя ему робота председателя правительства нравится, но оставить ее из-за недоверия Верховной Рады может означать не только прощание с надеждой возглавить правительство после выборов, но и прощание с постом председателя правительства уже сейчас. Вдруг Президенту захочется назначить на эти последние месяцы кого-то другого.

Поэтому за сохранение правительства Валерию Павловичу приходится драться и с парламентом, и с окружением Кучмы. Наверно, мучиться в неуверенном положении, страдать от интриг недоброжелателей и балансировать на грани депутатской благосклонности ему придется на этом посту до самого последнего дня полномочий.

К тому же, полагаться на помощь администрации Президента премьер не может. Гарант, кажется, вообще самоустранился от процесса, а его окружение имеет собственные предложения относительно личности председателя правительства. Итак, отыщет Пустовойтенко способ уговорить парламент — сохранит пост должность до выборов, а нет — может попасть на постоянную работу в «Злагоду». Хотя вероятность этого довольно условна.

В общем же, этот парламент уже слабо может повлиять на то, что будет делать в ближайшие полгода этот состав правительства. Конечно, если накануне выборов Леонид Кучма вдруг захочет поиграть в «гражданское согласие», то представление будет. Но до такого демократизма, как вхождение в правительство неконтролируемых Президентом лиц, никто не дойдет. Поэтому не стоит увлекаться внешними эффектами.

Созерцая ситуацию, хотелось бы особенно отметить Леонида Кучму. Случай беспрецедентный в отечественной истории — ему удалось сохранить неприкосновенным правительство Валерия Пустовойтенко со времени парламента предыдущего созыва до момента избрания нового Президента. Если на то будет его добрая воля.

Ольга ЛЕНЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ