Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поделиться капитализмом

Как заставить активы украинцев работать?
19 июня, 2004 - 00:00


Решение проблемы бедности состоит не в том, чтобы поделиться капиталом, а в том, чтобы поделиться капитализмом. Нужно дать возможность людям, не родившимся предпринимателями, приобщиться к тем благам капитализма, которыми у нас пользуется лишь малая часть населения.

Результатом капитализации домохозяйств может стать достаточно внушительная сумма. Этих денег хватило бы на все: на техническое переоснащение и развитие производства, на выплату иностранных кредитов, в конце концов, на эти деньги можно выкупить национальную независимость — право на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Как заставить работать украинскую собственность рассуждает президент компании «Золотые ворота» Сергей САМУСЕВ.

— Сергей Владимирович, мне представили вас как человека, который имеет свой оригинальный взгляд на то, каким образом сделать украинскую экономику более эффективной. В чем же состоит суть ваших взглядов?

— Я считаю, что в Украине нет капитализма в понимании, принятом на Западе. Вернее, капитализм у нас есть, но он доступен лишь малой части населения, что негативно влияет и на распределение богатства в обществе, и на экономику в целом.

Дело в том, что для Украины еще не совсем ясен смысл такого понятия как «капитал», который зачастую воспринимается как просто деньги. Нами еще не осмыслен открытый 200 лет назад Адамом Смитом фундаментальный закон того, что капитал — это совокупность активов, направленных на производство. Деньги или имущество сами по себе не являются капиталом, если они не используются для создания добавочной стоимости.

Собственно, проблема трансформационного периода во всех постсоветских странах состоит в том, что, когда людям дали возможность иметь собственность и владеть капиталом, только малая часть населения включилась в этот процесс. Так, по некоторым расчетам, только около 2-3% населения в этих странах имеют достаточный потенциал, чтобы заниматься бизнесом. Я не буду давать оценку этому исследованию, но фактом остается то, что в результате либерализации экономических отношений сформировался очень узкий и замкнутый круг людей, которые имеют возможность заниматься бизнесом. И только этот узкий круг имеет возможность владеть и пользоваться капиталом, можно сказать — живет в капитализме.

— В Украине уже есть возможность владеть собственностью — речь идет как о мелкой собственности, так и о больших предприятиях, которые принадлежат конкретным людям, а не государству. Так в чем же тогда загвоздка? Или в Украине все работает по другим законам?

— У тех людей, у которых есть капитал, все действует по нормальным законам. Проблема состоит в том, что собственники капитала представляют собой очень узкий круг людей, своего рода частный клуб, а те, кто не имеет капитала, соответственно, не имеют отношения к капитализму — и не могут пользоваться его преимуществами. Поэтому сложившуюся в Украине ситуацию можно назвать условно системой экономического апартеида.

— В чем же суть экономического апартеида?

— У многих есть недвижимость — квартиры, дачи, гаражи, земля, которые нельзя считать капиталом, — это можно назвать омертвленными активами. Эти активы «мертвые», потому что они не работают на своего хозяина, а законодательство Украины не способствует тому, чтобы они стали источником инвестиций, чтобы они превратились в капитал. Людям надо просто позволить воспользоваться всеми этими мертвыми ресурсами, научить оперировать ими — и перед нами откроются новые возможности для стимулирования экономики.

Я недавно подсчитал, какими активами владеют мои родители-пенсионеры, которые ничем особым не выделяются среди всех остальных пенсионеров страны. У них есть двухкомнатная квартира в Киеве, из разряда тех, в которых живет большая часть обыкновенных «инженеров-учителей»; однокомнатная квартира, которая им досталась от их родителей; у них есть дача на шести сотках, гараж и автомобиль. Все вместе на сумму порядка ста тысяч долларов. Я провел опрос сотрудников своей фирмы: какими активами располагают их родители, и выяснил, что эта сумма лежит в интервале пятнадцать — пятьдесят тыс. у. е. на одного пенсионера.

— Не предлагаете ли вы просто продать все это имущество?

— О продаже даже речь не идет. Пустить в оборот эту собственность можно другим образом — взять под нее кредит. В нашей стране нет свободных длинных денег, но на Западе они ищут, куда бы приткнуться. И эти деньги довольно дешевые. Например, в США кредитование населения под недвижимость осуществляется под 4-5% годовых. Пускай у нас они будут стоить уже 10% годовых. В то же время валютные кредиты для бизнеса стоят у нас порядка 15%, гривневые — 22— 24%. Если взять среднее значение между 15 и 22, получится около 18%. Соответственно, деньги, взятые под залог имущества, обошлись под 10%, а проинвестировав их в бизнес, можно получить 18%. Пенсионеры получают возможность жить на проценты — во всем мире это практикуется и называется рентой. Схема при этом выглядит следующим образом — берем в иностранном банке, который уже существует в Украине, или при посредничестве украинского банка, кредит под залог недвижимости, под 10% и вкладываем в несколько предприятий для повышения безопасности капиталовложений. Разница между этими процентами в два — шесть раз превышает их сегодняшнюю пенсию.

— Последнее время правительство рекламирует рост национальной экономики. Может быть, все-таки мы движемся в правильном направлении и нет никакого апартеида?

— Этот рост никоим образом не спочасть населения.

Поделиться капитализмом означает дать возможность людям, которые лишены предпринимательских способностей, а также тем, кто по-прежнему находится в «угнетенном» состоянии, превратить имеющиеся у них активы в форму капитала. Для этого эти активы должны быстро и недорого регистрироваться как частная собственность и быть защищены законом, что позволит использовать скрытую в них экономическую энергию.

Исследования, проведенные в странах Латинской Америки, Филиппинах, Гаити, Египте перуанским институтом «Свобода и демократия», возглавляемым Эрнандо де Сото, дали удивительные результаты — стоимость недвижимости (посчитанная в ликвидных ценах), которой распоряжаются бедняки в этих странах (распоряжаются, а не владеют, т. к. легитимных прав собственности у них нет), в 46 раз превышает сумму всех кредитов, выданных Всемирным банком за последние 30 лет для этих же стран.

Если кто-нибудь проведет подобные исследования в Украине, то, по моему прогнозу, эта сумма составит не одну сотню миллиардов долларов. Я подсчитал, что если активизировать омертвленные капиталы всего 1млн. пенсионеров (это менее 8% от их общего числа) в среднем по $10 тыс., это уже составит сумму $10 млрд. собствует увеличению числа людей, вовлеченных в круговорот капитала. Бедные все так же остаются бедными, а богатые — богатыми. Мы же должны стремиться к тому, чтобы втянуть как можно большее количество людей в систему капиталистического воспроизводства.

И если какая-то партия ставит своей задачей заставить богатых поделиться своими деньгами, то это ни к чему хорошему не приведет. Решение проблемы бедности состоит не в том, чтобы поделиться капиталом, а в том, чтобы поделиться капитализмом. Нужно дать возможность людям, не родившимся предпринимателями, приобщиться к тем благам капитализма, которыми у нас пользуется лишь малая

Мы взяли числа заведомо меньшие, чем я рассчитал для своих родителей и родителей моих сотрудников, но даже этих денег хватило бы на многое — на техническое переоснащение заводов и электростанций, построенных еще в сталинские времена, на развитие новых производств, на выплату иностранных кредитов и энергетических долгов.

Мы пока рассмотрели только малую часть и притом пенсионеров — самую бедную и обездоленную часть населения, но, кроме того, есть рабочие и служащие, мало отличающиеся по суммарным активам, которыми они владеют.

Для того, чтобы эту ситуацию исправить, нужно не только корректировать законодательную базу в части, касающейся регистрации прав собственности, но и проводить последовательную просветительскую работу, чтобы люди знали, как всем этим пользоваться.

Банки, в свою очередь, должны иметь механизмы контроля того, куда реально пошли деньги, выполняет ли кредит свою функцию, можно ли доверять этому предприятию. При этом предприятие должно получить заключение аудита о позитивной динамике развития, о том, что оно может выплачивать дивиденды. Акционеры, вкладывающие кредитные деньги, должны иметь привилегированные акции с гарантированной доходностью, которая будет превышать ставку кредитования.

Все это должно изменить психологию бизнеса, который, в погоне за инвестициями, будет заинтересован показывать реальные деньги и правдивый баланс. Вместо того, чтобы прятать деньги, будет выгодно декларировать доходы и платить с них налоги, чтобы потом иметь возможность вырваться вперед в конкурентной борьбе, благодаря длинным и недорогим деньгам.

— Насколько безопасна и доступна схема кредитования для простого гражданина? Кто будет гарантировать безопасность конечного вклада и можно ли говорить о том, что в Украине есть возможность «поделиться капитализмом»?

— На данный момент такие операции, скорее всего, невозможны. Население еще находится под влиянием громких скандалов вокруг трастовых фондов вроде МММ. Кроме того, в Украине уже имеется 17 млн. миноритарных акционеров, чьи «микропроценты» акций могут работать только на рынке вторичной продажи акций, а не как капитал, приносящий дивиденды. Решение этой проблемы я вижу через объединения мелких акционеров в венчурных фондах. Отстаивание интересов миноритарных акционеров под силу профессионалам, работающим в компаниях по управлению активами.

Эти идеи могли бы стать национальной политикой государства и опираться на политическую волю правительства и президента. То есть политики должны работать над тем, чтобы население преодолело психологический дискомфорт и страх перед функциональным размещением капитала в акционерных обществах, трастовых фондах и так далее. Тем более, что весь западный мир живет по этому принципу — там вся собственность заложена и под нее взяты кредиты. И эти кредиты работают. Дом, в котором живут люди, не просто стоит мертвым грузом (за него, кроме того, еще нужно платить налог на недвижимость), но и принимает участие в обороте капитала, принося дивиденды своему хозяину.

Второе направление движения по втягиванию «омертвленных» активов в капиталистический оборот лежит в плоскости законодательного обеспечения этого процесса. Государство должно привести в соответствие с западными стандартами формы владения недвижимостью так, чтобы они устраивали западных инвесторов. По крайней мере, государство уже сейчас задекларировало, что частная собственность неприкосновенна. Но оформление этой собственности не носит окончательного характера. Большое количество домов, квартир и земельных участков оформлены кое-как. Поэтому западные банки не будут принимать под залог эту собственность, сомневаясь в ее легитимности.

Следовало бы сделать полную инвентаризацию того, что есть в стране. У нас же иногда даже не знают, где лежит граница земельной собственности, не говоря уже об описательной характеристике этой собственности, желательно в сопоставимых единицах. Нет полной общегосударственной базы данных на все формы недвижимости, а та информация, которая существует, почему-то засекречена. В западных странах эту информацию можно получить, не выходя из своего офиса — через Интернет.

В частности, я рассчитывал на то, что новый Земельный кодекс улучшит ситуацию. Но некоторые положения этого закона, в первую очередь по отношению к юридическим лицам, отбросили нас далеко назад. До принятия нового Земельного кодекса единственной формой владения землей был «Акт постоянного землепользования», который давал право пользоваться, но не давал право распоряжаться. Новый Земельный кодекс должен был бы преобразовать право пользования в право собственности. Но он предусматривает другой механизм — нужно эту землю либо выкупить, либо взять в аренду. Аренда — это не эквивалент права собственности, поэтому его отбрасываем. Возможность выкупить? Вот здесь уже появляются проблемы. Дело в том, что выкупать я эту землю должен по новой цене. А как быть в том случае, если я вложил в эту землю деньги, благоустроил ее, своими усилиями повысил ее в цене — и теперь вынужден выкупать по более высокой цене свои собственные капиталовложения? Теперь нужно договариваться с местным советом, который хочет вернуть себе все деньги, которые они недополучили еще от советской власти — и решить за их счет все свои проблемы.

— Можно ли наш разговор превратить в программу действий?

— Сначала об этом надо хотя бы говорить. Нужно искать единомышленников, мыслящих теми же категориями и рассчитывающих на конкретный результат — построение капитализма, при котором капиталистов в стране будет больше, чем людей, лишенных собственности. А что касается программы, то она успешно реализовывается уже семнадцать лет.

Если заглянуть в наше недавнее прошлое — в 1987 год, год начала кооперативного движения — движения в направлении построения капитализма, то можно увидеть несколько основных характеристик этой отправной точки.

Весь народ Советского Союза, в т. ч. Украинской Республики, работал на одного хозяина, которого принято было называть Государство. Работать на себя, а тем более владеть средствами производства, было невозможно и более того — уголовно наказуемо. Можно сказать, что в тот год уровень развития капитализма в нашей стране равнялся нулю (если оценивать этот показатель как совокупную стоимость активов, находящихся в частной собственности).

На сегодняшний день частная (негосударственная ) собственность стала основной формой собственности в нашей стране, но если 90 и более процентов населения не имеют к этой собственности никакого отношения, то они остаются такими же классовыми врагами капитализма, какими были 17 лет назад.

Решение этой проблемы национального масштаба возможно, но начинаться оно должно с объявления новых приоритетов в деле государственного строительства.

А программа действий появится уже как следствие .

Беседовал Юрий ТАРАН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ