Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Подставить плечо»

готовы организации инвалидов украинским политикам
7 февраля, 2006 - 19:50
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Выборы в парламент на пропорциональной основе в любой стране в первую очередь определяют стратегию дальнейшего экономического и социального развития государства на несколько лет вперед. Такая стратегия должна быть окончательно сформирована (отточена) посредством борьбы социально-экономических программ в ходе дискуссий между политическими блоками и партиями во время предвыборных кампаний. Особенно это актуально для нынешней предвыборной кампании в нашей стране, потому что эти выборы впервые происходят на пропорциональной основе, и фактически, именно на них будет формироваться политическая элита и основная стратегия развития Украины на несколько десятилетий вперед.

К сожалению, нынешняя предвыборная кампания пока переполнена политическими интригами и взаимной критикой оппонентов, что, в свою очередь, никоим образом не способствует совершенствованию социально-экономических программ политических партий и блоков в ходе их популяризации среди населения.

С одной стороны, такая тактика предвыборной кампании украинских партий и блоков вполне обоснованна, поскольку программы этих партий во многом похожи между собой и не могут быть основным козырем в их предвыборной борьбе. По большей части, программы партий, идущих на выборы, отнюдь не являются системными. Эти программы базируются на прошлых заслугах лидеров партий и отличаются друг от друга лишь степенью преобладания в них административных и экономических составляющих (рычагов управления государством). По существу, именно эта степень преимущества вышеупомянутых составляющих и определяет все другие нюансы программ, такие как социальная политика, свобода слова, внешнеэкономические приоритеты и т.д.

В то же время украинские политические партии и блоки, увлекаясь своей приверженностью к административным или экономическим рычагам управления государством, совсем забывают о третьей — социальной — составляющей своих программ.

На первый взгляд, последнее умозаключение может выглядеть ошибочным для большинства читателей. Действительно, для большей части партий социальный раздел их программ является едва ли не основным. Но на самом деле социальные обязательства почти во всех программах партий рассматриваются только как следствие использования административных или экономических рычагов управления государством. Вместе с тем международная практика и экономическая ситуация в Украине свидетельствуют, что применение сугубо административных и (или) экономических рычагов управления государством не является оптимальным для обеспечения всестороннего развития Украины как в плане экономического роста, так и в плане удовлетворения социальных потребностей всех слоев населения.

Так, преобладание в стране административных методов управления приведет Украину к зависимости от сверхдержав (России или США), вследствие чего произойдет потеря международного имиджа страны и снижение экономического, интеллектуального и творческого потенциала Украины. В случае же ставки Украины исключительно на экономические методы ведения хозяйства, во всяком случае, в ближайшем будущем, страна не сможет дать существенной части своего населения даже минимальных, жизненно необходимых гарантий.

Для разрешения проблемы выбора оптимального баланса между административными и экономическими составляющими развития Украины, необходимо в социально-экономических программах партий предусмотреть третью — социальную — составляющую развития страны. Суть этой составляющей сводится к гармонизации взаимодействия всех социальных слоев общества.

Эта гармонизация, с одной стороны, должна базироваться на экономически обоснованной системе стимулирования благотворительной помощи в соответствии с уровнем бедности и потребностями малообеспеченных граждан. С другой стороны, для такой гармонизации необходимо предусматривать максимальное привлечение социально незащищенных граждан к общественно-экономической жизни страны с целью обеспечения их экономически целесообразной занятостью. Все вышесказанное должно осуществляться на базе общественных организаций. Именно третий сектор власти должен возложить на себя ответственность за гармонизацию взаимодействия всех социальных слоев общества и обеспечить обоюдное движение обеспеченных и малоимущих граждан в направлении сокращения социальной пропасти между ними.

С целью реализации вышесказанного, Комитет по вопросам межрегиональных связей и инноваций при Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины» (ВОИ СОИУ) разработал программу реализации системы мероприятий по двум следующим направлениям:

* Повышение коэффициента полезного действия благотворительной помощи.

* Создание эффективного механизма привлечения инвалидов к общественно-полезной деятельности.

Вместе с тем для эффективного, полноценного внедрения этой программы, а также для обеспечения вышеупомянутой гармонизации взаимодействия других слоев общества, необходимо кардинально изменить многие законодательные акты Украины. В первую очередь, в этих актах необходимо предоставить общественным организациям более широкие права и возможности. Одновременно необходимо конкретизировать обязанности и систему ответственности общественных организаций перед их клиентами и государственными структурами.

Хотелось бы, чтобы политические блоки и партии в своих программах не оставили без внимания общественные организации, особенно те из них, которые занимаются проблемами социально незащищенных граждан. Ведь именно эти организации при соответствующих условиях могут снизить социальную напряженность среди малоимущих граждан и, следовательно, окажутся существенной подмогой для минимизации административного вмешательства в экономику страны.

Александр ЛУКЬЯНОВ, сотрудник Комитета по вопросам межрегиональных связей и инноваций при ВОИ СОИУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ