Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Политическая культура нищих и патриотов

23 ноября, 2000 - 00:00


Недавно состоялось очередное заседание Политического клуба «Диалог», где известные философ Мирослав Попович и политолог Владимир Полохало обсуждали тему «Политическая культура «среднего украинца» и политическая культура «украинской элиты». «Бедность не просто экономический показатель. Бедность — это то, что парализует любые демократические инициативы, демократические устремления»


Украинцев спасет здоровый эгоизм

По мнению Владимира Полохало, политическая культура «среднего украинца» — это культура «подданного» по Веберу, или наблюдателя. Ее основными характеристиками являются низкий уровень доверия — как межличностного, так и доверия к властным институциям и политике. Умудренные опытом многих десятилетий наши люди знают, что все изменения, все инициативы, происходившие и происходящие в государстве, — это дело рук властных элит. А они в этом процессе — только наблюдатели. Но несмотря на все это, по мнению В.Полохало, «народ любит власть и помогает тем самым власти быть самодостаточной». «Вовсе не обязательно, что нас ждет демократическое продвижение, — считает Владимир Полохало. — Постсоветское пространство показывает другие варианты развития. По уровню политической культуры мы приближаемся к Беларуси и России, где четко прослеживается авторитарное развитие, и все далее отдаляемся в историческом времени от Польши и Чехии». Одной из основных причин такого пессимистического развития ситуации в Украине является хроническая бедность украинского народа, потому что бедность, по мнению политолога, «это не просто экономический показатель. Бедность — это то, что парализует любые демократические инициативы, демократические устремления».

Подобного мнения придерживается и философ Мирослав Попович: «Я боюсь, что Украина будет маленькой Колумбией или чем-то похожим в прихожей Европы, — считает он. — Здесь будут оседать эмигранты, это будет точка, где будут перекрещиваться пути поставки наркотиков. Это будет район хронической бедности». И в этом, по мнению философа, нельзя будет обвинить народ. «Коллективная ответственность — это не европейское понятие, — отметил М.Попович. — Речь идет об ответственности отдельных людей и организаций». Что же касается народных масс, то они, по мнению философа, лишены доступа к политическому опыту не в последнюю очередь из-за своей бедности и унизительного положения, так как зачастую им просто не за что купить газету, посмотреть любые другие новости, кроме УТН, и т.д.

Еще очень много разумных идей и конструктивных советов прозвучало из уст основных участников дискуссии, но почему-то создалось впечатление, что зал, большинство в котором составляли представители т.наз. культурной элиты, их не услышал или не захотел услышать. Слушатели диалога оживлялись лишь при звучании слова «патриотизм», и основная масса вопросов была наподобие (сохраняя речь оригинала. — Авт. ): «Чи не считаєте ви, що основою життя любої держави являється патріотизм?» Возбуждало также зал присутствие на дискуссии корреспондента от «Киевских Ведомостей», который имел смелость сформулировать вопрос на русском языке. Практически каждый выступающий не упускал случая выразить яркими эпитетами свое презрение как к газете, так и к ее представителям. Словно предугадав такое развитие событий, еще с самого начала своего доклада Владимир Полохало высказал следующее мнение: «Насколько условным, вредным и заангажированным с точки зрения реального положения вещей является патриотизм наших так называемых культурных элит». А Мирослав Попович в ответ на агрессивные выпады в его сторону, что он, мол, защищает «жидів» и «кацапів», попытался объяснить, что «политическая культура — это не однообразие, а способность толерантно согласовывать различные позиции». В конечном итоге, о политической культуре «украинской элиты» говорить уже как будто не было смысла, так как, во-первых, сложно определиться с тем, кого иметь в виду под словом «элита», а во- вторых, если, как сказал М. Попович, элитой называть высококвалифицированные социальные прослойки украинского народа, то в этом зале, собственно, все имеют соответствующие документы о том, что они и есть этой самой элитой. А ее политическая культура, исходя из вышесказанного, не нуждается в комментариях.

Наталья ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ