Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пора перестать быть мелкими величинами,

посоветовали британцы украинским национал-демократам
31 мая, 2000 - 00:00


Что такое политический успех? Надо ли ради него партиям объединяться? Готовы ли правоцентристские силы Украины договориться о создании своей коалиции? Чего они будут добиваться вместе? Все эти вопросы послужили темой острой дискуссии во время международного семинара «Создание правоцентристской коалиции», состоявшегося недавно в Киеве.

Для представителей украинского правого центра собраться вместе — это достаточно серьезная заявка после многочисленных расколов в их рядах и постепенной утраты ими политического влияния в государстве. Либо остаться за пределами политики, либо объединиться — вот так жестко был поставлен вопрос во время дискуссии украинских национал-демократов и их зарубежных коллег — из «Модеративной партии Швеции», польской «Унии Вольности», британских консерваторов, а также представителей Международного республиканского института и Национального демократического института.

Казалось бы, что собрало за одним столом переговоров британских консерваторов и модеративных шведов, если в методах их работы так много отличающегося, подчас противоположного? И тем паче, как это все можно связать с украинской ПРП или, например, Христианско-народным союзом? «Все мы представляем одну идеологическую семью, — отметила Элизабет Роузмонт, координатор работы с Восточной Европой офиса Консервативной партии Великобритании. — Подобный семинар для нас — это партнерство, повод обменяться опытом». «Мы с удовольствием работаем с правоцентристскими силами во всем мире, — рассказал Брайен Меффорд, руководитель программ в Украине Международного республиканского института. — Наблюдаем за выборами, проводим обучение политических партий, предоставляем гранты под политические проекты».

В Польше только после того, как правоцентристские силы сплотились в «Солидарность», они сумели победить — напомнил опыт поляков Артур Смолко из «Унии Вольности». Пройдя через горький опыт постоянного проигрыша, там малочисленные партии поняли, что эффективный контроль над политической жизнью страны, успех политической партии наступает только в том случае, если они действуют совместно, сплоченно. По мнению Томаса Кормие из Национального демократического института, в Украине сейчас наступило время для больших коалиций. «Мы должны дать украинским политикам орудия для этого», — отметил он.

Нынешний политический спектр Украины действительно представляет собой непостижимое разнообразие партий — их зарегистрировано уже более сотни. Есть партии с самыми невероятными в отношении политических образований названиями: «За красивую Украину!», «Партия реабилитации тяжелобольных», «Партия обманутых вкладчиков», «Партия поддержки отечественных производителей», «Партия любителей женщин». А какова следующая? «Любителей мужчин»? Известно, что все они собираются бороться на предстоящих выборах. Но сможет ли рядовой украинец понять, что это за партии и на чем они основываются?

«Проблемой демократии в Украине является проблема личных амбиций», — поделился своими впечатлениями доктор Джулиан Луис, член британского парламента от Консервативной партии. — В Украине есть слишком большое количество людей с чрезмерным чувством собственного «я», и если кому-то не удается стать лидером партии, он, не колеблясь, создает свою собственную партию и становится ее лидером».

Вряд ли политики в Британии менее амбициозны, чем их здешние коллеги. Они тоже хотят быть лидерами, тоже хотят властвовать и тоже расстраиваются, если терпят поражение. Однако в британскую избирательную систему заложен механизм, предостерегающий политиков в минуты их личных разочарований от формирования новых политических партий: там, если партия начнет дробиться, она не сможет сформировать правительство. В Украине этого нет. Наши партии не принимают участия в формировании правительства. Более того, если их членов — действующих парламентариев, вводят в состав правительства, они должны выйти из парламента.

Таким образом, именно избирательная система, исходя из опыта британцев, должна стать тем предохранителем, благодаря которому политики будут вынуждены сочетать свою ответственность за государство и умение работать в пределах группы. Однако вряд ли кто-нибудь надеется, что избирательная система в Украине изменится сразу. Зато уже сегодня общими усилиями можно инициировать скорейшее принятие закона о партиях, который был бы на руку партиям, а не против них. Сгруппировавшись в коалиции, партии уже теперь могли бы превратиться в более мощный политический фактор и — вместе с Президентом — быть руководящей силой в стране, а не оставаться всего лишь пестрым объединением парламентских фракций. «Пора перестать быть мелкими величинами, — метко отметили британцы, — надо становиться целыми числами».

По принципиальному вопросу, вынесенному на обсуждение участниками семинара: «Согласны ли правоцентристы объединиться?», недоразумений, кажется, не было. «Это надо делать немедленно, — отметил Валерий Бабич (Всеукраинское объединение христиан). — Каждая из партий уже начала подготовку к парламентским выборам, и потом будет очень трудно менять планы и осуществлять объединительные процессы». Но за этим вопросом следовал еще один. Как, каким образом объединиться? А вот тут мнения расходились на абсолютно противоположные.

По мнению Сергея Соболева (ПРП), «сегодня в правом центре четко выделяются два блока партий. Один из них представляют ПРП, НРУ (Удовенко), КУН. Второй блок состоит из УНР (Костенко) и партии «Батьківщина». Собственно говоря, поиск единой коалиции между этими двумя политическими силами и будет определяющим на следующих парламентских выборах». «Я сразу хотел бы отмести малейшую возможность участия в этой коалиции партий, образованных на финансовой и политической основе, где собственно финансовая основа доминирует (имеется в виду блок СДПУ(о) и Демократического Союза)», — отметил С.Соболев (что в данных условиях выглядит несколько идеалистически).

В основе создания коалиции правоцентристов, по убеждению госпожи Славы Стецько (КУН), должна обязательно быть высокая национальная идея, как, например, защита суверенитета Украины от внешнего врага либо борьба против какой-либо формы тоталитаризма (хоть коммунистической, хоть какой-либо другой), или же вывод Украины из кризиса. Созвучно с ней высказалась Елена Бондаренко (НРУ): «Партии, у которых имеются деньги, но отсутствует идея, не будут решать ближайшее будущее Украины».

Однако неужели ничему не научили предыдущие выборы? Ведь деньги — обязательный инструмент в политической борьбе, и что бы то ни было, а национал- демократам придется хорошенько поломать голову и найти способ, как своими идеями склонить к себе отечественных бизнесменов, чтобы таковые захотели полезть ради них в свои кошельки. «Не имея достаточной финансовой поддержки, наши партии на следующих выборах смогут претендовать только на очень скромный процент, — отметил Василий Костицкий (Христианско- народный союз). — Ведущую роль в украинской политике, нравится это кому-то или нет, сегодня играют партии, в которых политический капитал слился с финансовым. Думаю, что вот эти партии и будут решать как судьбу будущего избирательного законодательства, так и судьбу следующих выборов».

Кроме проблемы финансов, есть многое другое, что может помешать правоцентристам. «Мне кажется, мы не готовы сегодня к созданию коалиции не только потому, что у нас существует проблема со сплочением сил, — продолжил свой анализ Василий Костицкий, — но и потому, что сегодня правые центристы перестали выступать как влиятельная сила в государстве. Один из парадоксов заключается в том, что мы не можем объединиться вокруг платформы нынешнего правительства: мы его не формировали. Другая наша беда в том, что мы не влияем сейчас на течение событий в парламенте, в частности, на конечную редакцию закона о выборах. Мне кажется, что правый центризм, в том виде, как он сегодня представлен, несколько сужается, и к нему постепенно добавляются другие партии, над которыми нависла серьезная угроза, а именно: принятие нового закона о партиях. Вполне возможно, что после принятия такого закона многие партии просто исчезнут, если будет введена их перерегистрация, — возможно, по причине их недостаточно развернутой структуры в регионах».

По мнению Андрея Странникова из Христианско-народного союза, партии найдут возможность перерегистрироваться. Однако угрозу объединению правого центра он видит в том, что прошлое противостояние между правыми и левыми к настоящему времени сместилось: «Сегодня этот водораздел проходит между демократией и тоталитаризмом, который может быть как левым, так и правым. События последних месяцев — президентские выборы и референдум — продемонстрировали, что власть пользуется арсеналом совершенно недемократических методов, которые в свое время были в распоряжении коммунистической системы. Проблема в том, что правоцентристские силы представлены с обеих сторон баррикад. А схема, навязанная системой, не предусматривает мысли, что тоталитаризм может быть также правый. Это дезориентирует избирателей, симпатии которых на стороне национал-демократов. Поэтому на прошлых президентских выборах человек, не голосовавший за коммуниста, был убежден, что он голосует за демократа».

Одним из факторов, отмеченных участниками семинара как угрожающий для формирования коалиций, является фактор назначений и раздачи портфелей в политическом процессе. «Мы можем много месяцев вести тяжелые, изнурительные переговоры об образовании объединения, — звучало в выступлениях, — но стоит потом в какой-то момент предложить кому-то из нас должность министра, и, к сожалению, девять из десяти клюнут на этот крючок».

Кроме того, как указывалось, сам политический процесс в Украине проистекает сегодня под постоянным фокусом отношения к Президенту. Политические силы все очевиднее начинают делиться на тех, кто может позволить себе покритиковать Президента, и тех, кто не может. А это, опять же, отражается на объединительных процессах. Не каждый будет чувствовать себя комфортно в объединении, где его будут постоянно одергивать, мол: «Ты правильно думаешь, но придержи язык». В то же время даже в странах самого показательного политического компромисса случаются такие ситуации, когда нельзя не отстаивать свою точку зрения, свою позицию — в этом и проявляется сила партии.

«Украинская дорога к демократии оказалась более ухабистой, чем можно было ожидать, — поделился своими мыслями Питер Луксеп из «Модеративной партии Швеции». — Но уже то, что представители национал-демократического блока начали собираться за «круглым столом», усилило мою уверенность относительно будущего Украины». Надежды господина Питера базируются на опыте Эстонии, где национал-демократам удалось не только основать «круглый стол», но и отобрать власть у старой номенклатуры. Подобные уроки успеха в результате создания коалиций демонстрируют и Венгрия, и Болгария. В то же время Швеция, где мощная социал-демократическая партия у власти вот уже 59 лет, является примером поражений нескольких тамошних правоцентристских партий, которые как были разъединены и малочисленны, так и остались таковыми.

«Безусловно, в этой ситуации скорее всего надо критиковать не ту партию, которая у власти, а те, которые не у власти из-за неумения объединиться, из-за неспособности завоевать доверие избирателей, — отметил Питер Луксеп. — Они так и не поняли, что возможность слишком широкого выбора между партиями отпугивает, отбивает желание несоциалистически настроенных избирателей участвовать в голосовании. Ведь если существует три-четыре партии, относительно одинаковых, похожих в глазах избирателей, то всегда трудно сделать выбор, за какую партию отдать свой голос. Это все равно, что просить мать назвать из четырех ее сыновей самого любимого».

Однако мировой опыт украинцев мало трогает: тенденция к появлению все новых партий у нас усиливается. Их количество увеличивается, в том числе и вследствие раскола уже существующих. Раскололся Рух, а два месяца назад — социалисты. Характерно, что в своих расколах, без малейшей самокритики, они видят только руку недругов. «Власть своими политологами и умными головами работает, чтобы тот, кто становится влиятельным, не превращался в монолитную мощную силу», — заметил Владимир Стретович (ХНС). «На протяжении длительного времени политика исполнительной власти была антипартийной», — убеждена Елена Бондаренко (НРУ). «Власть готова делать все, чтобы национал-демократия еще долго «сидела в окопах», — отметил Юрий Костенко (УНР). — В этих условиях намного труднее формировать любую коалицию, в том числе и коалицию в правительстве. Однако политическая структуризация общества и роль партий возрастают. Политическая конкуренция между партиями обязательно приведет к укрупнению и упрочению партий, к ликвидации, отмиранию мелких партий». А как же лидеры? Имеют ли право те, кто сокрушительно проиграл выборы, оставаться на руководящих постах в партиях?

Закончился семинар еще более серьезной дискуссией, чем начинался. Так как говорить о своих намерениях или о том, что им мешает — одно, а конкретные совместные действия — это то, что до сих пор украинским правоцентристам не удавалось. Не зря организаторы семинара обсуждению конкретных общих шагов уделили особое внимание. От партий требовались искренность, зрелость и решительность. И уже 25 июня на довыборах в парламент они получат возможность пройти своего рода тренинг и доказать, что чему- то научились.

Людмила ГУМЕНЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ