Авиационная катастрофа в Скныливе 27 июля и взрыв метана на шахте им. Засядько 31 июля вызвали острые дискуссии в СМИ, а перед учеными поставили несколько нелегких вопросов: почему? как прогнозировать? можно ли избежать? В статье речь идет об одном из подходов к этой проблеме. Материалы, которые предлагаются вниманию уважаемых читателей, не могут никого обвинить или оправдать. Речь идет не о законах государства, а о законах природы.
ОПЕРАТОРЫ
Будем называть оператором того, кто руководит работой любого устройства (постоянно получая информацию о состоянии устройства и последствиях его работы), и при необходимости меняет рабочие режимы. Если речь идет о самолете, то оператор это пилот. Он должен с контрольных приборов считывать текущую информацию (1), из ее массива выделять наиболее существенную (2) и реагировать (или не реагировать) на нее, меняя работу двигателей или позиции закрылков и стабилизатора (3). Главной проблемой пилотов скоростного самолета является цейтнот. Отсутствие времени требует молниеносных («автоматических») действий, предпосылками которых являются знания, опыт и интуиция (подсознательная логика). Однако катастрофа в Скныливе обусловлена решением о выполнении акробатической фигуры на малой высоте, которое было принято еще в условиях нормального полета (при отсутствии цейтнота). Огромный опыт и высокая квалификация пилотов делают их поведение непонятным. Это подчеркивает Е.К. Марчук. Об этом говорят опытные летчики. А. ТУРЧЯК (полковник в отставке): «Мне кажется, что непосредственными виновниками трагедии являются сами летчики, которые проявили недопустимую самоуверенность. Самолет, к сожалению, может упасть в любой момент. Как же они могли пилотировать на такой малой высоте над головами зрителей, зная об этом?» («День» №156). К. ПРОСКУРА (инженер-пилот 1-го класса): «Температура какая была во Львове? 30 градусов. А при такой температуре воздух разряженный. И для подсоса на форсаж его не хватает. Такую фигуру при такой температуре и такой плотности воздуха надо делать на высоте не менее 800—900 метров. Тогда при форсаже не закроются задвижки при всасывании воздуха. А они были закрыты, это видно даже на экране телевизора. Для форсажа воздуха не хватило, неужели такие опытные летчики этого не заметили...» ( «Столичные новости» №32). Б.КОРОТКОВ (заместитель главнокомандующего ВВС Украины): «Летчики-профессионалы видели роковую ошибку В. Топонаря, а его халатное отношение к предостережению, которое сделал полковник Ю. Егоров, настораживает» («День» №159).
Лучшего оператора превращает в ничтожество стакан водки. Версия, по которой пилоты Су-27 были выпившие, даже не рассматривается, и это правильно. Могли ли повлиять на них (собственно, на командира экипажа В. Топонаря) какие-то другие факторы? И какие?
«И ВНОВЬ ВЗОШЛИ НА СОЛНЦЕ ПЯТНА»
В XVI в. польский граф Ян Казимир Чижевский по мотивам, которые сегодня трудно понять, бежал в Украину, а вскоре его фамилия появилась в летописях Запорожской Сечи. Потомок графа, один из наиболее выдающихся ученых XX в., О.Л. Чижевский родился в 1897 году. Получил прекрасное образование, рисовал, писал стихи, за участие в боевых действиях на Галичине получил Георгия, в 1936 г. издал в Париже научную монографию. А с 1942 г. до смерти Сталина сидел в большевистских застенках. Французская книга О.Л. Чижевского вышла в свет в СССР только в 1973 году, через десять лет после смерти исследователя. Для изложения сущности этой книги, которая имеет название «Земное эхо солнечных бурь», ограничусь отрывками из стихотворения «Галилей», написанного еще в 1927 г. «И вновь и вновь взошли на Солнце пятна, // И омрачились трезвые умы, // И пал престол, и были неотвратны // Голодный мор и ужасы чумы. // И вал морской вскипел от колебаний, // И норд сверкал, и двигались смерчи, // И родились на ниве состязаний // фанатики, герои, палачи» «Голодный мор» и «ужасы чумы» являются не поэтическими образами, а отражением реальной зависимости урожаев и болезней от солнечной активности. О «вале морском» и «смерчах» (а также о наводнении, которое затопило Европу) знаем хорошо.
Следовательно, ВОЗМОЖНОСТЬ того, что неблагоприятные гелио-гео-физические явления могли стать одной из причин июльских катастроф, не вызывает сомнений. Есть ли свидетельство их воздействия на конкретных ЛЮДЕЙ, действия или бездеятельность которых вызвали несчастья?
ТРАГЕДИЙНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
В дальнейшем в статье речь идет о простых явлениях, оценка которых не нуждается в заоблачной квалификации. Начнем с уровня солнечной радиации (которая не имеет ничего общего с «чернобыльской»). Ее измерения проводились в г. Киеве на протяжении третьей декады июля и первой декады августа каждый день в 13 час. 30 мин. Предложим компьютеру, который не знает о роковых датах 27.07 и 31.07, «ощупью» определить их позицию по сравнению с другими днями. Чтобы погасить «информационные шумы» (связанные, например, со случайным облаком над метеостанцией), воспользуемся несложной поисковой процедурой. А именно: вычислим средний геометрический уровень радиации за первые 3 дня (21, 22 и 23.07), тогда за следующие 3 дня кроме первого (22, 23 и 24.07), далее еще за три дня, кроме первых двух (23, 24 и 25.07) и т.д. — до конца периода наблюдения. Всего имеем 19 трехдневных интервалов, уровень радиации для каждого из которых отражает рис. 1. После самого низкого на графике третьего интервала (23—25.07) солнечная радиация растет, достигая высшего за две декады уровня в седьмой трехдневке (обозначенной буквой «h»). Как вы уже догадались, господа, именно на нее и приходится 27 июля. А на середину стойкого плеча «k-l-m-n» приходится 31 июля.
Киев расположен далеко от Львова и Донецка, но в планетарном масштабе эти расстояния микроскопические. Уровень радиации является только одним из свидетельств активности Солнца, но его хватало, чтобы «нащупать» даты катастроф. Однако этого мало, чтобы говорить о «человеческом факторе» среди их непосредственных причин.
«И ОМРАЧИЛИСЬ ТРЕЗВЫЕ УМЫ»
Вернемся к разговору об операторах, считая, что водитель автомобиля является оператором и что возможное влияние солнечной радиации на шоферов может вызвать увеличение количества ДТП (дорожно-транспортных происшествий), а поэтому — количества людей, которые от них пострадали. МВД откликнулось на нашу просьбу и предоставило такие архивные материалы: общее количество зарегистрированных ДТП в Украине; количество людей травмированных в ДТП; смертельные случаи на дорогах. При анализе наиболее информативным оказался последний показатель. Понятно, что число мертвых тел характеризует и тяжесть ДТП — одна ситуация, если поцарапаны дверки, другая — лобовое столкновение на большой скорости.
Математическая процедура, о которой речь шла выше, позволила построить график дорожных трагедий. Как показывает рис. 2, на зловещий интервал «ее» приходится наибольшее количество тех, которые погибли (а в пределах трехдневного интервала больше всего смертей приходится именно на 27 июля). Поскольку вероятность ДТП не является одинаковой в различные дни недели, стоит сравнить количество смертей, которые приходятся на три последовательные субботы. Вот цифры: 20.07 — 14 случаев, 27.07 — 35, 3.08 — 15. Очевидно, речь идет об утрате бдительности, рассеянности внимания или снижении скорости реакции у водителей. Возможной является и некритическая оценка ситуации; классический диагноз «не вписался в поворот» напоминает о том, как Су-27 «не вписался» в фигуру высшего пилотажа.
ВЫВОД: можно считать высокой вероятность того, что влияние неблагоприятных геофизических факторов на водителей обусловило 27.07.02 всплеск дорожного травматизма и стало одной из причин неадекватного поведения пилотов Су-27.
НЕБО, ЗЕМЛЯ И НЕДРА
Шахта не самолет, без метана взрывы под землей не гремят. Что не свидетельствует об отсутствии «человеческого фактора» среди причин, которые обусловили донецкую катастрофу. Небрежность и нарушение правил технической безопасности является теми отклонениями от закона, за которые руководители шахты им. Засядько привлечены к ответственности Но... Интервалы «1 т п» на графике солнечной радиации(рис. 1) расположены довольно высоко, но на графике дорожных смертей (рис. 2) они группируются около линии, которая отвечает средней за две декады величине. Возможно, имели место только природные явления, не причастные к психологии людей. В поисках «человеческих» отражений аварии в Донецке был проведен анализ уголовной хроники: количества тяжких телесных повреждений и умышленных убийств (архивы МВД). Как не удивительно, но «по следу» убийств, количество которых растет от интервала «с» до зоны «1-т-п», компьютер безошибочно вышел на 31.07 (рис. 3). А странно это потому, что микрогеологические возмущения, которые вызывают выбросы метана, трудно привязать к психологии «фанатиков, героев» и главное — «палачей», о которых речь идет в стихотворении О.Л. Чижевского. Ответ на этот вопрос я не знаю. Могу только высказать рабочую гипотезу: та компонента геофизических негативов, которая является ответственной за выбросы метана, в то же время вызывает растущее применение алкоголя, а уже под его влиянием руки ищут топор или пистолет. Даже плохая гипотеза лучше, чем ее отсутствие, потому что позволяет спланировать исследование по утверждению или опровержению. Лаборатория математического моделирования Института геронтологии, которой я имею честь руководить, продолжает работать над «проблемой палачей». Надеюсь, что вскоре буду иметь возможность познакомить читателей «Дня» с новыми материалами. Остается без ответа также вопрос о том, что в реальной жизни осталось скрытым за довольно высокими пиками на рис. 1 и 2, которые приходятся на 3—5 августа этого года (интервалы «р»). По статистике МЧС за этот период зарегистрированы только две нестандартные ситуации самого низкого («объектового») уровня и, слава Богу, ни одной ЧС местного, регионального или общегосударственного масштаба.
ЧТО ДЕЛАТЬ
В планы автора входит создание «человеческого» портрета других катастроф, которые имели место в Украине. В первую очередь — аварии на ЧАЭС. Не буду углубляться в историю, но и наличие, и истоки ошибок в работе персонала атомной станции до сих пор остаются дискуссионными. Если речь идет о трагедии в Скныливе, то — по мнению некоторых специалистов — она является повторением того, что несколько лет назад произошло в Миргороде. А о повторных авариях на шахте им. Засядько знают все. На самом ли деле являются однотипными катастрофы, одинаковыми в отношении их непосредственные причины (например, взрыв метана или просчеты пилота)? Думаю, что нет. За исключением чисто природных явлений (скажем, землетрясений и извержения вулканов), КАТАСТРОФЫ — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛЮДИ, но человеческий фактор в их происхождении изучается мало и несистематически. Речь идет не только об академическом интересе, а в первую очередь, о разработке новых методов прогнозирования и совершенствования существующих. Думаю, для этого нужен надведомственный аналитический центр (возможно, при СНБОУ). Он должен иметь минимум аналитиков, но максимальный доступ к бесценной информации, которая покрывается пылью в архивах МВД, МЧС, МО, метеослужбы и службы скорой медицинской помощи. Если кто-то из читателей имеет предложения в этом плане, автор готов к сотрудничеству.