Действительно, кандидат на второй срок, не располагающий
никакими успехами за срок первый, должен иметь хотя бы вид человека, уверенного
в своей победе и даже грозного — весь джентльменский набор «отца нации»...
Одна беда: как в случае с наркотической или кредитной зависимостью, для
поддержания желаемой формы пациента доза должна быть регулярной и возрастающей.
Поэтому вложить в уста Президента загадочные слова о некоем указе относительно
парламента — явно мало, учитывая бессмысленность подобного заявления. Вот
и изобретаются все новые «обезболивающие» душу Л.Кучмы «лекарства». Это
и создание неконституционного совета, включающего членов меджлиса, чтобы
Президент был ответственен теперь за все действия крымских татар, а думал,
что управляет ими. И подозрение в том, что на шахте им. Засядько, первой
выдвинувшей Президента в качестве кандидата, была возможна политическая
провокация, — дабы Л.Кучма мог поразмыслить над путями борьбы с предвыборным
«терроризмом» (не пропадать же опыту грузинского, азербайджанского и узбекского
коллег). Хороша также сказка о возможности продления указных полномочий
Президента еще на год, а еще лучше — очередная имитация создания в парламенте
и вне его «пропрезидентской» коалиции.
ПРАВО НА УКАЗЫ ПРОДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ, НО ПОПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ
МОЖНО
Два последних изобретения особенно занимательны. Пункт
первый — продление указных полномочий: при желании сам Кучма мог еще год
назад внести в ВР инициативу о поправке к Конституции — глядишь, к нынешнему
моменту уже и располагал бы бессрочным правом на указотворчество. И громогласные
призывы УСПП прямо накануне истечения этих полномочий вовсе не потребовались
бы — ну, если не сам Кучма, то г-н Кинах мог же собрать за минувший год
150 подписей депутатов в ВР... Не знали или забыли? Да как сказать — трудно
забыть экономический «эффект» еще от декретов премьера Кучмы, а затем и
от первого залпа президентских указов, выпущенных им по украинской экономике
в пору прошлогодней спикериады. А вот сейчас он грозится запустить второй
«пакет» — последний, и дай-то Бог пережить его последствия. Так что о продлении
подобных полномочий Президент должен как можно тщательнее мечтать, а главное
— ощущать полное сочувствие «соратников», но чтобы реализовать — ни-ни...
Возможно, именно поэтому самые заинтересованные в президентском указотворчестве
пропрезидентские силы в ВР не позволили оппозиции преодолеть вето самого
же Кучмы на закон о процедуре рассмотрения поправок к Конституции в КС.
Так оно вернее...
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КОАЛИЦИЯ — СРЕДСТВО ОДНО, ЦЕЛИ РАЗНЫЕ
А теперь несколько слов о хите предвыборного сезона — пропрезидентской
коалиции на базе сил и структур, выдвинувших и поддержавших Л.Кучму в качестве
кандидата на второй срок. Идея, как известно, принадлежит г-дам В.Пустовойтенко
и А.Волкову. Ну, относительно внепарламентской «пропрезидентской коалиции»,
то если сосчитать, как это делает А.Волков, всех участников собраний избирателей,
выдвинувших Л.Кучму, а также будущих подписантов за его кандидатство —
то речь идет о 4—5 миллионах сограждан. Плюс усилия политических партий
— еще несколько миллионов. По слухам из засекреченных предвыборных штабов
— цель состоит в получении уже не устного, а письменного «одобрямса» примерно
8 млн. граждан, что в денежном выражении исчисляется (по методике ПЗУ)
всего лишь 8 млн. грн., зато в электоральном плане дает аж около 20%! Лучше
всяких скользких рейтингов и создает пропагандистскую базу для уже запущенной
самим Л.Кучмой версии о победе в первом туре...Дабы воплотить пропаганду
в жизнь, требуется внесение в закон о выборах президента маленькой поправочки,
которая легализовала бы «Злагоду» как субъект избирательной кампании и
допустила бы сосредоточенных в этом специфическом «демократическом» объединении
представителей исполнительных властей всех уровней до избиркомов, откуда
по закону их вытеснили местные советы. А вот для этого уже нужна именно
парламентская коалиция. Впрочем, не только для этого...
Следует сразу отметить, что пропрезидентская коалиция не
означает «большинство». Накануне выборов это уже никому не нужно, в первую
очередь самому Президенту — ну, все помнят: ответственность и т.п. Сосчитать
же численность этой будущей «коалиции» большого труда не представляет,
если пользоваться одним только сложением, без учета выбывших. Фракция НДП
+ фракция СДПУ(о) + депутатская группа «Возрождение регионов» + депутатская
группа «Трудовая Украина». Если брать по максимуму — 120 голосов, если
по реальному — поменьше 100. А если в деталях...
В деталях благостную картину создания пропрезидентской
коалиции по жесткому принципу — кто за Кучму «подписался» — портит непримиримое
противоречие между СДПУ(о) и всеми остальными, чуть менее открыто ненавидящими
друг друга союзниками. Так, прямо на брифинге в ВР лидер СДПУ(о) В.Медведчук
заявил, что не видит особой перспективы у коалиции, участники которой поддерживают
одного кандидата в президенты, но разных кандидатов в мэры Киева. Да и
официального приглашения для участия в альянсе социал-демократы объединенные
пока не получали, а если и получат, то решат вопрос не иначе, как на съезде.
Строго сказано. Возможно — в ответ на близкие по духу комплименты А.Толстоухова
(организатора победы Президента над НДП), который на послесъездовской пресс-конференции
философски отнесся к якобы готовности Л.Кучмы вступить когда-либо в СДПУ(о),
и вообще пообещал, что народные демократы еще проявят свою принципиальность,
хотя и вычистили из резолюций съезда антимафиозно-олигархические нападки
«матвиенковцев». Но если бы на этом дело и окончилось...
«ЛИЦЕНЗИЯ НА ВЫБОРЫ» И «ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПОВОДЫРЬ»
Взять хотя бы отношение участников «коалиции» к самой «святой»
задаче — обеспечении победы Л.Кучмы. А поди ж ты — и тут какие-то трения.
Так, г-н Толстоухов полагает, что если г-н Волков и успел взять первым
«лицензию» (термин автора) на проведение предвыборной кампании Л.Кучмы,
то это еще не означает, что именно г-н Волков будет отдавать все команды
и распоряжения. Зато г-н Медведчук, совершенно не возражая против права
«первой ночи» президентского «поводыря» (опять авторский термин), внес
некоторую неясность в вопрос выполнения избирательного закона. Оказывается,
политические партии, поддержавшие Кучму, тоже собирают за него подписи.
То есть где они берут подписные листы — у г-на Волкова? Тогда он все-таки
отдает команды и распоряжения. А если нет — то у ЦИК? А это — по закону?
А если не по закону, то на чем, собственно, базируется «пропрезидентская
коалиция»?
Но еще один штрих к портрету «альянса». На вопрос о том,
возможно ли в Украине назначение премьера-силовика, конкретно — Л.Деркача,
как об этом в телепрограмме «Эпицентр» (канал «1+1») сообщил политолог
Д.Выдрин (причем версия не была изъята автором программы В.Пиховшеком и
его руководством после монтажа), — г-н Толстоухов заверил журналистов,
что «рокового сценария» в стране не будет. Это, конечно, приятно, но почему
назначение Л.Деркача, запущенное как версия по каналам, если не изменяет
память, команды г-на Волкова, один из лидеров НДП называет «роковым сценарием»,
— только ли потому, что для его реализации потребовалась бы отставка В.Пустовойтенко?
Впрочем, разговоры эти велись еще до взрыва метана на шахте им.Засядько,
и даже еще до взрыва тротила в кабинете Л.Грача...
ПЛАТА ЗА УЧАСТИЕ — НЕБОЛЬШИЕ СВЕЧНЫЕ ЗАВОДИКИ
Но вернемся к пропрезидентской коалиции. Если это не исключительно
психотерапевтический прием, предназначенный Президенту, а заодно и электорату,
то — что?
Думается, некоторый практический смысл в данное мероприятие
все же закладывается. И смысл этот связан с теми самыми президентскими
указами, о которых уже шла речь выше. Да, для экономики страны — это вещь
страшная, а для отдельно взятых субъектов, входящих в коалицию? Если 25
мая страна была свидетельницей того, как Л.Кучма откровенно пытался подкупить
(и подкупил?) содержанием указов своих бывших соратников — УСПП, то указные
«реверансы» в сторону прочих группировок и кланов едва ли станут достоянием
широкой общественности. Но кто ж не знает, что речь идет опять о запрещенных
парламентом «особенностях приватизации» «Укртелекома», концессиях для АВВ,
новинках в управлении или приватизации энергокомплексов, металлургических
заводов и т.д. и т.п. У этих указов, очень «вкусных» для «пропрезидентской
коалиции», может быть, впрочем, тяжкая судьба, если, например, парламент
в течение месяца успеет их отклонить. Опыт у ВР немалый... Вот заблокировать
это отклонение, по всей видимости, и призвана «пропрезидентская коалиция».
Голосов ее, конечно, в ВР для этого не хватит, но с учетом огромных преимуществ
в технологии проведения предвыборной кампании, а главное — блокировании
кампании конкурентов Кучмы — есть чем поторговаться с не самыми крутыми
оппозиционерами. Тут и близсидящая фракция ПЗУ, норовящая выскользнуть
из «круговой поруки» — то бишь, коалиции. Тут и СелПУ , лидера которой,
помимо устных увещеваний г-на Волкова, приходится «антистимулировать» еще
и дополнительным контролем со стороны лично г-д Пустовойтенко и Волкова
как членов наблюдательного совета банка «Украина». Опять же — если Г.Удовенко
хочет поучаствовать в выборах — и его часть Руха должна подумать...
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ!
Впрочем, чтобы указы, даже не отклоненные, выполнялись,
нужна еще добрая воля правительства В. Пустовойтенко. Да, воля, ибо не
слишком ли часто он сам повторяет на заседаниях КМ, что президентские указы
и распоряжения не выполняются? А уволить ни одного виновного чиновника
— не может? Ну, так он должен знать — в случае чего... А вдруг «роковой
сценарий» призовет премьера-силовика? Короче говоря, В.Пустовойтенко и
сам знает, что спасать его от отставки, при значительном росте оппозиции
в парламенте — дорогого стоит. В равной мере и г-н В.Медведчук, так стремящийся
влиять на политику Нацбанка через формирование наблюдательного совета —
должен осознать: поддержка его партией Президента — не подвиг, а долг,
и раздача «слонов» — совершенно иной бизнес.
Так что перспективы у пропрезидентской коалиции — самые
светлые. Как в самых романтических сказках: один за всех — и все за одного...Но...
Л.Кучма неоднократно повторял: пропрезидентское большинство будет в парламенте
лишь после победы на выборах. Так, автоматически — будет и все. Зачем же
спешить настоящим верным кучмистам демонстрировать, что пока их явное меньшинство?
Зачем этот спецгриф: кто поддержал Президента на выборах? Допустим, это
такое клеймо, от которого сбежали руховцы, матвиенковцы, пинзеники и прочие
нестойкие демократы, — с клеймом оно надежнее будет, шаг вправо, шаг влево
— побег, и чтоб оппозиции боялись как огня, только вперед, только победа...
А если все-таки не победа? Олигархическая коалиция — это ведь не аристократическое
офицерство царя-батюшки, которое погибает, но не сдается и разделит судьбу
монарха... Никто же из них не говорит, что если Кучму не выберут — так
они в отставку уйдут или там партию распустят. Премьер, так даже про свои
желанные десять лет на посту вспомнил, и рядом с кем стоя — с А.Ткаченко!
Вице-спикер — тот все о выборах да о выборах, но больше о киевских и парламентских
2002 года. А.Волков — ну, не будет помощником Президента, можно и депутатом,
вот — лидером будущего парламентского «оппозиционно-либерального» меньшинства.
И красиво, демократично, и с иммунитетом... Не он первый. Так что люди
жить готовятся, а не помирать!
ВАРИАНТЫ НА БУДУЩЕЕ
А как жить, не подготовившись? Версий может быть несколько.
Две первые — чисто экономико-бизнесовые: а) можно под маркой беззаветной
преданности Л.Кучме попользоваться его последними указами, заодно — бюджетными
«издержками» на выборы (прав Кучма — дорого это обойдется стране). Но что
потом? Ведь то, что у нас называют «капиталами» — отнюдь капиталами не
является, ничего не производит, а так — гоняет деньги от приватизированного
куска трубы к приватизированному куску границы. А деньги эти за границей,
даже в офшорных зонах, не очень-то «растут», а значит надо их хоть добывать-то
на украинском «клондайке». Отсюда вариант — б) перекинуть мостик в виде
части будущего коалиционного большинства парламента — в состав нового правительства,
в тот же наблюдательный совет НБУ, — дабы даже при новом президенте, если
придется жить по правилам парламентско- президентской формы правления,
не упустить бизнес-шансы. Это — на случай реального улучшения инвестиционного
климата в стране, который после выборов будет наконец доводить до ума избавленная
от президентского указотворчества Рада. Вот тогда-то и подставить свой
«карман» девятому валу инвестиций, который, по прогнозам оптимистов, вот-вот
хлынет в Украину, несмотря на все преграды, из «перегретой» экономики Европы.
Лишь бы здесь были наконец совершены те простейшие шаги по нормализации
системы управления, которые так никогда и не смог, и никогда уже не сможет
осуществить Л.Кучма... А политический подтекст нынешней прокучмистской
коалиции вообще прост и является калькой с изобретения П.Лазаренко: придя
к власти, нынешняя оппозиция, которая так кричит о демократических ценностях,
попираемых Кучмой, сама не посмеет тронуть тех, кто честно, по убеждениям,
отстаивал своего Президента, к тому моменту уже бывшего... А? Неплохо?
Нормально. Во всяком случае лучше, чем «роковой» режим
чрезвычайного положения и отмены выборов, или какие-то особые изобретения
для обеспечения победы Кучмы в первом туре. Лучше, чем псевдопарламент
двухпалатный и квазиправительство в лице УСПП или других нелегитимных структур.
Лучше хотя бы потому, что в случае реализации для второго срока Кучмы именно
этих методов — никакие инвестиции в экономику Украины не придут, как не
идут они в Белоруссию и не идут в Россию, хотя там еще есть Ельцин и уже
«нет» Примакова... В некотором смысле, олигархи — тоже люди, а украинские
олигархи — не чета российским: не имея таких капиталов, они имеют нечто
лучшее — опыт демократического строительства вопреки собственным усилиям
превратить страну в пустыню. А главное — они имеют опыт «переходных периодов»,
и любят скользить по гребню волны. Вдруг и на этот раз получится... >