Сегодня в Российской Федерации празднуют День России, который до 2002 года назывался Днем независимости России. Обычно очередная дата является своего рода поводом для подведения итогов и составления прогнозов на будущее. Причем как для самой России, так и для ее соседей. Как известно, в последнее время между Киевом и Москвой складываются непростые отношения. Более того, Украина стала третьим врагом России после США и Грузии.
Чем вызвано такое ухудшение отношений между двумя братскими народами и какой может быть дальнейшая динамика и перспектива развития украинско-российских отношений?
Удастся ли Украине, провозгласившей курс на евроатлантическую интеграцию, выстроить нормальные отношения с Россией, выступающей против вступления нашей страны в НАТО?
Об этом делятся своими мнениями с читателями «Дня» украинские эксперты и политики.
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:
— Как ни странно, Россия пытается повторить украинскую схему: конфликтующие Президент и премьер поочередно пытаются сыграть плохого или хорошего следователя по отношению к России. И Россия то же пытается сделать такие вещи — Путин будет достаточно жестко действовать в отношении экономического сотрудничества России и Украины, а Медведев будет стараться играть такую «европейскую» роль, которая не предполагает прямых угроз. Посмотрим, что из этого получится. Пока я считаю, что каких-то угроз нашим отношениям нет. Перспективы тоже неясные. Но я не считаю, что наши отношения какие-то особые и мы должны жестче относиться к России или как-то заигрывать. Я не считаю, что происходит что- то драматичное и не вижу в этом особой проблемы.
А что касается последних заявлений по ценам на газ, по Севастополю и т.п., то это все-таки часть какой-то внутриполитической игры в России. Негативное отношение к Украине российской элиты, это один из способов консолидации собственной российской элиты. Вот и все. Это будет еще несколько лет. Всегда будут появляться «большие и маленькие жириновские», которые будут делать карьеру на конфликте с Украиной.
Что касается внутренней ситуации в России, то каждая страна выбирает свой путь развития. У России есть два варианта: либо превратиться во второразрядную империю, либо стать второразрядной республикой. Ей второе меньше подходит, потому что Россия — многонациональное государство, где очень сильные если не сепаратистские, то феодальные тенденции. А насколько возможно существование империи в XXI веке, то тут политологи ответа не дают.
Правильно ли мы выстраиваем свои отношения с Россией? Надо признать, что у нас нет единого субъекта политической воли. Внутренние конфликты в Украине между Президентом и премьером немедленно отражаются на наших отношениях с Кремлем. Другое дело, что Запад тихонько выстраивая отношения с Украиной, заставляет поворачиваться в сторону Европы. А это, конечно, злит Россию. Как бы не пренебрежительно относились в Москве к Украине, они хотят дружить именно с Украиной. А про другие республики бывшего Союза уже практически забыли. Вот такие у нас отношения: от любви до ненависти.
Леонид КРАВЧУК, первый президент Украины:
— Я всегда ощущал, как русские и на уровне власти, и на бытовом уровне, где-то в душе не хотели, не хотят и вряд ли когда-нибудь захотят отпустить Украину «в свободное плаванье», чтобы Украина принимала стратегически выгодные для себя решения. Не хотят и не хотели. Это я ощущал раньше и ощущаю сейчас.
Имперские настроения в России всегда были, они ни куда не уходили. Когда-то президент Ельцин говорил Кучме: «Когда вы были премьером, вы были более покладистым». Он так ему сказал, когда Леонид Данилович начал ему объяснять, что Украина — это государство. Когда Украина соглашается на те шаги, которые выгодны России, тогда в российских СМИ относятся к Украине добродушно. Но имперское начало у них никогда не исчезало. Будучи президен том я читал стратегический документ подписанный Борисом Ельциным и там было черным по белому написано, что Украина должна постоянно находится в сфере влияния российской политики. Это их основа основ.
И Кучма, и особенно Ющенко думали, что если будем делать какие-то резкие шаги, то очень быстро освободимся от российского влияния. Ничего не выйдет. С Россией надо действовать разумно и взвешено. Надо все просчитывать. Например, если сегодня у нас нет альтернативной замены российскому газу (подчеркиваю — сегодня), то нельзя выскакивать с каким-то предложениями, которые оборачиваются против нас. Нельзя этого делать. Нет, Украина выступает с какими-то своими инициативами, пытаясь доказать, что если мы поднимем цену на транзит, то мы чем-то Россию «обескуражим». А Россия знает, что если мы поднимем транзит, то против нас выступит Европа... С Россией нельзя не считаться. Сегодня другого варианта нет.
Вот если мы станем частью Европы, будем ориентироваться на западные ценности, не теряя своих корней, своих особенностей, своего исторического прошлого. Тогда отношения с Россией, знание русского языка и русской культуры будет просто полезно для нашего развития. Мы будем более конкурентоспособными — будем знать не только английский язык, но и русский язык.
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:
— Я считаю Россию приоритетным внешнеполитическим направлением для Украины, потому что смотрю на российско-украинские отношения как таковые, от которых зависит не только будущее обеих стран, но и безопасность всего региона. А перспективы взаимоотношений были, есть и будут непростыми. Но я убежден, что и сейчас, и в будущем найдутся конструктивные решения. Проблема только во времени. Слишком долго мы строим алгоритм, модель отношений четкого осознания независимости обеих стран, экономических интересов, сотрудничества и понимания позиций партнеров, особенно там, где являемся прямыми конкурентами. Период последующих лет будет непростым для отношений. В России и Украине продолжается трансформационный процесс. Не закончилось формирование политической нации в Украине и фактически не завершились эти процессы в России. Собственно, сегодня эти отношения зависят от внутренних процессов в обеих странах. Кроме того, они имеют постсоветскую окраску. Со стороны России частыми являются предложения вернуться к модели подчинения Украины, из Украины звучат другие мнения — что взаимодействие с Россией может повредить украинским интересам. И первое, и второе мнения являются порочными, нереалистическими. Кроме того, следует отметить, что в ближайшее время будет непросто сохранить традиционные дружеские отношения между людьми двух стран. К сожалению, политические влияния, в первую очередь в России, способствуют негативному отношению к Украине. В Украине пока Россия рассматривается как дружеская страна, но поддерживать этот имидж становится все труднее. Возможно, в последующие несколько лет мы выйдем на новую модель отношений, чтобы вся иллюзорность возвращения под влияние России была очевидной. Пока непонятно, как это будет происходить, либо путем консолидации всех политических и бизнесовых элит, либо через поиск действительно новой модели. По моему мнению, главные ключи решения сейчас находятся в самой Украине.
В отношениях с Россией есть символическая дата — 2017 год, связанный с окончанием пребывания в Украине Черноморского флота РФ и с определенными ориентирами Украины в политической интеграции. Я думаю, что до 2017— 2020 гг. будет продолжаться переходный период. Конечно, в случае вхождения Украины в одну из европейских структур, состоятся ощутимые переформатирования. У нас сегодня действуют кратковременные программы: дорожная карта, рассчитанная на двухлетний период, также кратковременные договоры о поставке энергоносителей. Базовое соглашение, я думаю, останется неизменным. А расширение отношений может происходить по инициативе Украины. Эти отношения должны быть переведены в плоскость экономического взаимодействия, обеспечения прав граждан обеих стран, в первую очередь социальных.
Игорь МАРКОВ, политолог, г. Львов:
— С одной стороны, мы имеем политическую неопределенность внутри украинского общества, имеем фактически разрушение государственной власти и имеем политический хаос внутри страны. Как известно, позиция государства на внешней арене, во внешней политике и возможности реализовать свои национальные интересы этим государством полностью соответствуют тому, насколько государство является сильным изнутри, насколько интегрировано его общество. В связи с политическим хаосом сегодня в Украине, эта сторона является очень неблагоприятной. С другой стороны, Россия не отказалась ни от своих имперских амбиций, ни от своего стремления претендовать на влияние на всю территорию бывшего Советского Союза. Во всех документах и в выступлениях государственных деятелей отмечается, что евразийское пространство является приоритетной сферой влияния Российской федерации. В каких формах происходит реализация этого влияния, начиная с выступлений российских политиков на разных саммитах и форумах, заявлений российской Государственной думы с одной стороны, с другой — то же самое можно говорить и о действиях Российского государства.
Следовательно, в этих крайне неблагоприятных условиях мы, с одной стороны, имеем политическую неопределенность и, можно сказать, резкое ослабление государственной власти в последнее время в Украине, с другой — рост российских имперских претензий, ясно, что украинско-российские отношения в таких условиях обречены на ухудшение. Потому, что вроде бы украинская власть добивается вывода российского Черноморского флота, хочет поставить российско-украинские отношения даже формально на уровень паритетности, но вместо этого имеет место слабость самой украинской власти, ее позиции, отсутствие каких-либо реформ в самом украинском обществе и внутренняя дезинтеграция государства, это фактически провоцирует Россию на то, чтобы осуществлять шаги, которые, вопреки желанию украинской власти и политических лидеров, наоборот, ведут к углублению зависимости Украины от России. И можно сказать, что требование вывода российского Черноморского флота и реакция на это России являются фактически такой провокацией. Россия желает политически, публично задекларировать свои стремления иметь реальное доминирующее влияние на евразийском пространстве. Думаю, что в дальнейшем, в частности, во внешнеполитических отношениях России с ЕС и США, это будет все больше и больше проявляться.
При нынешних отношениях можно сказать, что и вопрос флота в ближайшее время с российской стороны решаться не будет. Все будет зависеть от того, в каком состоянии будет украинская власть, насколько она будет интегрированной и способной реализовать украинские национальные интересы. Если же этого не будет и будет продолжаться состояние политического хаоса, соответственно, формы в которых российский черноморский флот будет оставаться в дальнейшем в Украине, будут найдены. Это будет либо в виде какого-то договора, который пролонгирует это с соответствующим правительством, соответственно лояльным к России, либо будут найдены другие формы...
То, что Россия хочет выйти из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной, можно расценивать исключительно как элемент провокации. В ответ на украинские требования, в частности, о выводе флота, Россия усиливает свои провокации и таким образом создает плацдарм для усиления российских влияний. Думаю, что России сегодня не выгодно в одностороннем порядке выходить из этого договора. Дело в том, что российско-украинский Большой договор является в определенном смысле правовым основанием для того, чтобы было пролонгировано пребывание российского Черноморского флота на нашей территории. Т.е. ослабление контроля украинской власти над территорией нашего государства, ослабление украинского суверенитета. Адекватным результатом является усиление действий на нашей территории с использованием украинских сил или размещенных здесь — социальных, политических, для усиления российского контроля и для того, чтобы добиться усиления задач России — однозначного геополитического доминирования на этой территории».
Владимир ПРИТУЛА, руководитель общественного комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:
— Следует уже и Украине, и России быть солидными партнерами в международных отношениях, уважающими себя и своих соседей. Это касается в первую очередь пребывания ЧФ на территории Украины. Конечно, нужно уважать законы и Конституцию своего государства, которые однозначно указывают, что иностранных военных формирований на территории Украины не может быть. А поэтому об этом нужно и СМИ, и политикуму говорить громко и грамотно — не может быть и речи о нарушении собственных законов, т.е. о том, чтобы оставить ЧФ на территории Украины. Поэтому политикум как Украины, так и России уже должен эту проблему обсуждать с учетом всех обстоятельств, всей сложности. Ведь Черноморский флот не может быть выведен так, как это делалось с военными частями в 90-х годах, когда командиры все бросали на произвол судьбы, выводили людей и технику, а практически вся материальная часть разрушалась, чтобы не досталась врагам», т.е. украинцам. Флот должен быть выведен без вреда как для России, так и для Севастополя, и вся его инфраструктура должна быть цивилизовано передана местной власти, все экономические потери должны быть своевременно компенсированы другими формами экономической деятельности, и следует сказать откровенно — только после этого Севастополь сможет развиваться как нормальный цивилизованный город.
С другой стороны, должны целеустремленно действовать наши дипломаты, однако эта деятельность не должна быть публичной, потому что именно за дипломатическими столами будут решаться вопросы военных тайн, национальной безопасности России и Украины, а поэтому дипломатическая деятельность должна быть чисто технологической.
Нужно отказаться от указок России, куда именно ей следует выводить флот. ЧФ не обязательно может быть выведен в Новороссийск. Его корабли могут быть перебазированы туда, куда захочет Россия, в том числе на российскую военную базу в Сирии, что было бы прекрасным политическим выходом для российских патриотов. Ведь в таком случае это имело бы вид не отступления России домой, чего они так не хотят, а имело бы значение наступления России далее на запад, создания Россией своего форпоста в Средиземноморье наравне с 6-м флотом США, что прекрасно бы тешило российское самолюбие. А для нас важно было бы то, что Севастополь был бы спасен для нормального курортного и промышленного развития, что принесет севастопольцам значительно больше и гражданских, и бытовых, и культурных, и экономических выгод, чем военно-морская база.
Вячеслав ДЕХТИЕВСКИЙ, заместитель председателя Житомирской райгосадминистрации:
— А что касается ухудшения отношений между Россией и Украиной, то понятно, что Россия не может смириться с существованием независимой Украины. В 1991 году была болезненная реакция на провозглашение нашей государственности, в 2004 году — на избрание Президентом Виктора Ющенко. Общественное мнение в России очевидно настроено против Украины. В характере россиян есть черта — жаловать, и, условно говоря, позволять быть «шутами» слабым и побежденным и абсолютно не воспринимать, напрягаться, когда они видят неповиновение или сильного соперника. Почему у них сегодня такое, я бы не сказал, что совсем снисходительное, но умиротворенное отношение к Германии. Потому что они убедили себя, что они сильнее, потому что когда-то победили ее, а если будет нужно, еще раз победят. А что касается Украины, то мало кто обращает внимание на то, что сегодня наша страна выбивает основу из фундамента существования России, а именно историю Киевского государства, которое они назвали Киевская Русь. Это основной вопрос. Потому что как объяснять сегодня российскому народу, «откуда есть пошлая земля русская». Нужно либо начинать с первых московских царей, либо с Новгорода и выводить свои корни от варягов, которые сейчас также прослеживаются. Потому что оказывается, что Киев — это чужое. И их философы это прекрасно понимают, как понимают и то, что отсюда исходит опасность. Заявил же известный российский «деятель» Дугин, что независимость Украины является угрозой безопасности России, и что эту угрозу следует ликвидировать. Сейчас эти идеи воплощаются в политике России. И главная проблема не в том, что мы берем газ у этой страны или через нее транзитируем его. В России обрисована определенная схема российской истории, которая уходит в глубины веков и вбирает в себя историю Древней Византии, Константинополя, т.е. Царьграда, и далее превращается в историю России. Т.е. есть корни, которые сейчас продолжаются. А здесь появляется какое-то «непонятное» государственное образование Украина, которое претендует на этот корень. Других факторов ухудшения отношений России с нашей страной много, но это главный. Т.е. у россиян прослеживается нежелание признать существование хоть слабого, но конкурента, который не хочет им подчиниться, воспринять их правила игры. У моих знакомых, которые когда-то жили в Украине, но давно переехали в Россию, в Москву, четко проявляются стереотипы российского имперского мышления в отношении нашей страны.
Сегодня мы видим, что в России победили «почвенники», а «западники» изгнаны — вспомните Чубайса, Касьянова. Нет многих других, которые были уничтожены. Так называемое течение «западников» фактически прекратило свое политическое существование, хотя сейчас накапливает свои ресурсы. Сегодня в России безраздельно господствуют «почвенники», которые под себя выстраивают политическую систему. Их представления таковы: Россия является центром Вселенной, россияне — богоизбранный народ, мир обязан подвигам России. С одной стороны, самоизоляция, с другой — попытка быть одним из столпов мира. Если бы Украина вела себя, как Беларусь, то со стороны России к нашей стране было бы снисходительное отношение, как к «паяцу».
Павел ПАНЧЕНКО, доцент кафедры истории и украиноведения Днепропетровского государственного химико-технологического университета:
— К сожалению, в последние годы у нас многое делается для того, чтобы сформировать образ врага в лице России, которым можно было бы пугать граждан Украины. Плоды этой пропаганды уже ощущаются среди подрастающего поколения. Но это ошибочный курс, поскольку перспективными для будущего нашей страны могут быть только добрососедские отношения. Строить такие отношения следует с учетом интересов не только своих, но и той страны, с которой дружишь. Нравится это кому-то или нет, но Россия наращивает свой потенциал. Это обстоятельство мы должны использовать себе на пользу, а не во вред.