Вряд ли следует комментировать внимание, прикованное к нынешнему Посланию Президента парламенту. Оно вполне естественно, ведь речь идет о фундаментальном исследовании, в котором определяются наиболее острые проблемы внутреннего и внешнего положения нашего государства и соответствующие перспективы. Нужно учитывать и особый статус этого документа. Послание — это конституционный документ, атрибут президентской власти, в котором официально обнародуется позиция главы государства по самым актуальным вопросам общественного развития.
Следует отметить и то, что указанный документ выполняет не только информационную, но и в известной степени — нормативную функцию. На основании Послания правительство, органы местной власти разрабатывают мероприятия по реализации его основных положений, нормативные документы, в том числе законодательные акты. Чрезвычайно важен и научный аспект Послания. Ведь речь идет о концентрированном изложении научной аналитики, сочетающей в себе не только уникальный фактологический материал, но и чрезвычайно широкую статистическую базу.
ОБЩИЕ ОЦЕНКИ
Наверное, не все читатели знают, что существует годовой цикл разработки текста Послания, к подготовке которого привлекают независимых экспертов — ведущих ученых различных отраслей, которых объединяют в тематические группы. Нынешний текст Послания (а это — 472 стр.) готовили десять аналитических групп. Это — 108 ученых. Их работа не анонимна. Это очень важно. Фамилии всех без исключения лиц, принимавших участие в подготовке Послания, подаются в тексте этого документа. Публичность подготовки соответствующего документа обеспечивается и другим — в течение года по соответствующей тематике проводятся «круглые столы», конференции, научные дискуссии. Базовым научным учреждением, координирующим всю работу по подготовке Послания, является Национальный институт стратегических исследований. Уместно будет отметить, что Институт подчинен непосредственно главе государства.
И еще об одном — о прямом участии Президента Украины в разработке соответствующего документа. Оно многоаспектно. Ежегодно Президент своим распоряжением определяет тематику Послания и состав рабочих групп, постоянно общается с их участниками, проводит соответствующие совещания, в том числе и с участием должностных лиц, принимает участие в отдельных публичных мероприятиях, связанных с разработкой этого документа. В конечном итоге базовые позиции Послания, его ключевые идеи прорабатываются непосредственно с участием главы государства. В результате проработанный с участием широкой научной общественности текст (проект) Послания приобретает статус официального Послания Президента.
Важно подчеркнуть и то, что практику официального обращения с Посланием главы государства к парламенту, широко используемую в других государствах, начал президент Украины Леонид Кучма. Соответствующая схема была заимствована из Послания президента США. В 1994 году было первое обращение Президента к Верховной Раде, в котором глава государства представил парламентариям и обществу в целом свой знаменитый документ «По пути радикальных экономических реформ» (октябрь 1994 г.), в котором обосновывалась стратегия Украины в преодолении экономического кризиса и логика углубления трансформационных реформ. К особо весомым в этом же контексте документам, сыгравшим исключительно важную роль в развитии общества, можно отнести внеочередное Послание Президента парламенту по вопросам, касавшимся преодоления последствий мирового финансового кризиса (ноябрь 1998 г.), специальные послания, в которых обосновывались концептуальные основы бюджетной реформы, стратегии экономического и социального развития Украины на 2000 — 2004 гг., евроинтеграционного курса нашего государства — «Европейский выбор» и другие.
Еще одна принципиальная деталь, характеризующая содержание соответствующего документа. Речь идет о тематических докладах по наиболее острым проблемам государственной политики, включаемых в общий текст Послания. Это наше ноу-хау. Эта практика впервые была использована в 2000 г. Среди важнейших проблем тематических докладов Послания можно назвать проблемы бедности в Украине (2000 г.), энергосбережения (2000 г.), судебной реформы (2000 г.), формирования внутреннего рынка (2001 г.), определения научно-технического потенциала Украины и перспектив его развития (2001 г.), становления среднего класса (2001 г.), формирования рынка земли населенных пунктов (2001 г.), демографической ситуации (2002 г.), формирования технической политики в АПК (2002 г.) и другие. Заметное место занимает и международная проблематика. Среди соответствующей тематики докладов можно отметить проблемы, касающиеся отношений Украины и Евросоюза (2000 г.), экономических отношений Украины и Российской Федерации (2001 г.), Украина — ВТО (2002 г.), евроатлантической интеграции Украины (2002 г.), адаптации действующего законодательства к законодательствам ЕС (2002 г.) и другие.
Уже сам перечень указанных докладов отражает проблемы, которыми занимается Президент, на решение которых он обращает внимание власти и общества.
Послание Президента нынешнего года имеет идентичную с посланиями предыдущих лет структуру. Это два раздела, посвященные общественно-политическому и социально-экономическому развитию страны и семь тематических докладов, пять из которых касаются актуальных проблем экономической политики, а также проблем оборонной политики и анализа ситуации, связанной с расширением ЕС. Особенно хотим привлечь внимание к уникальным по своему содержанию статистическим таблицам, отражающим практически все аспекты общественного развития в их динамике. Таблицы обычно разрабатываются Госкомстатом Украины и имеют статус официальной государственной статистики. Заинтересованный читатель может ознакомиться с этим документом через систему интернет-сайта Президента Украины и Национального института стратегических исследований. В общем текст Послания издан тиражом 4 тыс. экземпляров. Он разослан во все властные структуры, в том числе в регионы, а также в библиотеки, учебные и научные заведения.
Обобщающий итог соответствующего документа представлен в официальном Обращении Президента Украины к Верховной Раде Украины в связи с Посланием «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2003 году», которое размещено на страницах Послания. В нашем анализе мы поставили целью коснуться отдельных аспектов экономической проблематики этого документа.
СТАБИЛЬНЫЙ РОСТ
Концептуальные основы политики экономического роста были обоснованы Президентом Украины в Послании «Стратегия экономического и социального развития Украины на 2000 — 2004 гг.» (март 2000 г.). Уместно будет отметить, что в этом документе, который лег в основу Программы деятельности тогдашнего правительства, была впервые обоснована задача поэтапного выхода на ежегодные темпы роста в 6%. Оппозиционные силы сделали все, чтобы дискредитировать соответствующую перспективу, представить ее как сугубо иллюзорную, не имеющую под собой реальной основы. С большими замечаниями восприняли указанные прогнозы и международные эксперты, в частности специалисты МВФ и Всемирного банка, определившие для нас максимально возможную отметку роста в 3-3,5 процента — не выше.
Однако жизнь подтвердила позицию Президента. Как видно из таблицы 1, рост ВВП в 2003 г. по отношению к 1999 г. составил 32,9%, а за 2003 г. — 9,3%. Еще более динамично развивается промышленность, объемы производства которой возросли соответственно на 60,3 и 15,8%. Почти на 70% вырос украинский экспорт. Это наибольшее достижение среди стран не только СНГ, но и Европы. В 2003 г. на 37,3% превышен уровень промышленного производства 1994 г. — самой низкой точки экономического кризиса 90-х годов.
В целом, по темпам роста всего комплекса экономических показателей в 2000 — 2003 гг. Украина вошла в группу стран, которые сегодня лидируют в мире. По данным Всемирного банка, с 1985 до 1995 г. темпами 6% и выше в год росла экономика только в 7 странах: Индонезии — 6%, Чили — 6,1%, Ботсване — 6,1%, Сингапуре — 6,2%, Южной Корее — 7,7%, Китае — 8,3 %, Таиланде — 8,4 %. Украина же имеет за последние четыре года 7,4% среднегодовых темпов роста ВВП и 12,5% соответствующего роста промышленности. Даже в советские времена такими темпами экономика не развивалась. За последние 15 лет пребывания Украины в составе бывшего Союза самые высокие темпы экономического роста зафиксированы в 1976 — 1980 гг. Тогда они в среднем за год составляли 3,4%, в 1981 — 1985 гг. — 3,3, в 1986 — 1990 гг. — 1,7%.
Отметим, что указанные темпы экономического роста почти вдвое превышают рост экономики в соответствующий период в ранее лидировавших странах Центральной Европы. По существующим оценкам, в 2000 — 2003 гг. в этих странах и странах Балтии среднегодовые темпы роста ВВП составили около 3,5%. Частично это иллюстрируют данные таблицы 2.
О высокой мощи потенциала экономического роста в Украине, который сформировался в последний период, свидетельствуют и данные экономической динамики текущего года. В январе- феврале ВВП вырос на 10,2%, а объемы промышленного производства — на 18,2%. Такие темпы оказались неожиданными для правительства, что обусловило необходимость коррекции прогнозных оценок: предполагается, что в текущем году рост ВВП составит не 7%, как это прогнозировалось ранее, а 9,5%.
Выведение экономики Украины на траекторию устойчивого роста создало объективные предпосылки, позволившие не только стабилизировать ситуацию в социальной сфере, но и положить начало позитивной динамике практически во всех ее составляющих. Отмечу только некоторые важнейшие тенденции.
С нашей точки зрения, главным в этом стала реализация определенной ранее Президентом Украины политики опережающего роста (в сравнении с увеличением ВВП) реальных доходов населения, и в первую очередь заработной платы. Последняя за 4 года возросла в 1,6 раза, в том числе в прошлом — на 15,2%. Если в 2000 г. среднегодовая заработная плата составляла 230 грн., то в 2003 г. — 462 грн., а в конце февраля текущего года — более 510 грн. За это время удельный вес тех, кто получал заработную плату в размере более 500 грн., возрос с 9,1 до 29,8%. В то же время удельный вес работников, получающих заработную плату не выше 185 грн., уменьшился в 3,9 раза. Это сказалось на структуре ВВП. Если в 2000 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 42,3%, то 2003 г. — 45,3%. Это очень значимые сдвиги. Все предыдущие годы мы имели обратную динамику.
За эти годы практически стабилизировались параметры, характеризующие уровень бедности населения. В 2003 году общая численность безработных уменьшилась более чем на 10,4 процента. Наметились положительные тенденции и в пенсионном обеспечении населения, хотя говорить об успехах в этой сфере еще слишком рано. Возлагаю надежды на пенсионную реформу, которая проводится в соответствии с законами, принятыми в прошлом году.
Убежден, что каждый незаангажированный политик понимает, что если речь идет не об одном-двух, а с учетом динамики этого года — о почти 5 годах, то такие результаты нельзя считать случайными.
Какова же природа феномена роста украинской экономики в последние годы? Можно ли считать, что главным фактором роста остаются процессы сугубо воспроизводительного характера, или же речь идет об утверждении инвестиционной модели, способной обеспечить не только устойчивый (продолжительный) рост, но и в перспективе структурно-инновационное обновление экономики?
ИСТОКИ РОСТА
Скажу откровенно: я не сторонник преувеличения значимости достигнутых экономических сдвигов. Эйфория здесь ни к чему. Экономическая динамика всегда имеет относительный характер, поэтому следует учитывать в первую очередь глубину экономического кризиса и статистическую базу, предшествовавшую соответствующим темпам роста.
Следует иметь в виду и то, что на старте экономического роста в значительной степени сработали экстенсивные факторы: последствия глубокой девальвации гривни в период мирового финансового кризиса, незагруженность собственных производственных мощностей, вызванная экономическим кризисом и другое.
Однако существуют и фундаментальные (базовые) факторы экономического роста, которые не могут не учитываться. Их несколько. На первое место следует поставить системные сдвиги, произошедшие в украинской экономике за годы реформ. Речь идет об обеспечении критической массы рыночных преобразований, ощутимом переломе в реформировании отношений собственности, реструктуризации предприятий, повышении их конкурентоспособности. Особенно значимой была основательная перестройка системы менеджмента. К руководству большинства фирм и корпораций пришло новое поколение управленцев, способных и готовых работать в соответствии с логикой рынка, работать на прибыль. В этом же контексте позитивный эффект имела и избранная Президентом Л. Кучмой стратегия органичного сочетания элементов рыночного саморегулирования с активной дирижерской политикой государства.
Хотя для окончательного решения всех проблем реформирования экономики нам предстоит еще очень многое сделать, очевидно, что накопленные за годы реформ трансформационные преобразования уже начали «работать» на эффективность, давать соответствующую отдачу.
Это подтверждают и данные статистики, в частности быстрый рост производительности труда, в первую очередь в промышленности. По данным Госкомстата, соответствующий индекс составлял: в 1997 г. — 107,1%, 1998 г. — 103,9%, 1999 г. — 109,6%, 2000 г. — 113,2%, 2001 г. — 114,2%, 2002 г. — 107,0% и 2003 г. — 119,8%. Советская система, для которой производительность труда была самым главным фактором победы нового общественного строя, не могла обеспечить аналогичные темпы роста. Подсчитано, что только в течение 2000 — 2003 гг. среднегодовой прирост производительности труда в промышленности Украины составил 16,7%. Это более чем в 5 раз превышает темпы советского периода — 1985 — 1990 гг. Причем нынешний уровень производительности труда в промышленности почти на треть превышает показатель докризисного 1990 г.
В связи с этим вряд ли можно отрицать очевидное — мы уже прошли значительный отрезок пути системной модернизации украинской экономики, начатой еще на старте экономических реформ. Экономический рост 2000 — 2003 гг. — это, с одной стороны, естественный результат этой модернизации, с другой — стимул ее углубления. Так что любые попытки ограничить этот процесс сугубо воспроизводительными характеристиками связаны с серьезными методологическими просчетами.
Вторая группа факторов, характеризующих имеющиеся предпосылки экономического роста, связана с эффективной реализацией обоснованной еще в 1994 г. в Послании Президента «По пути радикальных экономических реформ» приоритетности политики макроэкономической стабилизации. Стоит отметить в этой связи всю остроту критики соответствующей позиции экономической стратегии Президента со стороны левой оппозиции, чтобы понять значимость сделанного. Тогда ситуация была сверхкритической. Предыдущий год — инфляция составляла астрономическую величину — 10258%. Это был своеобразный мировой рекорд. Почти 40% бартера. Дефицит Сводного бюджета государства — 8,9% ВВП. Механизм его покрытия — прямая эмиссия НБУ. Выполнение годовых бюджетных предписаний — всего 60%. Почти на нулевой отметке международные валютные резервы и ежегодно растущий дефицит платежного баланса. Плюс огромные долги России за энергоносители. Страна на грани официального провозглашения своей внешней неплатежеспособности. Тогда даже не верилось, что из такой пропасти можно выбраться. Собственно, с этого начиналось президентство Л. Кучмы.
Ныне макроэкономическая стабильность, составляющая основу формирования благоприятного инвестиционного климата, одна из самых прочных среди стран с переходной экономикой. Это признают и западные эксперты. Речь идет о надежной стабильности национальной денежной единицы и о фактической бездефицитности (с1%) в течение последних четырех лет государственного бюджета. Крайне важен ощутимый рост с 1,5 млрд. долл. в 2000 г. до 6,9 млрд. долл. к концу 2003 г. золотовалютных резервов НБУ (сейчас их сумма превышает 8,5 млрд.). Начиная с 1999 г. имеем позитивное сальдо текущего счета платежного баланса. В 2002 и 2003 гг. — это почти 3 млрд. долл. ежегодно (более 6% ВВП). Экономические неурядицы в странах Центральной Европы связываются в первую очередь с превышением критической черты дефицитности платежного баланса. В 2002 г. в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии соответствующий дефицит составлял 4,6-8,2% от ВВП. Замедление темпов экономического роста в этих странах в последние годы в значительной степени объясняется этим фактором.
Наконец, третья базовая предпосылка экономического роста — формирование благоприятного инвестиционного климата и на этой основе — инвестиционной модели экономического прогресса.
Представленные в Послании Президента данные статистического анализа свидетельствуют об утверждении нового качества роста, связанного с расширением внутреннего рынка и началом интенсивного обновления основных производственных фондов, ощутимым ростом инвестиционного спроса. В 2003 г. доходы нефинансовых корпораций росли с опережением динамики ВВП, что обусловило ощутимый рост инвестиций в основной капитал, 62,8% которых освоено за счет собственных средств предприятий и организаций. С 22,3 в 2002 г. до 36,0% в 2003 г. возросла доля долгосрочных кредитов коммерческих банков. В целом за год прирост инвестиций в основной капитал составлял 27,7%, в том числе в машины и оборудование — 32,9%.
В технологической структуре инвестиций в основной капитал возрастает доля расходов на приобретение машин, оборудования, оборудования для новопостроенных объектов и для реконструкции и технического переоснащения действующих предприятий. В 2003 г. удельный вес этих расходов составлял 56,0% от общего объема (в 1999 г. — 47,1%).
В последние годы в Украине сохраняется тенденция увеличения объема привлеченных прямых иностранных инвестиций. На 1 января 2004 г. общий объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в Украину составлял 6,7 млрд. долл. США. Прирост иностранного капитала в 2003 г. составил 1185,7 млн. долл. (21,7%).
Рост инвестиционного спроса обусловил опережающие темпы производства продукции машиностроения. Сегодня эта базовая отрасль все в большей степени берет на себя локомотивную функцию роста украинской экономики. Укрепляется ее инновационный потенциал. Это один из важнейших факторов экономической динамики последних лет. Таким образом, утверждения скептиков о сугубо сырьевой трансформации украинской промышленности не имеют никаких оснований. За четыре года объемы машиностроения — основной отрасли украинской индустрии — удвоились. В 2003 г. они выросли на 35,8%. На 39% в прошлом году возросли объемы импорта машин и оборудования. Это еще одно доказательство утверждения принципиально новой, нацеленной на будущее, модели инвестиционного роста украинской экономики. Соответствующая модель принципиально отличается в первую очередь от российской, где локомотивом роста выступают отрасли топливно-энергетического комплекса.
РИСКИ
Автора этой публикации, как, убежден, и общество в целом, вполне естественно беспокоит вопрос: насколько мощен сформированный в последние годы потенциал экономического роста, каковы возможности пролонгации полученных за четырехлетний период результатов на более отдаленную перспективу? Ответ на этот вопрос содержится в разработанном ведущими учеными-экономистами (по поручению Президента) фундаментальном исследовании «Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004 — 2005 годы», которое в ближайшее время будет представлено общественности. Ценность этого документа, в разработке которого автору этой статьи пришлось принимать участие, заключается в первую очередь в том, что в нем обосновываются условия сохранения максимально высоких темпов роста ВВП (6-7% в среднегодовом измерении) на среднесрочную (до 2015 г.) перспективу. Отсюда очевидно и содержание основных рисков, которые могут воспрепятствовать реализации соответствующих стремлений.
Не детализируя эту проблему, отмечу только несколько базовых замечаний.
На первое место следует поставить систему рисков, связанных с незавершенностью процесса формирования полноценной рыночной среды, допущенными ошибками и противоречиями осуществляемых реформ в предыдущий период. Некомплексность рыночных преобразований оказалась одной из основных причин исключительно сложной ситуации, сложившейся в прошлом году в АПК и на продовольственном рынке. Негативные последствия самой жестокой за послевоенные годы засухи могли быть значительно меньше, если бы мы не остановились на полпути в реформировании земельных отношений, обеспечили бы создание эффективных атрибутов аграрного рынка, надежную государственную поддержку (в соответствии с мировой практикой) сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Системная незавершенность рыночных реформ является основной причиной принципиальных недостатков и в развитии энергетического сектора, рынка труда, других сфер экономики. С учетом этого, в нынешнем Послании Президента представлены три тематических доклада «Энергетические рынки Украины: направления развития и совершенствования», «Формирование и развитие аграрного рынка» и «Становление и развитие рынка труда в Украине: проблемы и перспективы решения», в которых представлен всесторонний анализ соответствующих проблем и определены механизмы их решения.
Известно, что проблема углубления рыночных преобразований не ограничивается только отмеченной проблематикой. Ныне этот вопрос рассматривается в более широком контексте. Особенно конструктивна в этом позиция Президента в отношении осуществления политики новой волны реформ, которые должны окончательно завершить экономическую модернизацию.
Среди существующих рисков так же значима проблема тенизации экономики, определению путей преодоления которой также посвящен специальный тематический доклад Послания «Стратегия детенизации украинской экономики». Необходимо учитывать, что в последние годы уровень тенизации нашей экономики несколько снизился: с 43,5% в 1997 г. до 35% — в 2003 г. Однако в целом он остается слишком высоким, и в связи с этим в Послании обосновываются неотложные пути решения и этой проблемы. В целом ставится вопрос о путях формирования «экономики доверия», где ключевыми задачами являются утверждение конструктивного диалога между властью и бизнесом, надежная защита частной собственности, углубление либерализации, снижение налогового давления и другое.
Третьей проблемой, которая рассматривается в специальном докладе нынешнего Послания, и которая также связана с существующими рисками, является проблема укрепления потенциала развития регионов и определения путей преодоления социально- экономических диспропорций регионального развития. Нужно отметить, что значительные диспропорции в экономическом и социальном развитии регионов унаследованы нашим государством от бывшего СССР. За годы независимости эти диспропорции еще больше углубились. В 1996 — 2002 гг. коэффициент вариации по величине валовой добавленной стоимости на одного человека по регионам увеличился с 2,17 до 5,93 (в фактических ценах). Увеличивается дифференциация между регионами по показателям развития промышленности, формирования кредитных ресурсов и инвестиций в основной капитал и (что самое опасное) по показателям социального развития. С учетом соответствующей ситуации признано необходимым введение официального понятия «депрессивный регион». Отсюда очевидно — важным направлением формирования стабильности политико-экономической системы является проведение эффективной государственной региональной политики. Такая политика в Украине до сих пор остается несформированной. Таким образом Послание Президента не только привлекает внимание и к этой проблеме, но и указывает на конкретные шаги по ее реализации.
Разумеется, к возможным рискам следует отнести и ряд проблем, определяющих социально- политическую стабильность в государстве. Это понятная истина. Если говорить о благоприятном инвестиционном климате (а это базовая основа роста), то соответствующая стабильность берет на себя едва ли не основную функцию. На этом акцентируется внимание и в Послании Президента. В связи с избирательной гонкой, подчеркивается в нем, основные риски экономического роста переместились в сферу политических отношений. Потери, которые в связи с этим может понести украинская экономика, могут быть чрезвычайно велики. Задача всех конструктивных политических сил общества и властных структур — не допустить такого развития событий, обеспечить реальную консолидацию власти и общества, преемственность политики и на этой основе предпринять новые ощутимые шаги на пути укрепления основ дальнейшего социально-экономического роста и развития. Полностью разделяю эту позицию.