Обсуждение проекта только началось, но уже сегодня можно констатировать, что политики демонстрируют неоднозначное отношение к реформе. Их первые высказывания и комментарии подтверждают, что политикум продолжает функционировать в режиме противостояния и борьбы интересов различных финансово-промышленных и региональных групп.
Изначально в этом ничего плохого нет. Скорее, это естественно, потому что изменилась экономическая и политическая среда. Но, к сожалению, наше общество до сих пор не структурировано по социально-политическим интересам, и отсутствие такой структуризации привело к проявлению уродливых симптомов застоя во всех сферах жизнедеятельности общества. Причин этому много, но одна из них заключается в том, что реформирование экономики и власти идет как бы само по себе и для себя обособлено от жизни рядовых граждан. Ни мы лично, ни наши интересы практически не влияют на ход политических баталий даже для защиты наших минимальных социальных потребностей. Скорее, их используют в политических играх конкуренты в качестве аргумента давления друг на друга.
Существующая сегодня в Украине структура Законодательной власти совершенно естественным образом делает основными заинтересованными участниками политических битв отрасли промышленности и финансово- промышленные группы. Граждане в таких войнах традиционно исполняют роль «электорального мяса», которое бросают в митинги и пикеты. Учитывая порядок формирования депутатского корпуса, к числу борющихся частенько добавляются и генералы мажоритарных полей, использующих свои властные возможности в пользу того или иного региона. Бюджетный скандал немного приоткрыл завесу над так называемой «цивилизованной депутатской семьей» (слова спикера ВР Литвина) и продемонстрировал самые неприглядные формы реализации региональных интересов.
Говоря простым и понятным языком, депутаты, которых мы выбираем по мажоритарным округам, так же пытаются что-то сделать для регионов. Но эффективность этих попыток прямопропорциональна должностям и авторитетности персон, что ставит под сомнение чистоплотность методов, которыми такие попытки реализуются. О справедливом распределении бюджетных ресурсов говорить не будем. Ведь не может же у нас быть 27 глав бюджетных комитетов.
Борьба интересов различных финансово-промышленных групп приводит не только к позитивным сдвигам в экономике, но и к достаточно негативным трансформациям в социальной сфере регионов. Точно так же как общество расслаивается на бедных и богатых, так и различные регионы начинают приобретать статус перспективных и угасающих. Регионализация политики приобретает уродливые формы. Бедные и угасающие регионы все интенсивнее теряют возможности получить полноценное представительство в законодательной власти страны.
Такие процессы не могут происходить бесконечно. Следующим этапом расслоения регионов может быть неконтролируемая, спонтанная и протестная формы федерализации Украины. О том, хорошо это или плохо быть федерацией, споры идут давно. Но пока политики не пришли к единому мнению, стоит посмотреть на нашего северного соседа.
Федеративная Россия дорого заплатила за законодательную автономию своих регионов. Война в Чечне, наверное, один из самых тяжелых уроков новейшей истории России. Из него можно сделать много выводов. И только один не подлежит сомнению — уровень свободы регионов всегда должен соответствовать уровню их ответственности за качество жизни граждан и формировать общность интересов в развитии всей страны. В предлагаемой Президентом реформе механизм установления такой ответственности и общности реализуется двухпалатной структурой парламента, в которой каждый регион будет наделен равными полномочиями.
Вопрос о том, каким будет механизм защиты территориальной целостности и сохранения единства нации не праздный. Ведь создание такого механизма призвано обеспечить Украине возможности для всестороннего и полноценного функционирования институтов местного самоуправления и сформировать условия равных возможностей для развития всех регионов страны. Пока ситуация выглядит плачевно. Передо мной два маленьких информационных листка. На одном — территориальное представительство регионов в Верховной Раде, а на другом данные по инвестированию программ развития регионов. Из них складывается интересная картина. Например, Кировоградская область имеет ДВУХ из 450 депутатов и занимает нижние позиции по инвестиционной привлекательности, а Киевская чрезмерно богата своими представителями и лидирует в списке объемов инвестированного капитала.
Отнюдь неслучайное совпадение. С позиции решения такой проблемы, основным в обсуждении президентского проекта конституционной реформы должно стать не то, нужен нам или не нужен двухпалатный парламент, а то, каковы должны быть принципы и правила его формирования и работы, чтобы подобных диспропорций не существовало. Ведь задача в проекте конституционной реформы сформулирована четко — от войны региональных интересов перейти к условиям равных возможностей.
Часто можно слышать, что эта конституционная реформа нужна только тем, кто будет ею заниматься. Но так ли это? Думаю, что нет. Потому что даже первичная потребительская общественная экспертиза показывает, что эта реформа нужна прежде всего нам — гражданам, не способным сегодня достучаться до политиков. Причина проста — политики имеют возможности удовлетворять нужды отраслей промышленности и региональных финансово-промышленных групп, оставляя при этом на задворках жизни всю социальную сферу регионов. И сегодня Конституция не предусматривает никаких способов для изменения ситуации в пользу общества. А значит, пришло время обществу изменить саму Конституцию.